Лучший педагог года

Инновационные способы постановки звуков по системе «Дерево»

Семенова Елена
Инновационные способы постановки звуков по системе «Дерево»

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Тема моего выступления Инновационные способы постановки звуков по системе «Дерево». Логопеды с большим стажем знакомы с этой системой. Я же. имея небольшой стаж работы, открыла ее для себя недавно и хочу рассказать о ней начинающим логопедам.

Слайд2.В настоящее время детей, имеющих нарушения речи, почти всегда сопровождает диагноз «Дизартрия», т. е нарушения иннервации речевого аппарата. Чаще всего мы наблюдаем «стертую дизартрию». Недостатки произношения при стертой дизартрии носят самый разный характер, и все же основной признак этого нарушения - смазанность, размытость, нечеткость артикуляции, которые особенно резко обнаруживаются в потоке речи.

Публикация «Инновационные способы постановки звуков по системе „Дерево“» размещена в разделах

Я тоже столкнулась с этой проблемой. У меня в группе из 24 человек 14 детей имеют диагноз МДР и один – дизартрия. Поэтому я решила подробнее изучить эту тему

Слайд3. Проанализировав научно-методическую литературу по вопросу коррекции звукопроизношения, я решила попробовать методику Е. Ф. Архиповой.

Она предлагает вести работу по исправлению звуков приемами нейростимуляции. В своей работе я использую авторские технологии Архиповой Елены Филипповны : тактильно - кинестетическая стимуляция на колючих ковриках и экспресс- методики постановки звуков по подражанию «Дерево»

Слайд 4. Данная методика по системе «Дерево», успешно апробирована на детях, страдающих стертой дизартрией, но может применяться и при других нарушениях звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика, лежащая в основе системы «Дерево», является экономной в плане затраты времени и трудоемкости для ребенка и логопеда. Дополнительным эффектом применения этой системы является улучшение дикции и просодии в целом. В ходе освоения артикуляционных движений и укладов для звуков у детей формируется навык самоконтроля за положением органов артикуляции и четкие кинестезии, что является предпосылкой предупреждения артикуляторно-акустической дисграфии при стертой дизартрии, которая проявляется пропусками,заменами букв.

Цель активной гимнастики-создание положительных кинестезий и ощущений в мышцах.

Слайд 5. Е. Ф. Архипова выделяет 20 упражнений: 1. «Забор»; 2. «Окно»; 3. «Мост»; 4. «Парус»; 5. «Трубочка»; 6. Чередование «забор-трубочка»; 7. «Лопата»; 8. «Лопата копает»; 9. «Вкусное варенье» 10-а; «Теплый ветер»; 11. «Цокает лошадь»; 12. «Молоток»; 13. «Дятел»; 14. «Пулемет»; 15-а. «Холодный ветер; 15-б. «Комар»; 16-а «Пароход» 1 вариант; 16-б. «Пароход» 2вариант; 17. «Пароход гудит»; 18. «Маляр»; 19. «Качели»; 20. «Фокус».

Слайд 6.Каждое упражнение отрабатывается в 4 шага:

-перед зеркалом;

-по подражанию;

-по инструкции;

- с биоэнергопластикой. (Биоэнергопластика - это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук.).

Слайд7.

Также Елена Филипповна предлагает 4 комплекса артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики, которые представлены в виде четырех ветвей дерева. Какая веточка выросла, т. е. какой комплекс ребенок освоил, такой звук и ставим.

1 комплекс упражнения для шипящих

Забор – Окно – Мост – Лопата – Лопата копает – Вкусное варенье – Фокус – Теплый ветер (номера упражнений № 1 №2 №3 № 7 №8 № 9 № 20 №10).

2 комплекс упражнения для звука Р

Забор – Окно – Мост – Парус – Цокает лошадь – Молоток – Дятел – Пулемет (номера упражнений № 1 №2 №3 № 4 №11 № 12 № 13 №20 №1).

3 комплекс упражнений для звука Л

Забор – Окно – Мост – Лопата – Пароход – Пароход гудит (номера упражнений № 1 №2 №7 № 4 №16 № 17).

4 комплекс упражнений для свистящих

Забор – Окно – Мост – Забор – Холодный ветер (номера упражнений № 1 №2 №3 № 1 №15).

Чтобы добиться успешного исправления звукопроизношения у детей с дизартрией, необходимо строить коррекционную работу так, чтобы на занятии у ребенка было задействовано как можно больше анализаторов: и зрительный, и слуховой, и кинестетический, и двигательный.

Автоматизация звуков у детей со стертой дизартрией имеет свои особенности

Экспериментально была доказана эффективность включения в структуру логопедических занятий на этапе автоматизации звуков в слогах и словах пальцевых упражнений на аппликаторе Кузнецова. Стимуляцию рецепторных зон осуществляют прижатием подушечек пальцев к предмету, имеющему поверхность заостренной формы с одновременным проговариванием слов, слогов или пропеванием гласных звуков. Тактильная чувствительность находит свое четкое запечатление в центре рече-двигательного анализатора. В качестве предметов, используемых для стимуляции, применяют массажные коврики, массажные щетки и варежки, мыльницы с игольчатой поверхностью, су-джоки.

Слайд 8. Я изготовила вот такие колючие ладошки

Все движения губ, языка тесно связаны с деятельностью двигательного анализатора, его функцией является восприятие, анализ и синтез раздражителей, идущих в кору головного мозга от органов речи. Движения пальцев рук на колючем коврике усиливает кинестезию.

Е. Ф. Архипова советует начинать постановку согласных с уточнения произнесения гласных, т. к. на их базе легче координировать работу всех частей артикуляционного аппарата, и именно гласные дают лучшую разборчивость при произношении, чем согласные. При этом необходимо добиваться утрированной артикуляции гласных звуков с максимальным включением круговой мышцы рта. Учим детей длительно, утрировано произносить гласные звуки с четкой артикуляцией, стимулируя таким образом периферический отдел двигательного анализатора.

Слайд 9 .Вводим зрительные опоры – символы для гласных звуков (из методики Т. А. Ткаченко, которые не только подсказывают, какой гласный звук произносить, но и напоминают, что губы должны активно работать.

Это обеспечивает четкость артикуляции. Это нелегко дается детям, так как они не привыкли широко открывать рот, почти все говорят с полузакрытым ртом. Поэтому это занимает много времени. Но зато, когда усвоена артикуляция гласных, легче поддается коррекции слоговая структура слова. После усвоения четкой артикуляции гласных можно подключить и пальцевые упражнения на колючей ладошке.

Итак, упражнения заключаются в следующем. Ребенок по очереди прижимает пальцы рук к коврику и при этом пропевает гласные. Начинаем с большого пальца - А, указательный дотрагивается – О, средний – У, безымянный – И, мизинец – Ы, вся ладонь – Э.

Слайд10. Утрированная артикуляция гласных звуков способствует подаче более четких афферентных импульсов (кинестезий) в кору головного мозга, а движения пальцев руки подкрепляют моторные образы звуков, приводя большую часть коры головного мозга в возбужденное состояние, что способствует их запоминанию и впоследствии – воспроизведению.

Такого плана тренировки органов артикуляции на переключение с одной артикуляции на последующую, проводимые в утрированном и умеренном темпах, создают прочные кинестетические и проприоцептивные ощущения.

Формируется стереотип новых четких артикулем. Движения пальцев по подкрепляют моторные образы звуков.

Автоматизация звуков у детей со стертой дизартрией имеет свои особенности

Слайд 12 Архипова Е. Ф. предлагает работать по автоматизации звуков с помощью модульной системы.

Предлагает 11 модулей (11 вариантов звукосочетаний) для автоматизации любого звука.

1 модуль – Отдельное произнесение С. Г. С-А, С-О, С-У…

Одновременно с произнесение гласных пальцы обеих рук поочередно прижимаются к поверхности игольчатого тренажера. Ребенку напоминают, чтобы активно работали губы при произнесении гласного звука.

2 модуль – СГ слитно.

3 модуль – Г…С. АС, ОС, УС…

4модуль – ГС слитно (обратный слог)

5 модуль – ГСГ (интервокальная позиция)

6 модуль – СГСn (СОМ, СЫН)

7 модуль – СnГС (БАС, КУС.)

8 модуль – ССnГ (стечение согл. СБА, СДИ, СКЫ)

9 модуль – СnСГ (КСА, ВСУ, ДСЫ)

10 модуль – ГСnСГ (АБС, АЛС)

11 модуль – ГССn (АСБ, АСД)

Слайд13.Я изготовила карточки со зрительными опорами

Также по модулям можно проводить и дифференциацию звуков. В этом случае берут слоги и звукосочетания с оппозиционными звуками.

Таким образом, систематическая работа с применением биоэнергопластики с использованием колючих ковриков оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, способствует развитию воображения, расширению активного и пассивного словаря, что в свою очередь позволяет нам достичь определённых положительных результатов в коррекционном процессе. Стоит отметить ещё один немаловажный «плюс». Данная методика позволяет логопеду избежать повторения многократных устных инструкций. Это снижает нагрузку на голосовые связки и артикуляционный аппарат, тем самым помогая сберечь здоровье самого педагога.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Коллективная аппликация «Вот какое дерево! Чудесное дерево!» по мотивам стихотворения К. Чуковского «Чудо-дерево»Коллективная аппликация «Вот какое дерево! Чудесное дерево!» по мотивам стихотворения К. Чуковского «Чудо-дерево» Корней Чуковский- один из первых авторов, который помогает развивать фантазию у детей. Согласны? тогда предлагаем вам отправиться с нами.

Современные инновационные технологии экологического образования дошкольников Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости.

Тонкости постановки звуков [Р], [Л], [Ш], [С]Тонкости постановки звуков [Р], [Л], [Ш], [С] Тонкости при постановке звуков "Р", "Л", "Ш", "С".Рекомендации логопеда. Вопрос логопеду: Пожалуйста, расскажите какие занятия нужно проводить.

Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ Слайд №2 «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого.

Инновационные технологии в ДОУ. Квест по ПДДИнновационные технологии в ДОУ. Квест по ПДД Квест - это приключение, как правило, игровое, во время которого участнику или участникам нужно пройти череду препятствий для достижения.

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников»Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу вам сообщить о современных подходах и методах по развитию коммуникативных компетенций дошкольников.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Инновационные способы постановки звуков по системе «Дерево» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Семенова Елена на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Инновационные способы постановки звуков по системе «Дерево»
Опубликовано: 19 января 2024 в 17:59
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД