Лучший педагог года

Инклюзивный подход в контексте современного образования

Мария Зайцева
Инклюзивный подход в контексте современного образования

Зайцева Мария Олеговна

ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПОДХОД В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Реформы в образовании имеют гуманистическую направленность, где особое место занимает идея обучения людей, у которых имеются ограничения возможностей в развитии. Для внедрения ин- клюзивного образования в обычные общеобразовательные школы, они должны обладать всеми необ- ходимыми условиями.

Публикация «Инклюзивный подход в контексте современного образования» размещена в разделах

Инклюзивное образование направлено на разработку подхода к преподаванию и обучению, раз- рабатывает методологию и помогает в осознании того, что все дети являются людьми с разными нуж- дами, помогает вовлекать их в обучение и социально адаптировать, благодаря чему, дети с ограничен- ными возможностями также охвачены образованием.

Лев Семенович Выготский выделил, что главным недостатком коррекционных школ является раз- деление ребенка от нормальной окружающей среды, изоляция и помещение в замкнутый мир, где все сконцентрировано на его инвалидности, привязано к его недостатку и напоминает ребёнку про него. [1]

На сегодняшний день в России складывается концепция практики инклюзивного образования, при которой ученики с особыми потребностями в образовании включаются в общеобразовательный

процесс посредством создания индивидуальной программы сопровождения. Для этого открыто 1660 специальных школ и 13 443 коррекционных классов в обычных школах.

Для детей с ОВЗ самый сильный ресурс для развития - детский коллектив. Ребенка нельзя научить общению с ровесниками, посредством изоляции от них. Таким детям также требуется соци- ально-педагогическая поддержка их семей, ведь становление особенного ребенка во многом обуслов- лено благополучием в семье, участием родителей в его жизни и правильностью педагогического воз- действия. [2]

Чтобы повысить эффективность коррекционно-педагогической работы важно создать необходи- мую среду и условия для полного развития, корректировки и формирования здоровой личности. [3]

Место для обучения, воспитания и образования ребенка с ограничениями выбирается исходя из его нужд и ограничений. Его можно обучить:

• В классе обычной школы и получить необходимую помощь;

• В обычных аудиториях, и получить необходимую поддержку и помощь от специалистов учреждения;

• Часть дня в классе обычной школы и часть дня в специальном классе;

• В специальном классе, где оказывается всевозможная поддержка со стороны экспертов и консультантов;

• В специальной программе по реабилитации при постоянной поддержке многих специалистов. [4] Совместное обучение детей с разными интеллектуальными и физическими особенностями по- вышает участие каждого ученика в жизни школы. Инклюзия реструктурирует культуры школ, чтобы полностью учесть разнообразие учеников, их личные особенности и потребности и направлена на

улучшение школы для учеников, а также для преподавателей и сотрудников.

Концепция инклюзивного образования вызывает тревогу у некоторых из-за того, что возможно снижение качества обучения у обычных детей, однако инклюзия помогает обеспечить качество обуче- ния для всех участвующих в образовательном процессе.

Важный принцип политики государства в отношении инвалидов - возможность, предоставляемая инвалиду, дабы он мог пользоваться услугами так же легко, как и обычный человек. В случае необхо- димости, для школьников и студентов предоставляют переводчиков жестового языка. [5]

По отношению к лицам с отклонениями в развитии приняты Декларации ООН «О правах ум- ственно отсталых лиц» (1971 г., «О правах лиц с ограниченными возможностями» (1975 г.). Деклара- цией «О правах умственно отсталых лиц» была подтверждена необходимость в обеспечении права на жизнь в семейной среде со здоровыми людьми, права на образование, реабилитацию, продуктивный труд, полезную деятельность и права на покровительство, которые позволяют развивать их способно- сти. Декларацией «О правах инвалидов» была подтверждена обязанность социума в адаптации ны- нешних стандартов к нуждам людей с особыми потребностями.

Принятые в 90-е годы международно-правовые инструменты, были направлены на достижение наиболее благоприятного уровня социальной адаптации людей с особыми потребностями: Конвенция о правах ребенка (1989 г., Стандартные правила обеспечения равных возможностей для лиц с ограни- чениями (которые приняла 20 декабря 1993 г. Генеральная Ассамблея ООН, Саламанкское заявление и рамки действий по образованию лиц с ограничениями, Дакарские рамки действий «Образование для всех». После проведения Всемирной конференции «Удовлетворение основных потребностей в образо- вании» (1990 г., которую провозгласила политика «Образованием для всех», поменялся взгляд миро- вых лидеров на проблему в образовании. Саламанкской декларацией было провозглашено право на образование и возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний, право доступа к обычным школам, которые, в свою очередь, должны создавать условия для удовлетворения потребно- стей. Произошло принятие в 2007 году Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций

«Конвенции о правах инвалидов». В статье 24 Конвенции, говорится о праве людей с ограничениями возможностей на образование, подчеркивается право на инклюзивную систему образования на всех этапах и право обучения на протяжении всей жизни, а также, доступ к качественному и бесплатному начальному и среднему образованию по месту жительства. [6]

Анализ зарубежного опыта интеграции обучения детей с ограничениями показывает, что метод, при котором оказывается специальная поддержка детям с отклонениями в развитии в США, имел об- щее направление с европейскими странами. Закон об образовании детей-инвалидов № 94–142 принял Конгресс США в 1975 году, а также был повторно принят «Закон об образовании лиц с ограниченными возможностями» в 1990 году. После принятия закона «Mainstreaming», проблема интеграции была по- ставлена в ряд национальных вопросов. Исходя из данного закона, каждый ребенок с особыми потреб- ностями в возрасте от 3 до 21 года имеет право выбора более подходящей для него бесплатной школы и школьной среды, а максимальное включение детей с особыми потребностями в обычные школы спо- собствует их социальной адаптации и лечит эмоциональную сферу обычных учеников.

Адаптированная программа образования решает основные задачи:

обеспечивает условиями для воплощения прав учеников с ЗПР получить бесплатное обра- зование;

помогает в организации качества коррекционной и развивающей работы с учениками;

помогает сохранить и укрепить здоровья учеников с ЗПР совершенствованием образова- тельного процесса;

способствует созданию благоприятного климата для раскрытия индивидуальных способно- стей учеников данной категории.

Своевременная и высококачественная комплексная психолого-педагогическая поддержка помо- гает в эффективной подготовке учащихся общеобразовательных школ и помогает исключить возмож- ность нанесения вреда в процессе обучения. Поэтому, одним из важных критериев для успеха инте- грации детей с ограничениями в общеобразовательный процесс, является решение о создании школ, направленных на психолого-педагогическую поддержку детей, с присутствующими в ней специалиста- ми разных профессий. Таким образом, инклюзия призвана обеспечить качественное обучение для всех участников образовательного процесса. [7]

Список литературы

1. Выготский Л. С. Основы дефектологии, С. Выготский, Сб. соч., 1, Москва, 1982, с. 347.

2. Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможно- стями здоровья, [ER]. Режим доступа: https://gym1358sz.mskobr.ru/files/psihologo- pedagogicheskoe_soprovozhdeniedetej_s_ovz.doc

3. Условия для воспитания и обучения детей с ОВЗ, [ER]. Режим доступа: https://ivant- dou11.edumsko.ru/conditions/ovz

4. Браун С. Учебный план, 2004, 1 (1, 41-43.

5. Воспитание детей с проблемами развития в разных странах, Л. М. Шипицын, СПб., 1997, 298 с.

6. ЮНЕСКО и Министерство образования и Испания, 1994, [ER]. Режим досту- па: https://unesdoc.unesco.org/images/0009/000984/098427eo.pdf

7. Улучшение образования. Перспективы инклюзивных школ (Улучшение образования. Пер- спективы инклюзивных школ). Благо Национального института городского образования Совера, [ER]. Режим доступа: https://perspectiva-inva.ru

Публикации по теме:

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования»Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования» В соответствии с годовым планом методической работы в КОУ «Леушинская школа- интернат для обучающихся с ОВЗ» прошла научно-практическая.

Картотека «Игры по социально — коммуникативному развитию для детей 6–7 лет» (в контексте ФГОС ДО) 1.«Возрастная линия» Цель: уточнять знания детей о возрастном развитии людей разного пола от рождения до старости. Ход игры Педагог предлагает.

Организация работы с семьей в условиях современного социума Организация работы с семьей в условиях современного социума. Система работы в ДОУ с семьей. Принципы - доброжелательность, открытость.

Роль физической культуры в системе современного школьного образования В настоящее время отмечается существенное изменение российского образования, которое требует активных преобразований в сфере физического.

Семинар-конференция «Приобщение детей к традициям народной культуры в контексте современного образования» (фотоотчет)Семинар-конференция «Приобщение детей к традициям народной культуры в контексте современного образования» (фотоотчет) Приветствую вас, дорогие мои друзья! Все мы так или иначе стараемся повышать свое самообразование. Иногда такое желание идет от сердца,.

Тематические дни как форма современного образования в детском саду. День народного единстваТематические дни как форма современного образования в детском саду. День народного единства Тематические дни - как форма современного образования в детском саду. День народного единства. Развитие системы дошкольного образования.

Фоторепортаж «Выставка современного искусства «Кино» в Краснодаре»Фоторепортаж «Выставка современного искусства «Кино» в Краснодаре» В середине августа в Краснодарском Выставочном зале изобразительных искусств состоялось открытие экспозиции современного искусства "Кино".

Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС "Могучая духовная сила воспитания заложена в том. что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители.

Эссе «Как я понимаю миссию современного воспитателя, реализующего ФГОС дошкольного образования» Профессию не выбирала я. Быть воспитателем! – мне сердце подсказало. С детьми работать – вот судьба моя! Другого в жизни я бы не желала.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Инклюзивный подход в контексте современного образования (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Мария Зайцева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Инклюзивный подход в контексте современного образования
Опубликовано: 11 января 2023 в 10:17
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД