Получи документы

Инновационный подход к организации образовательной деятельности в ДОУ на основе экспериментальной деятельности

Екатерина Червенко
Инновационный подход к организации образовательной деятельности в ДОУ на основе экспериментальной деятельности

Аннотация. В статье рассматриваются инновационные педагогические технологии по работе с дошкольниками на основе экспериментальной деятельности в условиях ДОУ.

Ключевые слова: познавательный интерес, экспериментальная деятельность, опыты и эксперименты, дошкольники.

В связи с тем, что 2021 год объявлен годом «Науки и Технологий», а также во исполнение Федеральных проектов, входящих в состав Национального проекта «Образование», возникает необходимость поиска современных педагогических технологий воспитания и обучения, создание условий для обеспечения мотивации к учебным действиям, вовлечение каждого в образовательный процесс [4]. Одним из возможных путей решения поставленных целей и задач может стать экспериментальная деятельность с дошкольниками в условиях ДОУ.

Публикация «Инновационный подход к организации образовательной деятельности в ДОУ на основе экспериментальной деятельности» размещена в разделах

Актуальность темы экспериментирования в ДОУ обусловлена как задачами Федеральных проектов, так и базовыми принципами ФГОС ДО. Педагогу необходимо создавать все необходимые условия каждому ребенку для самостоятельного, практического, творческого поиска информации, с целью раскрытия его потенциала, усовершенствования способности в открытии свойств объектов окружающей действительности, т. е. наша задача состоит в превращение образовательного процесса в инструмент творческого освоения мира. Исходя из последних данных по изучению мотивации к учебной деятельности у младших школьников, можно сделать вывод о том, что данный процесс находится на низком уровне, дети зачастую не готовы к самостоятельному поиску информации, эмоциональная заинтересованность невелика [5]. Один из возможных путей решения поставленной проблемы - создание условий для детского экспериментирования в условиях ДОУ, где каждый ребенок может найти себе занятие по силам, интересам и способностям.

Опираясь на исследования академика Н. Н. Подъякова относительно вопроса экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста можно сделать вывод о том, что данный вид деятельности сопровождает ребенка непрерывно, начиная с младенческого возраста [1,3]. Изначально данный вид деятельности представлен в виде элементарных действий с предметами, это извлечение звуков из предметов (удары по предмету, бросание игрушки, разбор игрушки по запчастям, опускание предметов различной формы и величины в воду и т. д. На этапе дошкольного возраста экспериментальная деятельность в условиях ДОУ находит свое отражение в основной образовательной программе и в модульном планирование. Занимаясь с детьми экспериментированием в рамках запланированной деятельности, педагоги МБДОУ ДС №26 «Солнышко» г. Старый Оскол пришли к выводу о том, что данный вид деятельности весьма эффективен в освоении информации о свойствах и объектов окружающей действительности. Дети проявляют познавательную активность, любознательность, заинтересованность, инициативу по проведению самостоятельных опытов и экспериментов. В связи с чем был сделан вывод о том, что данный вид деятельности можно вывести за рамки основной образовательной деятельности, и нами были апробированы на практике проведение опытов и экспериментов во время, свободное от организованной образовательной деятельности.

Необходимо отметить, что по результату проведения эксперимента у детей возникает настолько большой восторг от новых открытий, что зачастую в эмоциях «растворяется» педагогическая задача, направленная на освоение новой информации. В вязи с чем необходимо начало эксперимента посвятить фокусировки внимания дошкольников на заданной проблеме. Также по результату проведения эксперимента вновь вернуться к поставленным целям и задачам, подвести итог проделанной работы. В процессе экспериментирования педагогу необходимо предоставить возможность проявления инициативы каждому ребенку, дать возможность как теоретически предоставить свои домыслы, так и практически поучаствовать в экспериментальной деятельности, ведь опираясь на психологические особенности дошкольников, информация, которую ребенок получает самостоятельно при помощи практических действий надолго фиксируется в его памяти, в отличии от информации, полученной путем прямой передачи знаний.

Необходимым условием для успешного решения образовательной задачи через экспериментальную деятельность является наличие необходимого оборудования. Это создание специально отведённого центра экспериментирования с наличием различных колбочек, пробирок, весов, а также расходного материала (глина, соль, клей, сечи, воздушные шары и т. д.). Также возможно поиск природного материала для проведения опыта во время совместной прогулки с детьми.

При помощи экспериментальной деятельности можно изучить свойства воды, воздуха, света, электричества, физические свойства различных материалов. Однажды, продемонстрировав в качестве альтернативы традиционного формата проведения ООД - экспериментирование, был сделала вывод, что данный формат занятий наиболее интересен детям. Они активно принимают участие в деятельности, видна их заинтересованность, положительная эмоциональная рефлексия. Само мероприятие выстраивается поэтапно: традиционно изначально создается проблемная ситуация, детьми формулируется вопрос, ставится цель и определяются задачи. Затем выдвигаются предположения детей о том, как разрешить поставленные задачи, и происходит плавный переход к практической части. Детям предлагается необходимый набор предметов для проведения эксперимента, а также дополнительные предметы и вещества на случай проявления инициативы детей по их использованию.

Для достижения высокой результативности от экспериментальной деятельности необходимо опираться на принцип личностно-ориентированного подхода, создавать проблемные ситуации различного уровня сложности на проведение опыта, в зависимости от психофизиологических особенностей детей. Также необходимо отметить что, наибольшую эффективность от опытно-экспериментальной деятельности можно достичь в небольшой подгруппе детей (7-10 человек, для того чтобы каждый ребенок мог проявить инициативу, непосредственно поучаствовать в ходе эксперимента.

На практике зачастую перед проведением какого-либо мероприятия по экспериментированию педагог проводит беседу на тему предстоящего эксперимента, предлагается просмотр тематических картинок, чтение специальной литературы, разгадывание загадок по теме, а также предлагается проведение открытой дискуссии, где каждый ребенок делится домыслами, рассказывает ситуацию из жизненного опыта и т. д.

В ходе опытно-экспериментальной деятельности у ребенка формируется познавательный интерес, развивается логическое мышление, увеличивается словарные запас, формируются навыки проведения опытов и экспериментов, навыки работы в коллективе, а также навыки соблюдения техники безопасности. Для формирования большей мотивации при проведении опытно-экспериментальных действий предлагается использование специальных костюмов (халат, защитные очки, перчатки, шапочки, маски, в данном случае дети чувствуют себя настоящими исследователями, учеными, создается атмосфера лаборатории, дети ощущают свою значимость, возникает дальнейшая заинтересованность в проведении экспериментирования.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что опытно-экспериментальная деятельность в полной мере отвечает современным принципам образования, является инновационным педагогическим методом и соответствует требованиям ФГОС ДО, отвечает заданным целям и задачам Федеральных проектов, входящих в состав Национального проекта «Образование».

ЛИТЕРАТУРА

1. Поддьяков, Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддьяков. М., 1996. -32 с.

2. Поддьяков, Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект / Н. Н. Поддьяков. Волгоград: Перемена, 2013. - 47 с.

3. Поддьяков, Н. Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами / Н. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 1996. No 4. С. 14-24.

4. https://minpromtorg.gov.ru/common/upload/docVersions/5d623e7b1547a/actual/Информационные_материалы_о_национальных_проектах_по_12_направлениям_стратегического_развития_compressed.pdf

5. https://psyjournals.ru/files/76730/kip_2_2015_Arkhireyeva.pdf

Публикации по теме:

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Подход к питанию один — мы то, что мы едим»Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Подход к питанию один — мы то, что мы едим» Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста потребность к здоровому образу жизни. Задачи: Познавательные: - закреплять понятий.

Конспект НОД «Что лучше — ткань или бумага?» во второй младшей группе на основе экспериментальной деятельностиКонспект НОД «Что лучше — ткань или бумага?» во второй младшей группе на основе экспериментальной деятельности Цель: способствовать накоплению у детей представлений о разных видах материала: ткань и бумага. Задачи: 1. Обучающая: Формировать представления.

Конспект совместной образовательной деятельности по организации хозяйственно-бытового труда в подготовительной группеКонспект совместной образовательной деятельности по организации хозяйственно-бытового труда в подготовительной группе «Наведём порядок в группе!» Цель: Формирование у детей желание поддерживать чистоту и порядок в группе. Задачи: 1. Учить детей участвовать.

Конструирование из деревянного конструктора в организации образовательной деятельности с детьми в ДОУКонструирование из деревянного конструктора в организации образовательной деятельности с детьми в ДОУ Конструирование – это особая форма детской деятельности, основная цель - создание из различных материалов разнообразных игровых поделок.

Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС  На протяжение многих лет я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Хочу с вами поделиться с моделью организации образовательной.

Опыт работы по организации экспериментальной деятельности с детьми раннего возрастаОпыт работы по организации экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Перспективное планирование организации совместной образовательной деятельности «Хозяйственно-бытовой труд» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию перспективное планирование организации совместной образовательной деятельности с детьми второй.

Содержание парциальной образовательной программы по экспериментальной деятельности. Модуль1 «Вода»Содержание парциальной образовательной программы по экспериментальной деятельности. Модуль1 «Вода» Содержание парциальной образовательной программы. Модуль1 «Вода» Тема 1.1 «Живая вода» Содержание темы. Вода – бесцветная прозрачная.

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности «Сила магнита» Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: Сила магнита Возрастная группа:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный подход к организации образовательной деятельности в ДОУ на основе экспериментальной деятельности
Опубликовано: 10 декабря 2022 в 16:37
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационный подход к организации образовательной деятельности в ДОУ на основе экспериментальной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Червенко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД