Лучший педагог года

Инновационная модель художественно-эстетического развития детей младшего школьного возраста

Khrapova
Инновационная модель художественно-эстетического развития детей младшего школьного возраста

1.2 Инновационная модель художественно-эстетического развития детей младшего школьного возраста

Федеральные государственные требования (ФГТ) на структуру общей основной образовательной программы учреждений дополнительного образования предусматривают планирование инновационного содержания по образовательной области «Художественное творчество». При этом под инновацией (англ. "innovation" — нововведение, новаторство) сегодня понимается уже реализованное новшество, практическое применение новаций, нацеленных на разрешение актуальной проблемной ситуации, оптимизации учебно-воспитательного процесса и существенное увеличение качества образования и воспитания.

Публикация «Инновационная модель художественно-эстетического развития детей младшего школьного возраста» размещена в разделах

В связи с этим внимание педагогов и управляющих учреждений дополнительного образования сосредоточено на последующих вопросах:

- поиск инновационных форм организации художественно-эстетического воспитания (разнообразных и гибких) и выстраивание между ними взаимосвязей;

- создание оптимальных условий для обогащения культурного опыта и личностного роста каждого ребенка с учетом специфичности его становления; разработка персонально дифференцированного подхода к детям;

- пересмотр ценности и содержания самостоятельной художественной деятельности детей и ее генетического взаимоотношения с игровой деятельностью; предоставление ресурсов для самореализации и саморазвития детей младшего школьного возраста;

- уравновешенность репродуктивного и креативного развития художественного опыта детей в разнообразных формах взаимодействия с педагогом, родителями и другими детьми (занятия, творческие проекты, игры, праздники);

- осуществление системного подхода к креативному развитию детей в гармонизированных критериях социально-семейного воспитания [20].

Успешное освоение всего спектра вопросов возможно только при наличии прогрессивной педагогической модели художественно-эстетического образования. Разрешение проблем требует специальных педагогических и организационных подходов, подразумевает создание системы художественно-эстетического воспитания, целью которой считается применение силы воздействия разнообразных искусств на воспитание личности ребенка. При этом система понимается не как строгая, закоренелая структура, а как гибкая связь внутренних процессов и внешних воздействий, характера эстетической реальности и интересов, возможностей людей, разнообразных процессов и качеств личности и т. д.

В. И. Колесов разработал педагогическую модель художественно-эстетического образования [15, с. 114].

Ведущей позицией проектирования художественно-эстетического становления считается методическая установка, отстаивающая самоценность искусства как процесса и итога художественного творчества, посредством которого ребенок познает находящийся вокруг мир и себя в этом мире.

Содержанием художественно-эстетического развития является духовный опыт, воссозданный в различных художественных жанрах, что с эстетической и мировоззренческой точки зрения устанавливает вопрос о значении жизни человека.

Целью художественно-эстетического развития является целенаправленное и непрерывное приобщение детей к художественной культуре, формирование эстетических переживаний и эмоционально-ценностного взаимоотношения к миру, что становится основой для формирования в сознании целостного миропонимания, готовности для творчества, самореализации и саморазвития. Эмоционально-оценочное отношение к находящемуся вокруг формируется как всеобъемлющий способ гармонизации и личностной самореализации ребенка. Мировоззрение понимается как целостная, динамично развивающаяся система представлений ребенка о находящемся вокруг мире и о самом себе (культурных и личностных смыслов).

Основополагающие задачи художественно-эстетического воспитания детей :

1. Раскрыть природу искусства как итога творческой деятельности человека; формировать у детей эстетическое восприятие и творческое воображение.

2. Способствовать развитию у детей эстетического отношения к искусству как к зеркалу жизни во всем ее обилии, к находящемуся вокруг миру в целом и к себе как части мироздания (Я-Концепция).

3. Обогащать опыт художественной деятельности на базе практического и креативного освоения детьми разнообразных «языков искусства» [15, с. 115].

Основная идея значится в том, что художественная деятельность на всех уровнях — восприятия, исполнения, творчества — организуется как вступление ребенка в общечеловеческую культуру. Эта идея иллюстрируется рядом ключевых положений:

1. Художественная деятельность предстает перед детьми как искусство. Образовательный процесс начинает основываться «изнутри» в форме культурного развития, когда каждый ребенок не только лишь переживает, но и «сотворяет» содержание на уровне культурно-личностных содержаний, проходя путь развития общечеловеческой культуры в свернутом виде.

2. Центральным в новом содержании считаются не конкретные темы, образы или настроения, а смыслы (или общечеловеческие вопросы) как способ осознания ребенком находящегося вокруг мира и своего существования в этом мире. Смыслы (или проблемы) выражаются через эстетические категории в согласовании со специфичностью предмета искусства: прекрасное-безобразное, добро-зло, правда-ложь, живое-неживое, реальность-фантазия и т. д. Эти универсальные принципы выступают как культурная проблемная область, которую дети осваивают в функциональном креативном процессе, основанном на эмпатии, мышлении и фантазии, что возможно только при культуросообразном воспитании.

3. Проблема культуры воплощается в образе человека (живописца, ремесленника, преподавателя, передающего детям опыт и обучающего их видеть мир «глазами человека». Сущность художественного образования выстроено таким образом, что каждый ребенок в своей конкретной творческой деятельности и в чувственных восприятиях, вызывающих эмоциональную реакцию, раскрывает мир, что приводит к осмысленной и практической реакции по принципу «эстетического переживания пережитого».

4. Проектирование содержания художественной деятельности на уровне культурно-личностных смыслов возможно при ряде факторов:

• надлежит преобразование художественного материала, позволяющее обнаружить внутренние, скрытые, существенные связи и взаимоотношения (дети самостоятельно проходят путь «открытия» познаний или образ действия);

• деривация, «производство» познания протекает как креативный процесс реального или мысленного экспериментирования с художественным материалом с целью постижения сущности эстетического предмета или явления [23, с. 29].

Художественная деятельность рассматривается как специфичная активность ребенка, в которой ребенок «овладевает» художественным материалом, осваивает всевозможные человеческие орудия (художественные инструменты, формирует оригинальный эстетический продукт, осознает и реализует собственное «Я», проявляя тем самым эстетическую установку к миру и к себе [33, с. 159]. Это персональная творческая работа и сотворчество, в которых ребенок познает содержание и смысл своей работы. Собственно эта невидимая внутренняя работа ребенка — процесс создания гармонической формы как носителя содержаний, сокрытая от внешнего наблюдения, — становится значительнее готового итога. Креативные и гармонизирующие ориентиры, которые предоставляются детям в качестве развивающих задач в процессе воспитания, имеют эстетический модус.

Первостепенной линией становления ребенка в художественной деятельности считается его творческое самоопределение в историческом пространстве и в культурном времени. Специфичность художественно-производственной деятельности образуется из-за того, что ребенок овладевает общекультурными способами сотворения художественных образов или определенных предметов (детский дизайн, выражает свои мысли или идеи и беспрепятственно переносит их в различные содержательные контексты.

Основным методом художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста считается метод пробуждения исключительно творческой самодеятельности, а ключевую педагогическую значимость представляет не продукт деятельности как таковой, а эмоционально окрашенный процесс, творческое действие, нацеленное на создание целостной картины мира. В итоге у детей появляется чрезвычайно важный опыт самоорганизации, самодеятельности, самообразования, самовоспитания, саморазвития.

Г. С. Семенов определяет надлежащие психолого-педагогические и культурные ресурсы (условия) : эстетизация образовательного пространства; проблематизация содержания художественной деятельности; отношение организованного обучения к экспериментированию и самостоятельному творчеству; общение с «живым искусством»; полихудожественный подход; интегрирование изобразительного искусства в различные виды детской деятельности (игровая деятельность, проектирование, литература, музыка, театр); опыт сотворчества (с педагогом, другими детьми, живописцем) [35, с. 13].

Инновационность представленной педагогической модели обоснована абсолютной новизной методологической базы, отстаивающей самоценность искусства и школьного детства. Авторская модель художественно-эстетического развития разработана на базе новой парадигмы детства и развития ребенка. Современное детство характеризуется не только лишь онтогенетическими, но и культурно-историческими самоценностями.

Содержание художественно-эстетического становления выстроено на базе принципа культуросоответствия, что обозначает моделирование информации и процесса ее креативного восприятия детьми в согласовании с культурой (светской, государственной, региональной, персональные качества каждого ребенка.

1.3 Методы художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования

Художественно-эстетическое воспитание основано на совместной деятельности педагога и ребенка по развитию у них креативных способностей к восприятию художественных ценностей, продуктивной деятельности и осмысленного отношения к общественной, естественной и субъективной среде.

Продуктивность этой работы во многом определяется тем, насколько предусматриваются персональные особенности, необходимости и круг интересов учащегося, уровень его общего становления.

Художественно-эстетическое восприятие жизненных явлений всегда персонально и избирательно. Оно основано на чувственном отклике на красоту. При этом большое значимость имеют собственные переживания ребенка, его мотивы, стремления и переживания.

Методы обучения в педагогике специализированы для передачи знаний от учителя к ученику. Для достижения наилучших итогов в процессе воспитания и обучения необходимым условием является комбинация базисных методов с нестандартными. Методы обучения – это процесс взаимодействия педагога и учащихся, в итоге которого происходит передача и получение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием образования.

Воспитательные методы – это особые приемы работы, которые педагог применяет в образовательном процессе для достижения цели.

Художественно-эстетическую информацию ребенок получает по многим каналам (общественная среда, предметный мир, явления природы, творения искусства). Вот почему так важен метод целостного восприятия сюжета картины, сказки и музыкально-образного построения фортепианного произведения. Чтобы помочь ребенку в последующем слышать звуки и всматриваться в цвета и формы предмета, педагог устремляет его интерес на более детализированное восприятие и целенаправленное наблюдение.

В зависимости от того, как дети получают эстетическую информацию (непосредственно знакомятся с произведением искусства, слышат музыкальное произведение, песню, сказку, рассматривают картинки или через педагога, который рассказывает, разъясняет, задает вопросы, различаются приемы и методы художественно-эстетического воспитания : изобразительные и словесные. К ним предъявляются конкретные требования. Исполнение литературных и музыкальных произведений должно быть артистично-выразительным, эмоциональным, иначе встреча с искусством не будет иметь практически никакого эффекта. При словесном методе также надлежит достичь яркой образности, чтобы дети не только лишь понимали сущность картины, стихотворения, песни или значение задания, но и чувствовали душевное состояние, отвечающее настроению героев.

Методы также изменяются в зависимости от организационных форм работы. На занятиях по изобразительному искусству педагог дает точные указания, демонстрирует или предлагает детям самим найти приемы исполнения и т. д. Например, разучивание стихов или песен требует исполнения взрослыми, беседы о художественных качествах, выражающих сущность и душевное состояние произведения, применение наглядных средств, неоднократное представление детьми текста и т. д. На занятиях по художественной лепке детей обучают приемам, позволяющим собрать предмет из отдельных частей или из целостного материала (глина, пластилин и т. д.) для создания отдельных составных частей. Поэтому обучение проходит достаточно легко. В самостоятельной деятельности ребенка руководство взрослого сводится к косвенному воздействию, он лишь подсказывает, призывает к действию или поправляет ошибки.

Сущность методов художественно-эстетического воспитания находится в зависимости и от возраста детей. Перед младшими школьниками стоит задача – посильное, но активное «преображение» находящегося вокруг мира под управлением взрослого. Следует не только лишь наблюдать и оценивать, но и находить возможность облагородить уголок для игр, создать гербарий и т. д. Следовательно, на практике применяют методы формирования наблюдений, самостоятельных действий, планирования своей деятельности и реализации плана. Методы усложняются в зависимости от возраста, уровня подготовленности, роста персональных желаний и запросов детей.

Педагогическая наука и практика определяют ряд в наибольшей степени действенных методов, содействующих формированию у детей эстетических чувств, установок, суждений, оценок и практических действий:

- метод убеждения, направленный на становление художественно-эстетического восприятия, оценки и первых проявлений вкуса;

- метод привыкания, упражнения в практических действиях, нацеленных на видоизменение среды и формирование навыков культуры поведения;

- метод проблемных ситуаций, побуждающих к креативным и практическим действиям;

- метод побуждения к сопереживанию, эмоционально позитивного отзыва на прекрасное и негативного отношения к отвратительному в находящемся вокруг нас мире.

Характерная черта метода убеждения употребительно к художественно-эстетическому воспитанию значится в том, что его можно использовать только лишь в том случае, если воспринимаемое явление прекрасно. Эмоциональная реакция создается у ребенка при непосредственном контакте с творениями искусства, при его участии в праздниках и т. п. Этот метод можно рассматривать в равной степени как метод наглядного и словесного ознакомления, так как любое наблюдение сопрягается с одновременным или последующим объяснением, пробуждающим чувства и мысли ребенка. Принципиально компетентно подобрать самые броские и впечатляющие творения искусства для создания соответственной ситуации и психического настроя.

Суть метода привыкания содержится в том, что ребенок обучается выслушивать, смотреть, ценить прекрасное и, соответственно, активно действовать. Регулярные занятия художественной деятельностью, посильное участие в практике преображения ближайшего окружения углубляют инициативу детей.

Метод привыкания требует неоднократного повторения. Его применяют в различных условиях. Смена ситуаций может помочь ребенку применять полученные навыки и испытывать влечение к последующему совершенствованию. Неоднократная практика в меняющихся критериях дает возможность благополучно достигать желаемых итогов. Скажем, когда педагог учит детей штриховать изображение, в одном случае педагог предлагает не выходить за грани контура рисунка, в другом - штриховать, чтобы получилась «пушистая трава» и «острые стебли». Другой образец: при выработке у ребенка правильной вокальной дикции педагог предлагает декламировать текст по-разному: вначале приглушенным тоном, потом ритмично выговаривая слова под сопровождение фортепиано или подчеркивая отдельные «трудные слова» и т. д. Принципиально сознавать, что методы убеждения и приучения не существуют обособленно.

Более расширенную классификацию методов художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования представила О. В. Тулинова [39, с. 399] :

1. Наглядный метод. Наглядные методы обучения - это такие, при которых постижение учебного материала существенно зависит от наглядных пособий и технических средств, применяемых в процессе обучения. Наглядные методы используются в комплексе со словесными и практическими методами обучения и предусмотрены для наглядно-чувственного ознакомления с явлениями, процессами, предметами в их естественном виде или в символическом изображении с применением разнообразных рисунков, репродукций, схем и т. д.

Наглядные методы обучения можно условно распределить на две большие группы: метод иллюстрации и метод демонстрации.

В методе иллюстрации учащимся демонстрируются наглядные пособия, плакаты, таблицы, рисунки, карты, наброски на доске, плоские модели и т. д. Демонстрационный метод в большинстве случаев связан с презентацией приборов, экспериментов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и т. п.

Такое разделение наглядных пособий на иллюстративные и демонстративные является относительным. Это не исключает возможности классификации отдельных наглядных пособий как иллюстративных или демонстративных. (Например, демонстрация картинок через эпидиаскоп или кодоскоп.) Внедрение в учебный процесс новых технических средств (телевидение, видеомагнитофон) расширяет потенциал наглядных методов обучения.

2. Словесные методы обучения это в наибольшей степени распространенная группа методов обучения. Источником получения знаний здесь считается устное (вживую, услышанное по радио и телевидению, записанное, на сайте–Интернета, произнесенное самими учащимися) и печатное. Слово инициирует активную деятельность второй сигнальной системы учащихся, гарантирует высокую культуру слухового восприятия (слух) и размышления (мышления, требует способностей анализа и синтеза, конкретизации и противопоставления, суждения и вывода.

В группу вербальных методов входят следующие виды: повествование, лекция (прослушивание выступления учащихся перед аудиторией, запись, по радио и телевидению и др., беседа, обсуждение, разъяснение, инструкция, познавательные словесные игры.

Повествование. Эмоционально-образный способ передачи информации о жизни и деятельности выдающихся деятелей культуры. Повествование всегда обязано иметь сюжетную базу, содержать занимательную информацию познавательного характера, давать пищу для развития фантазии учащихся, но при этом повествование не должно портить персональное понимание художественного произведения.

Лекция. Такой способ подачи информации включает в себя изложение вопросов эстетики и художественной культуры. Индивидуальностью лекции на эстетическую тему считается применение специфичного художественного материала, способного вызвать образное понимание и эмоциональность. Возможна постановка проблемных вопросов, сопоставление разнообразных, в отдельных случаях диаметрально обратных точек зрения и суждений, что может стать основой для диалога для выявления личной эстетической позиции.

Беседа. Этот диалогический метод подразумевает включение учащихся в разговор о красоте. В ходе беседы можно обогатить учащихся научными представлениями о природе и особых чертах красоты в искусстве, труде и поведении человека. В ходе беседы надлежит разъяснять смысл, интерпретировать его, вводить терминологию и систематизировать знания, накопленные учащимися. Однако необходимо помнить, что беседа – это всегда обмен воззреньями и впечатлениями между педагогом и учениками и между учениками. Успех беседы определяется его чувственной заинтересованностью. В ходе беседы обязательно применение наглядных приемов, вызывающих яркие эмоции, подкрепляющих словесные суждения и оценки.

Разъяснение. Под разъяснением понимается трактование понятий, законов, правил с широким применением расчетов, исследований и экспериментов. Логическое мышление и доказательство играют весомую роль. Разъяснение может быть научным, деловым, аналитическим, доказательно-техническим. Она требует скупых, четких формулировок, аргументированных выводов.

Инструкция – разъяснение хода предстоящей работы, способов исполнения заданий, предостережение о вероятных ошибках техники безопасности. Инструкция отличается от разъяснения большей практичностью, конкретностью и краткостью.

Обсуждение. Становится возможным воспитание эстетических убеждений и собственных позиций. Дискуссии всегда сопряжены с проблемами, наличием различных точек зрения и мнений. Цель – выявить позиции и детализировать их в рамках обмена суждениями, привнести вклад в аргументацию личной позиции.

В ходе диспута могут возникнуть трудности: во-первых, различный уровень эстетического становления учащихся, круг интересов, проблемы; во-вторых, учащимся трудно вести беседу; в-третьих, они могут демонстрировать скептическое отношение; в-четвертых, недостаток культуры общения в группе. Следовательно, этому должна предшествовать большая педагогическая работа.

Познавательные и словесные игры – ребусы, викторины, шарады, загадки, кроссворды, ситуационные игры, викторины и др. – повышают удовольствие от обучения, развивают сообразительность и смекалку, поощряют любознательность и заинтересованность к теме.

3. Объяснительно-описательный метод обучения. К объяснительно-описательным или информационно-рецептивным методам относятся рассказывание, разъяснение, демонстрация образов (вербальных, наглядных, практических). Преподаватель различными способами сообщает готовую информацию, а учащиеся воспринимают и закрепляют ее в памяти. Однако при применении этого метода навыки и умения применения приобретенных знаний не тренируются. Знания представлены в готовом виде. Этот метод обучения изобразительному искусству и художественному творчеству будет эффективен, если этот метод не применяется в унифицированной форме. Если этот метод сочетается с другими, т. е. с частично-поисковым, исследовательским, репродуктивным, проблемным, практическим, учащиеся деятельно работают, у них развивается мышление, внимание и память.

4. Проблемные методы. Основополагающими методами проблемного обучения, использующимися на всех этапах обучения, считаются надлежащие: I) исследовательский метод; 2) частичный поиск или эвристический; 3) проблемное изложение знаний; 4) презентация с проблемным началом.

Таким образом, к обязательным методам в процессе художественно-эстетического образования и воспитания детей младшего школьного возраста относятся практические методы: уроки музыки, рисования, пения, театрализованная деятельность и др. В художественно-эстетическом воспитании используются все известные в педагогической науке и практике методы, такие как: наглядные, словесные, практические; объяснительно-иллюстративный, проблемный, экспериментальный, частично-поисковый. С их помощью становится вероятным организовать эмоционально-чувственное восприятие красоты, находящейся вокруг жизни и искусства, познавательную деятельность учащихся, когда становится вероятным абстрактно-логическое постижение, выработку практических навыков овладения художественной деятельностью.

Публикации по теме:

Хеппенинг как технология художественно-эстетического развития детей раннего возрастаХеппенинг как технология художественно-эстетического развития детей раннего возраста Разрешите вам представить опыт МАДОУ ЦРР № 27 «Росинка» г. о. Ступино Московской области по теме «Хеппенинг, как технология художественно-эстетического.

Дидактическая игра для художественно-эстетического развития «Части суток»Дидактическая игра для художественно-эстетического развития «Части суток» Играть можно со среднего возраста. Цель: закреплять и различать разные цвета и оттенки, развивать эстетические чувства, определять к.

Дидактическое пособие для художественно-эстетического развития детей «Разноцветные улитки» своими рукамиДидактическое пособие для художественно-эстетического развития детей «Разноцветные улитки» своими руками Данное дидактическое пособие «Разноцветные улитки» направлено на художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Изобразительная.

Фотоотчет «Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей»Фотоотчет «Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей» Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно – эстетического развития детей. Художественно – эстетическое развитие.

Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возрастаФотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста «Раз-ладошка, два - ладошка».

План работы с родителями в области художественно-эстетического развития детей.План работы с родителями в области художественно-эстетического развития детей. Социальное партнёрство 1. Для изучения родительских представлений об эстетическом воспитании детей провести анкетирование во всех возрастных.

Уголок художественно-эстетического развития детейУголок художественно-эстетического развития детей Представляю вашему вниманию вариант оформления уголка по художественно- эстетическому воспитанию дошкольников. Как всем известно, дети очень.

Уголок художественно-эстетического развития детейУголок художественно-эстетического развития детей Попова Валентина Традиционно художественно-эстетическое развитие детей рассматривается как средство формирования выразительности речи дошкольников,.

Уголок художественно-эстетического развития в старшей группеУголок художественно-эстетического развития в старшей группе Целью уголка изобразительной деятельности является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование.

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детейВзаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детей В современном мире как никогда прежде важно поддерживать взаимодействие детского сада и семьи. Этот процесс должен быть, прежде всего, диалогом.

Библиотека изображений:

Публикация Инновационная модель художественно-эстетического развития детей младшего школьного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Khrapova на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Инновационная модель художественно-эстетического развития детей младшего школьного возраста
Опубликовано: 7 марта 2023 в 17:43
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД