Лучший педагог года

Инновационная деятельность в дошкольном образовании

Ирина Аликова
Инновационная деятельность в дошкольном образовании

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы толкования инновационной деятельности воспитателей в дошкольном образовательном учреждении. Проанализированы и выделены условия, раскрыты инновационные технологии, используемые коллективом ДОУ, а также показаны инновационно-характерологические черты личности воспитателя ДОУ в профессиональной деятельности. Было выявлено, что нововведения приобретают большую теоретическую и практическую значимость формирования у педагога готовности к инновационной деятельности.

Публикация «Инновационная деятельность в дошкольном образовании» размещена в разделах

Ключевые слова: инновации, инновационные технологии, готовность педагога в инновационной деятельности.

Меняйтесь раньше, чем Вас заставят это сделать!

Джек Уэлч

Инновация – целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Нововведение (инновация) — комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т. д. — новшества для удовлетворения человеческих потребностей.

Внедрение инноваций в работу ДОУ, требует изменений и обновлений в Организации методической службы. Особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и администрации.

Нововведение — целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Новшество — это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т. п., а инновация — процесс освоения этого средства.

В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке, освоению, использованию и распространению новшеств.

Основные этапы внедрения инновации в ДОУ

1. Поиск новых идей

2. Формирование нововведений

3. Реализация нововведений

4. Закрепление новшества

В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Но в этом случае он должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения, так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети. Руководители ДОУ и педагоги должны ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, чтобы не тратить времени на открытие уже известного. Поэтому процесс обновления образования, его проектирование, запуск и поддержка будут эффективней в большей мере, если организаторы инновационной деятельности опираются на достижения науки и потребности общества.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования. Особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и администрации. Однако нередко дошкольные учреждения берутся за введение новых технологий, не отдавая себе отчета в том, насколько педагоги подготовлены к их восприятию.

В настоящее время педагоги дошкольных учреждений используют множество инновационных технологий. Важная задача педагога выбрать из множества инновационных технологий ту, которая будет соответствовать поставленной цели развития личности. Актуальной является проблема методического сопровождения эффективного введения инноваций. Невозможно добиться успеха без системного подхода. Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Но в этом случае он должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения, так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети. Анализ сложившейся ситуации в деятельности любого дошкольного учреждения работающего в инновационном режиме, выявил ряд проблем: – отсутствие системности и целостности внедряемых педагогических инноваций; – недостаточность научно-методического обеспечения инновационных процессов, нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности учреждения, которое способствовало бы расширению возможностей для творческого поиска, стимулировало инновационную деятельность педагогов; – отсутствие мониторинга качества и эффективности внедрения. Перечисленные проблемы не могут быть решены в одночасье. Необходима подготовка педагогов, способных грамотно осуществлять инновационную деятельность. Цель: создание системы методического сопровождения инновационной деятельности в ДОО. Задачи: Проанализировать литературные источники по теме. Раскрыть сущность инновационной деятельности в ДОО. Разработать систему методического сопровождения инновационной деятельности в ДОО. Объектом исследования выступает: инновационная деятельность ДОО. Предмет исследования — методическое сопровождение инновационной деятельности в ДОО. Ожидаемые результаты: – Включение в инновационный процесс 80 % педагогического коллектива. – Модернизация организационной структуры управления — создание творческой группы. – Повышение профессионального уровня и методической компетентности педагогов. – Повышение качества образовательного процесса. Основной целью инновационной деятельности является достижение высокой эффективности образовательной работы с детьми на уровне современных требований. В результате эффективного управленческого содействия педагоги смогут в полной мере реализовать свои наработки, которые приведут к обновлению и модернизации педагогического процесса в ДОО. Поэтому спланирована следующая система работы: Сформировать положительное отношение и потребность педагогов в инновационной деятельности. Создать условия для повышения профессиональной квалификации и компетентности педагогов. Создать единую систему мониторинга. Создать современную развивающую среду для детей, родителей, педагогов. Выявить и распространить инновационный опыт (проводится на муниципальном, региональном и федеральном уровнях). Разработать и использовать систему стимулирования и поощрения инновационной деятельности педагогов. Данная система управленческих действий направлена на создание ситуации успеха каждому сотруднику, ориентации на индивидуальность и личностное самоопределение каждого педагога, совершенствование его творческого потенциала, профессиональной мотивации, и как следствие постоянность основного педагогического состава педагогического коллектива на протяжении длительного периода. Важным в работе считаю, создание коллектива единомышленников, а это результат эффективности управления учреждением и одновременно залог успешности организованной инновационной деятельности ДОО. Таким образом, в условиях развертывания инновационных тенденций в дошкольном образовании, обновления его содержания и форм необходимо выстроить систему сопровождения инновационной деятельности педагогов, обеспечивающую возможность перевода дошкольного образования на более качественный уровень. Изменения, которые происходят сегодня в обществе, неизменно влекут за собой преобразования в работе дошкольных образовательных учреждений. В настоящее время детский сад является: – сложным организмом, стремящимся к развитию, новым возможностям; – создающим необходимые условия для удовлетворения потребностей дошкольников, родителей, социума; – обеспечивающим условия для творческой, профессиональной педагогической деятельности, соответствующей самым современным требованиям. На сегодняшний день продолжается поиск новых форм обеспечения качества дошкольного образования. Выбор направлений в развитии дошкольного учреждения во многом зависит не только от руководителя, но также от каждого педагога и от методической службы. В дошкольном учреждении развитию творческой атмосферы может способствовать активная, поставленная на научную основу деятельность методической службы.

В заключение, хотелось бы с уверенность сказать о том, что образовательную деятельность современного педагога можно сравнить со строительством дома. Фундаментом, которого является сам воспитатель. Стены дома – это созданная им образовательная среда из блоков : характера взаимодействия ребенка с миром, система взаимодействия с миром и самим собой. И на этом держится активность, творчество, созидание самого ребёнка. А наполнить дом светом, теплом и уютом, помогают окна, в которых отражаются инновационные формы организации деятельности дошкольников. Именно окна помогают, увидеть изнутри всю значимость, важность и правильность дошкольного образования. Именно она помогает воспитателям в стремлении овладеть новыми знаниями, в использовании нестандартных приемов в педагогической деятельности.

Литература

1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М. : Творческий центр "Сфера", 2009.

2. Горбунова Н. В. Инновационные процессы в дошкольном образовании // Формирование профессиональной компетентности педагога дошкольного профиля в условиях непрерывного образования : материалы международной научно-практической заочной конференции. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2016.- с. 197 – 200.

3. Линник Н. М Инновационная деятельность в контексте ФГТ / Дошкольная педагогика. -2011 г. - №10. - с. 8.

4. Майер А. А. Управление инновационными процессами в ДОУ : Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2009.

5. Поздняк Л. В., Лященко Н. Н. Управление дошкольным образованием. М. : Изд. Центр "Академия", -2012.- 432с.

Публикации по теме:

«Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании» (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию свой доклад на тему «Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании».

Психолингвистика в дошкольном образовании Доклад: «Психолингвистика в дошкольном образовании». Содержание. Введение. Глава 1 Психолингвистика как наука и её место среди наук о человеке.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возрастаЗдоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста "Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста" Цель: обеспечить дошкольнику возможность.

Инновационная деятельность в ДОУ Инновационная деятельность в МБДОУ № 43 «Аленький цветочек» Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения.

Использование информационных технологий в дошкольном образованииИспользование информационных технологий в дошкольном образовании Данная статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании. В статье раскрываются.

Методическая разработка «Инновационная деятельность в работе с родителями» Инновационная деятельность по работе с родителями. Воспитатели МДОУ №9"Теремок" Иванова Д. В. Коротина С. В. В наше время, когда большинство.

Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании»Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Межрайонная педагогическая конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Конференция проходила.

Неделя театра в дошкольном образовании. ФотоотчетНеделя театра в дошкольном образовании. Фотоотчет Приближается Международный день театра. В нашей гимназии в преддверии этого праздника была проведена неделя театра. Свои постановки.

План сообщения «Инклюзивная практика в дошкольном образовании» Понятие инклюзии: термин «инклюзия» был введен в 1994 г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере.

Автор публикации:
Инновационная деятельность в дошкольном образовании
Опубликовано: 12 сентября 2023 в 15:25
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационная деятельность в дошкольном образовании» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Аликова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД