Папки-передвижки

Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении подрастающего поколения

Елена Горбачева
Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении подрастающего поколения

В последнее время внимание российской общественности приковано к проблемам патриотического и гражданского воспитания. Об этом свидетельствуют как грандиозность подготовки и проведения юбилейных торжеств к 75-летию празднования Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., так и принятие специальных правительственных программ гражданского и патриотического воспитания молодёжи.

Публикация «Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении подрастающего поколения» размещена в разделах

Патриотизм (от греч. patriotes-соотечественник; patris-отечество) - любовь к Родине; идеология, декларирующая поддержку родной стране и деятельность на благо Отечества в представлении индивида; нравственный, основополагающий принцип.

Современный патриотизм проявляется не столько в сфере политической борьбы и дискуссий, сколько в области повседневных межличностных взаимоотношений, практической деятельности людей.

Патриотизм - в укреплении семьи и воспитании детей, уважении традиций, работе с полной отдачей по своей специальности. Патриотизм - в значимых публичных и политических формах - голосовании на выборах, праздновании исторических событий и юбилеев, участие в работе патриотических организаций.

Заставить "Родину любить" невозможно, зато можно создать фундамент для этой любви, основу для патриотизма повседневного, а не экстремально-героического и трескуче-формального. Патриотизм в России представляется тем звеном, которое может потянуть вверх всю цепь возрождения духовности, нравственности, социальной активности подрастающего поколения.

Что же может и должна делать детская библиотека в решении проблем патриотического воспитания сегодня?

Исходя из основных целей патриотического воспитания в работе детских библиотек, каковыми являются:

- Формирование активной жизненной позиции гражданина - патриота,

гордящегося своей Родиной;

- Воспитание любви к Родине, своему краю, городу, чувства верности Отечеству.

Вытекают основные задачи, которые стремится решить наша детская библиотеки:

Формирование и раскрытие документальных фондов, соответствующих задачам патриотического воспитания;

Формирование высокого патриотического сознания через организацию психологических тренингов, групповых и индивидуальных консультаций, ситуативных игр;

Популяризация государственной символики;

Пробуждение интереса к историческим документам, плакатам, фотографиям в рамках краеведческой деятельности; создание летописей населённых пунктов; улиц;

Воспитание любви к родному языку, литературе и культуре;

Формирование правовой и политической культуры, чёткой гражданской позиции пользователей при использовании активных и интерактивных форм работы: дискуссий, диспутов, спор-часов, конкурсов, поединков, турниров; исторических путешествий, веб-квестов, библио-такси

Воспитание толерантности как принципа взаимоотношений людей разных национальностей, рас, конфессиональной принадлежности;

Создание музеев при детской библиотеки и в библиотеки;

Организация встреч с участниками войн, ветеранами тыла, военнослужащими;

Совместная творческая деятельность библиотек с общественными патриотическими, ветеранскими организациями, историко-патриотическими клубами и движениями;

Разработка и внедрение авторских и целевых программ;

Обсуждение темы патриотического воспитания в профессиональной среде на конференциях, коллоквиумах, семинарах, круглых столах, при проведении библиосоциологических исследований;

Оказание помощи в преодолении такой степени социализации как подготовка к службе в армии;

Ориентирование молодёжи на выбор профессии социального работника, спасателя, пожарника, сотрудника правоохранительных органов, военнослужащего, врача;

Анализ опыта работы библиотек и нашей страны и нашего региона показывает, что специалисты библиотек активно работают в данном направлении, используя современные формы и методы библиотечной деятельности. Мероприятия, проводимые библиотеками в рамках патриотического воспитания, можно разделить на семь основных направлений.

1. Историко-патриотическое воспитание, его цель- популяризация и изучение российской военной истории, военных подвигов российских солдат в Отечественных войнах и локальных конфликтах, уважительное отношение к живым и павшим участникам минувших войн.

2. Духовно-нравственное воспитание направлено на осознание молодёжью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности. Прогресс любой нации, включая материальный прогресс, основан на приоритете духовно-нравственных ценностей и патриотизме, в последнее время для россиян это особенно актуально. «Для гражданина России особенно важны моральные устои, именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и национальном авторитете» В. Путин.

Патриотизм самым тесным образом связан с культурой человека, и можно сказать, что патриотизм – это свойство культурного человека, воспитанного на сокровищах отечественной и зарубежной литературы. Воспитание патриота на лучших образцах отечественной литературы – главное в работе детских библиотек. Например, можно провести читательскую конференцию «Онегин, добрый мой приятель» по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Главная задача мероприятия – помочь ребятам понять и оценить роль и значение романа в русской и мировой культуре. Широкое знакомство с литературой о поэте и его эпохе – все это вместе рождает чувство гордости за Отечество, ее культуру и литературу. Готовя мероприятия по отечественной литературе, можно использовать такую форму как: тейбл-ток (разговор за столом, свободное обсуждение темы, книги или старинная русская «светская беседа» за чашкой чая (или кофе).

3. Историко-краеведческое воспитание нацелено на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе. Привязанность к Малой Родине, к её природе, истории и культуре, к родословным корням и традициям часто становится для человека основой любви к Родине Великой. Это делает особенно благородной миссию библиотечного краеведения, тем более, что детские библиотеки в последние годы повсеместно становятся ведущими краеведческими центрами на местах.

Библиотекари-краеведы создают мнение о своем городе и крае, стремятся открыть “малую родину” для страны. Сотрудники муниципальных библиотек включаются в краеведческий поиск, собирают и систематизируют материалы, пишут летопись малой родины. Большую помощь при этом оказывают дети и молодёжь, местные жители.

Различные формы библиотечного краеведения оправдывают себя, являются эффективным средством патриотического воспитания.

Развитию индивидуальных творческих способностей пользователей в детской библиотеке способствует использование активных методов общения, в которых читатель является не пассивным слушателем, не объектом воспитательного воздействия, а активным участником.

4. Военно-патриотическое воспитание ориентировано на формирование у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооружённой защите.

5. Гражданско-патриотическое воспитание формирует правовую культуру и законопослушность, навыки оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянную готовность к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

Сотрудники многих детских библиотек подключились к решению проблемы государственной важности – привлечение молодежи к исполнению воинского долга. Библиотекари оказывают призывникам информационную поддержку, как в стенах библиотек, так и в других учреждениях.

Формальный "патриотический набор" – знание гимна, герба, флага, основных статей Конституции обязателен для каждого гражданина как свидетельство его принадлежности к стране. Рождение традиций уважения к государству, его символам, истории, законам происходит достаточно вяло, так как не поддерживается на бытовом уровне в семье. Полученные в школе установки, что каждый "гражданином быть обязан", разбиваются о цинизм взрослых по отношению к законам, государственной власти и символам государства, о "гражданское иждивенчество" и нежелание признать необходимость личной ответственности и личного участия в жизни города и страны.

Библиотеки пытаются заинтересовать ребят, рассказать об истории государственной символики, о системе управления страной и принципах демократии, используя все доступные для каждого возраста информационные ресурсы. Одним из главных способов формирования гражданского сознания – отход в библиотеке от диктата взрослого, присутствие в мероприятиях диалога, причём не только диалога по вертикали (взрослый – ребёнок, но и диалога по горизонтали (между самими ребятами). Цель – пробудить подрастающее поколение к размышлениям, научить высказывать своё мнение, уважать право на мнение, отличное от твоего. Только обращаясь к личному опыту ребят, к их впечатлениям, переживаниям можно достичь результатов. В качестве примера, который можно использовать в работе, приведём "Декаду молодого патриота",

Тематический план декады может включать в себя:

Торжественное открытие Декады молодого патриота.

День Отечества, в ходе которого проводятся выставки, беседы, обзоры, вечера и т. д., посвященные истории, настоящему и будущему России и Вологодчины, государственной символике РФ.

День Российской армии, который посвящён русской армии и флоту. Основная задача Дня Российской армии - через историю армии показать отдельные эпизоды истории России. В мероприятиях этого дня можно связать литературу и историю, музыку и историю. Можно провести обзор истории военных учебных заведений. На тематических выставках можно представить батальный жанр живописи, журналы для молодёжи армейской тематики и т. д.

День призывника, в ходе которого можно организовать индивидуальные и групповые консультации различных специалистов по вопросам призыва на военную и альтернативную службу. •

День патриотического кино, посвящённый отечественному кинематографу. В ходе этого Дня можно провести видеолекторий "Сыны Отечества", посвящённый выдающимся людям России, который можно дополнить викторинами и конкурсами. Более глубокому осмыслению темы может способствовать сравнение патриотической книги с её киноверсией. •

День памяти, посвящённый Великой Отечественной войне и локальным войнам (Афганистан, Чечня). Здесь можно провести вечера - встречи с участниками войн, вечера памяти, посвящённые погибшим землякам и т. д.

День Самарской губернии, посвящённый краеведческой тематике.

День патриотической книги, в ходе которого можно использовать весь арсенал средств популяризации книги: тематические выставки, вечера, литературные композиции, беседы, обзоры, игровые программы, встречи, читательские конференции, дискуссии, ток-шоу.

6. Социально-патриотическое воспитание направлено на воспитание социально-активной личности. Например: «Молодежные субкультуры в России», часы здоровья, выставки-предупреждения.

7. Героико-патриотическое воспитание ориентировано на популяризацию героических профессий, а также знаменательных и исторических дат в нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

Главной задачей детских библиотек является выявление роли и возможности книги и чтения в становлении личности, постановка их на службу формирования молодого поколения патриотов.

Современные детские библиотеки представляют собой уникальные хранилища разнообразных знаний, в том числе и по вопросам, связанным с патриотическим воспитанием. Библиотеки, являясь наиболее доступным социальным институтом, раскрывают с помощью своих фондов сложность и неоднозначность отечественной истории, дают представление о гражданских правах и обязанностях. Таким образом, работа детских библиотек по патриотическому воспитанию подрастающего поколения должна быть подкреплена мощными интеллектуальными ресурсами книжных фондов.

Отечественная история даёт огромный материал для развития чувства патриотизма. Это, прежде всего великие битвы за Отечество: и Невская, и Куликовская, и Полтавская, и Бородинская. Но сражения с гитлеровским фашизмом даже в этом перечне исключительны. Великая Отечественная война 1941-1945 годов - огромный пласт событий, ещё не до конца изученных, понятых и оценённых. Существует немало толкований, а порой и фальсификаций истории Великой Отечественной войны. Встречаются попытки принизить значение подвига советских людей, сокрушивших германскую военную машину, освободивших свою страну и народы Европы от фашистского порабощения.

Что же в этой связи должны рекомендовать юному пользователю библиотекари? Те книги, которые говорят о войне объективно и правдиво, но при этом подчёркивают гигантское значение всего, совершённого советским народом. Тяготы войны были неисчислимы, на её фронтах полегли миллионы солдат, граждан нашей страны. Но главное - Отечество наше было сохранено. Его отстояли те, кто шёл под пули врага ради спасения Родины, проявляя беззаветное мужество.

Для того чтобы в наше время хранить незапятнанной память о войне, защищать её от любых нападок, мужество требуется немалое. Научить себя и учить других хранить эту память - одна из функций библиотекарей. Ведь только в библиотечных фондах она представлена в организованном виде, доступном для любого пользователя.

В последнее время в библиотеках широкое распространение получил программно-целевой метод деятельности, что позволяет выстроить систему мероприятий, сделав их более эффективными.

Детские библиотеки активно участвуют в Федеральный целевой программе «Патриотическое воспитание граждан». Кроме того, создаются собственные программы патриотического воспитания.

Российские библиотеки имеют богатый опыт работы по патриотическому воспитанию граждан, однако на протяжении последних пятнадцати лет формы и методы воспитания стали меняться.

Сегодняшнего юного пользователя не интересуют мероприятия, рассчитанные на пассивное восприятие, его привлекают те, в которых он является активным участником.

1. Башкова Н. Г. Патриотическое воспитание в муниципальных библиотеках [Электронный ресурс] // МБУК «Новозыбковская городская централизованная библиотечная система: [сайт]. - Режим доступа: https://nowbibl.ru

2. Гурьян З. П. Патриот. Гражданин, Читатель: патриотическое воспитание детей и юношества в библиотеке [Электронный ресурс] // Омская областная библиотека для детей и юношества: [ сайт]. – Режим доступа: https://oubomsk.ru

Публикации по теме:

Мини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возрастаМини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Доброго времени суток! Музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, помогает заложить нравственные основы,.

Фотоотчет о патриотическом воспитании учащихся школы-интерната «Великий День Победы»Фотоотчет о патриотическом воспитании учащихся школы-интерната «Великий День Победы» Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая.

Консультация для родителей о нравственно-патриотическом воспитании дошкольников «Мы помним!» Уважаемые родители каждый год в одно и тоже время мы с вами и наши детки отмечаем один праздник, «День победы!», но что это за праздник.

Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей»Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей» У хозяев в каждом доме Есть что-то такое, что всем дорогое. О прошлом семьи расскажет оно, О том, что в семье это было давно. Семейной.

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников»Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу вам сообщить о современных подходах и методах по развитию коммуникативных компетенций дошкольников.

Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» Мастер-класс «Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного.

Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 2 часть.Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 2 часть. Продолжим обозрение мастер-классов на тему:«Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников».7 мастер-класс «Проектная.

Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 3 частьПроектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 3 часть Представляю вашему вниманию заключительные мастер - классы на тему: «Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников».9.

Проектный метод в патриотическом воспитании дошкольников Работа по ознакомленнию детей с родным городом в нашем детском саду ведется в рамках авторской программы «Моя малая Родина» (Комратова Н. Г. ,.

Роль стихов о войне в патриотическом воспитании дошкольников ВидеоРоль стихов о войне в патриотическом воспитании дошкольников Видео Стихи о войне и дети. Неотъемлемой частью подготовки к любому празднику в детском саду является разучивание с детьми стихов на соответствующую.

Библиотека изображений:

Публикация Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении подрастающего поколения (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Горбачева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении подрастающего поколения
Опубликовано: 6 ноября 2020 в 13:28
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД