Лучший педагог года

Инновационные формы взаимодействия педагогов с родителями в условиях реализации ФГОС до

Людмила Николаевна
Инновационные формы взаимодействия педагогов с родителями в условиях реализации ФГОС до

В статье представлено описание инновационных форм работы с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО с акцентом на интерактивность родителей в социализационно-образовательном процессе и способов их включения в оценивание образованности и социализованности детей.

Ключевые слова: взаимодействие, инновация, оценивание, родители, семья, социальная компетенция, взаимодействие, формы.

Интерактивность семьи и детского сада

Публикация «Инновационные формы взаимодействия педагогов с родителями в условиях реализации ФГОС ДО» размещена в разделах

Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Социальное партнерство ОУ и семьи (педагоги – дети – родители) есть стратегическая связь, обусловленная равностью их миссии (ст. 38 Конституции РФ) перед государством за воспитание будущего поколения [10]. В ст. 44-ой ФЗ «Об образовании…» сказано, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка» [2, с. 158].

Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение психологической и педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах социализации, образования, охраны и укрепления здоровья детей [11].

В соответствии с ФГОС ДО детский сад должен:

1) информировать родителей (законных представителей, общественность и всех заинтересованных лиц относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ, а также о конкретной, реализуемой образовательной программе;

2) обеспечить открытость дошкольного образования;

3) поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

4) обеспечить вовлечение семей непосредственно в социализационно-образовательную деятельность, в том числе посредством совместной разработки и (или) включения семьи в инициированные ДОО социально-образовательные проекты, конечно, на основе учета и выявления реального социального заказа и инициатив семьи;

С. Г. Молчанов справедливо утверждает: «Известно, что руководители Российского государства поставили задачу формирования в России гражданского общества… И совершенно естественно, что гражданское образование должно реализовываться всеми социально-образовательными институтами, начиная уже с дошкольной образовательной организации, и с семьи» [8, с. 6].

Таким образом, интерактивность ДОО и семьи является, сегодня, приоритетной «мишенью» в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Три направления и формы работы с родителями

Проблема включения родителей в единое социализационно-образовательное пространство детского развития решается в трех направлениях:

1) освоение новых форм работы с родителями, их апробация, экспертное оценивание, нормирование и внедрение;

2) повышение психологической и педагогической компетентности родителей;

3) вовлечение родителей в социализационно-образовательную деятельность.

Работа с родителями реализуется через традиционные и инновационные формы (см. табл. 1).

таблица 1

п/п Наименование Цель использования Формы проведения общения

1 2 3 4

1 Информационно-аналитические Выявление социального заказа родителей; установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми 1. Социализационные занятия а) по отбору содержания социализации и б) по оцениванию социализованности детей [5]. 2. Социологический опрос. 3. Анкетирование. 4 Индивидуальная консультация. 5. Блог группы.

2 Познавательные Обогащение родителей знаниями о воспитании детей 1. Групповое родительское собрание. 2. Семинар (семинар-практикум) для родителей с приглашением специалистов (ученых). 3. Мастер-класс по художественно-эстетическому развитию (от родителей и для родителей). 4. Открытое занятие. 5. Индивидуальный (групповой) проект. 6. Создание предметно-пространственной среды с участием родителей.

3 Досуговые Создание эмоционального комфорта в группе; сплочение родителей, педагогов и детей Досуги, праздники, развлечения с привлечением родителей

4 Наглядно-информационные Ознакомление родителей с особенностями воспитания и обучения детей в ДОО и семье. 1. Информационный стенд а) в холле; в группе. 2. Газета «Огонек». 3. Папки-передвижки. 4. Блог воспитателя. 5. Буклеты.

Далее мы более подробно хотели бы вам представить описания некоторых инновационных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников.

Семинары (семинары-практикумы) с участием специалистов (ученых)

Одной из продуктивных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на проведение встреч в виде отчетов и бесед родители откликаются неохотно.

Поэтому мы используем семинары, семинары-практикумы. С целью привлечения родителей приглашаем специалистов и ученых.

Так в 2013 году у нас прошел семинар-практикум «Формирование социализованности мальчиков и девочек в ДОО», который провел профессор С. Г. Молчанов (ЮУрГГПУ). На семинаре были рассмотрены его методики, а) отбора содержания социализации и б) оценивания социализованности детей [5]. Речь шла о формировании теоретических представлений о позитивных компетенциях и возможных способах их проявления в действиях (поступках). А также родители сами выступили в роли экспертов в рамках социализационного занятия по освоению методики отбора социальных компетенций, желательных для их детей.

В 2014 году прошел семинар-практикум по теме «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста…». Семинар провела доцент Галянт И. Г. (ЮУрГГПУ). Она познакомила родителей с пальчиковыми играми; играми со звуками, жестами, ритмами. Родители стали не просто слушателями, но активными участниками в роли индейцев, путешествующих по поэтическому и музыкальному миру. Новые мелодии, развивающие ритмы, музыкальный слух, фантазия, обаяние и профессионализм ученого и музыканта раскрыли родителям Мир Музыки.

Так же в 2014 году у нас прошел семинар по «Взаимодействие ДОО с семьей по художественно-эстетическому развитию личности в период дошкольного детства». Семинар провела доцент Бутенко Н. В. (ЮУрГППУ). На семинаре были представлены возможные формы художественно-эстетического развития ребенка в семье.

В 2015 году нами был проведен семинар «Воспитание ребенка: вопросы и ответы» с участием доцента Васильевой В. С. (ЮУрГППУ, на котором обсуждались детско–родительские и семейные отношения.

Мастер-классы для родителей и детей

Это одна из наиболее эффективных форм работы с семьёй, позволяющая установить взаимопонимания между педагогами и родителями, обмениваться эмоциями, знаниями, опытом. Проводили эти мастер-классы и педагоги, и родители, и ученые (доцент Бутенко Н. В., ЮУРГГПУ).

Для каждого мастер-класса была разработана технологическая карта (памятка, как а) алгоритм этапов изготовления поделки, б) процедур и приемов, в) перечень материалов и инструментов.

К первому мастер-классу «Бисероплетение», который провела старший воспитатель Ялова Л. Н., родители отнеслись настороженно. Участников было немного. Родители познакомились с материалами выставки, выслушали историю возникновения бисероплетения, познакомились с технологиями. Использовался непосредственный показ и пошаговые схемы-модели. Мы обеспечили родителей необходимыми материалами – бисером, бусинками разной величины, проволокой, леской. Последующие мастер-классы по знакомству с техниками «бумажный туннель», «торцевание», «гофротрубочка», «изготовление открыток» и др. стали все более востребованными.

Обучение родителей совместному труду с детьми дома быть организовано в интересной форме «мастер-класса», где родители выступают в позиции активного участника. Такая продуктивная деятельность позволяет родителям использовать полученные знания, умения и навыки в домашних занятиях с детьми.

Участие в конкурсах

Родители вместе с детьми охотно участвуют в конкурсах. Так, вот уже второй год мы участвуем в Челябинском городском фестивале-конкурсе детского художественного творчества им. Г. Ю. Эвнина «Хрустальная капель» с семейными номерами. И второй год получаем призовые места.

Конкурс «Миссис Мама» традиционно посвящен празднику «День Матери» и, по нашему замыслу, должен представить образцы ответственного материнства. Конкурс состоит из номинаций:

- «Здравствуйте, это я…» участницы рассказывают о себе, это может быть в рассказ в прозе, в стихах, с фото- и видеосопровождением, с презентацией и т. д. ;

- «Дефиле». Каждый год его тема обновляется: в 2014 году участницы демонстрировали креативные костюмы, сделанные своими руками; в 2015 году - свадебные наряды; в 2016 году – бальные платья;

- «Моя изюминка» (творческий номер) : участницы реализует все свои способности и таланты (приветствуется помощь и участи близких (детей, мужа);

- «Угощение своими руками» : участницы представляют свои кулинарные способности и презентуют приготовленное блюдо;

- «Смекалка» : мамы объясняют СЛОВО из позиции ребенка;

- «Давайте потанцуем» : участницы двигаются под музыку соответственно ритму и характеру данного танца.

- «Спорт» : вращение обруча в течение 3 минут;

- «Колыбельная малышу» : исполнение колыбельной песни;

- «Гости на пороге» : из набора продуктов нужно приготовить оригинальный бутерброд с художественным декорированием;

- «Есть в женщине какая-то загадка» : участницам предлагается оригинально украсить маски.

Институциональные, групповые и индивидуальные проекты

Методы проектной деятельности предполагают свободное творчество. Ребенок при помощи взрослых познает мир, учится взаимодействовать с ним. Важно только, чтобы от проекта к проекту увеличивалась доля участия ребенка и уменьшалась доля участия взрослого.

Мы считаем, что проектная деятельность уместна в работе с семьей, потому что она совместная, результативно-продуктивная, эмоционально-сближающая, интенционно-волевая.

Так, институциональный проект «Куст розы» завершился благотворительной ярмаркой: собранные денежные средства от проданной продукции были направлены на благоустройство территории детского сада. Праздничное настроение царило на протяжении всего праздника. Ни один малыш не ушел с пустыми руками. Родители с большим желанием откликнулись на этот проект и приняли в нем. На территории появись кусты роз.

Газета «Огонек»

Ее одной формой работы стало издание информационно-познавательной газеты для родителей – «Огонёк».

Публикации обеспечивают еще один канал взаимодействия с семьей, в частности, для педагогического просвещения родителей. Малотиражная газета является и площадкой для обсуждения позитивного родительского опыта воспитания в виде статей, очерков, фотографий, иллюстраций, рисунков и проч. Здесь и освещение событий в ДОО; советы и рекомендации специалистов по организации досуга, здорового образа жизни; практические задания и упражнения; стихи и рассказы для домашнего чтения, детские рассуждения или высказывания и др.

Газета распространяется внутри детского сада путем на бумажном носителе (несколько экземпляров) и доступна в электронном виде на сайте. Каждый родитель имеет право на публикацию собственного материала, право на получение каждого выпуска газеты в электронном варианте.

Работа над каждым номером ведется силами всего персонала и, конечно, с привлечением родителей. Газета всегда яркая, с цветными фотографиями. Все воспитатели – и главные редакторы, и фотографы, и корреспонденты. Но и родители активно стали готовить свои странички. Всем был предложен алгоритм по их изготовлению.

В номере газеты обычно следующие рубрики: 1) Наши события; 2) Улыбнись; 3) Это интересно; 4) Портрет в особой рамке; 5) Это вкусно; 6) СемьЯ; 7) Фотоматериалы. Они могут меняться и добавляться новые.

Рубрики, выполненные родителями, отражают их заинтересованность и положительное отношение к работе детского сада, к «проживанию их детей полноценного детства» (ФГОС ДО).

Оценивание социализованности детей

Но встает вопрос, на который ФГОС ДО не дает ответа : как же измерить (оценить) эффективность всех этих инновационных способов работы с родителями?

После некоей серии событий родители производят оценивание позитивной компетентности своих детей (ст. 44-ая ФЗ «Об образовании…»). Оценить прирост позитивных качеств (социальных компетенций) нам позволяет инновационная методика оценивания социализованности детей (ОС-ДОУ) [5].

Таким образом, педагоги достигают следующих целей:

- активизация участия родителей в формировании и формулировании их социального заказа в виде перечня ожидаемых позитивных социальных компетенций… для каждой возрастной группы детей на основе принципа гендерности [9];

- «систематическое, стандартизированное наблюдение» (ст. 97-ая ФЗ «Об образовании…» «(в рамках избранных интервалов) … степени выраженности социально значимых, позитивных компетенций у каждого воспитанника (-ицы)» [9, с. 23];

- регулярное получение «…информации об эффективности воспитательного воздействия, о векторе «групповой» социальной компетентности, о состоянии социокультурной среды в учреждении» [9, с. 23].

Использование этих методик [5] обеспечивает также:

а) формирование позитивной социальной (мужской и женской) компетентности у мальчиков и девочек;

б) измеряемость, а, следовательно, и управляемость процесса социализации [5].

Методику ОСС–ДОУ и ОС–ДОУ мы проводим в рамках социализационных занятий (обычно в форме родительского собрания, как это и рекомендовано автором). На первом занятии по теме «Существенные (социально значимые) качества сверстников и сверстниц моего сына (моей дочери)» родители производят отбор желаемых компетенций. На втором «В каком социальном окружении находится мой ребенок?» родители производят взаимное оценивание выраженности качеств у всех детей группы [5]. После измерения и обработки данных родителям выдаются таблицы и (или) диаграммы, фиксирующие динамику выраженности качеств их ребенка. Из числовых значений родителя становится понятно, какие социальные компетенции ребенка выражены слабо, а кие - сильно.

Далее совместно с родителями проводятся конкретные занятия, реализуются проекты, организуются события и проч., в рамках которых осуществляется воздействие именно на слабовыраженные компетенции.

Повторное измерение выраженности качеств, а затем измерения, повторяющиеся с определенной последовательностью, дают представление о динамике каждого качества.

С помощью методики ОС–ДОУ мы активизировали участие родителей в процессе воспитания, социализации детей и оценивания их социализованности.

Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов приобрело ярко выраженный характер сотрудничества, так как постоянно происходят качественные изменения его содержания и форм.

Заметим, что методики ОСС–ДОУ, ОС–ДОУ [5] обеспечивают исполнение ФЗ «Об образовании…» : конкретно, ст. 44-ую п. 3, подпункты 6-ой и 7-ой: «родители имеют право…6) получать информацию о всех видах планируемых обследований, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, получать информацию о результатах проведенных обследований, 7) принимать участие в управлении организацией…» [2, С. 67].

Кроме того, и ст. 97-ую - «Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования» - нужно выполнять. А также необходимо вводить единый социализационный [9] экзамен на всех уровнях образования, включая дошкольное.

В результате описанных инноваций нам удалось 1) повысить ответственность родителей за воспитание детей в семье; 2) обеспечить систематическое повышение психологической и педагогической компетентности родителей; 3) создать атмосферу взаимопонимания, доверия, эмоциональной безопасности; 4) наладить эффективный обмен опытом семейного воспитания между родителями; 5) создать эмоционально-комфортные отношения между родителями и педагогами.

Также можно отметить, что инновации обеспечивают возрастание активности родителей в подготовке и проведении социализационных занятий и для детей, и для родителей. Ведь тот, кто учит и воспитывает, должен и сам непрерывно учится и воспитываться.

Библиография:

1. Баранникова, Н. А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях [Текст] / Н. А. Баранникова // Методическое пособие для педагогов ДОУ. – М. : Сфера, 2012. – 128 с.

2. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменени-ями и дополнениями на 2013 г.). М. : Эксмо, 2013.

3. Закурдаева, Л. Г. Формирование социальных компетенций у детей с особым образовательными потребностями [Текст] / Л. Г. Закурдаева // Челябинский гуманитарий. – 2009. - № 2. – С. 5 – 54.

4. Зверева, Н. Воспитываем «успешных мерзавцев»? // АИФ-Челябинск. 2014. № 41. С. 23.

5. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС – ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и (или) девочек (ОС – ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении [Текст] : пособие для работников дошкольного образования / С. Г. Молчанов. – Челябинск: Энциклопедия, 2012. – 60 с.

6. Молчанов, С. Г. Воспитание – инструмент социализации образования [Текст] / С. Г. Молчанов, Г. Г. Вороненко // Актуальные проблемы повышения качества общего и профессионального образования в условиях модернизации : материалы медунар. Науч. – практ. Конф. (г. Челябинск, 16 декабря 2008). – Челябинск: Образование. 2009. – Ч. 2.

7. Молчанов, С. Г. Содержание социализации, социальные компетенции, социализованность [Текст] / С. Г. Молчанов, А. Т. Тутатчиков // Челябинский гуманитарий. - № 3. – 2009. – С. 87 – 97.

8. Молчанов, С. Г. Исполняем «Стратегию воспитания… до 2025 года?» // Детский сад от А до Я. 2015. № 3(75). С. 4.

9. Молчанов, С. Г. Помни добро // Российская Газета. 2015. № 256 (6827). С. 23.

10. Уколова Н. Н., Шумахер Е. В. Технологии включения родительской общественности в реализацию основной образовательной программы дошкольного образования // Детский сад от А до Я. 2016. № 3. С. 79.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Прилож. К приказу Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г.

12. Ялова, Л. Н. Формирование социализованности мальчиков и девочек в дошкольной образовательной организации // Челябинский гуманитарий. 2013. № 4 (25) С. 89.

Публикации по теме:

Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОСТворческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС "Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС". С 1 января 2014 года в нашей стране был введен в.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС» Уважаемые коллеги! Рада поделиться с Вами очередной публикацией "Участие в семинаре "Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации.

Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС» Участие в семинаре по теме: "Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС" Автор методики Н. М. Метенова. Метенова Надежда.

Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ Слайд №2 «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого.

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ» Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что.

Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации ФГОС» Ступицкая О. В. Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации федерального государственного.

Фотоотчет «Партнерские формы взаимодействия с родителями в рамках реализации проекта «При солнышке тепло, при матери добро»Фотоотчет «Партнерские формы взаимодействия с родителями в рамках реализации проекта «При солнышке тепло, при матери добро» Современные условия деятельности дошкольной образовательной организации ставят взаимодействия с семьей на одно из ведущих мест. Родители.

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Основные задачи работы с родителями.

Библиотека изображений:

Публикация Инновационные формы взаимодействия педагогов с родителями в условиях реализации ФГОС до (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Людмила Николаевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Инновационные формы взаимодействия педагогов с родителями в условиях реализации ФГОС до
Опубликовано: 10 февраля 2022 в 09:30
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД