Получи документы

Инициатива и самостоятельность как показатель готовности дошкольников к обучению в школе

Ольга Дмитриева
Инициатива и самостоятельность как показатель готовности дошкольников к обучению в школе

Инициатива и самостоятельность как показатель готовности дошкольников к обучению в школе.

Наша жизнь во всех ее проявлениях становится все сложнее и многограннее. От современного человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению различных ситуаций, способность самостоятельно ставить и решать новые задачи.

Публикация «Инициатива и самостоятельность как показатель готовности дошкольников к обучению в школе» размещена в разделах

Среди насущных предпосылок, способствующих освоению учебной деятельности, становлению субъектной позиции ребенка в данной деятельности является самостоятельность, способность автономно, независимо от других решать доступные задачи в разных видах деятельности.

Поэтому проблема воспитания самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

В ФГОС ДО как в основном нормативном документе большое значение отводится проблеме создания условий для развития детской самостоятельности и инициативы.

На этапе завершения дошкольного образования ребёнок :

• проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

• способен договариваться

• может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,

• способен к волевым усилиям

• пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей

• способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

«Современный толковый словарь русского языка» Т. Ф. Ефремовой : «инициатива - внутреннее побуждение к новой деятельности; способность к самостоятельным активным действиям.

Самостоятельность - способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Так определяется самостоятельность в «Толковом словаре русского языка». В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.

Самостоятельность – это не только умение позаботиться о себе в быту, но и уверенность в себе и своих силах, успешная учёба, умение делать выбор.

Первые проявления самостоятельности детей просматриваются еще в младшем дошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни.

Дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности: игры, конструирования, элементарного труда, художественной и учебной деятельности. Каждый вид детской деятельности оказывает свое влияние на развитие активности и инициативы, поиск определенных способов самовыражения в деятельности, освоение навыков самоконтроля.

Так в игровой деятельности игры с правилами, игры на удачу, смекалку и сообразительность, а так же командные игры способствуют развитию самостоятельности детей.

В коммуникативной деятельности используют вопросы проблемного характера, «словотворчество».

При восприятии художественной литературы и фольклора следует подбирать произведения, воспитывающие в детях умение делать выбор и нести за него ответственность, умение добиваться поставленной цели.

В познавательно-исследовательской деятельности игра-экспериментирование дает возможность проявить инициативу и самостоятельность каждому ребенку.

Самообслуживание способствует развитию детской самостоятельности через индивидуальные и коллективные поручения, дежурства.

В музыкальной деятельности используются различные виды импровизации, двигательного творчества.

Конструирование и по образцу и по замыслу также работает на развитие самостоятельности.

В изобразительной деятельности различные техники позволяют ребёнку проявить фантазию, творчество, способствуют различным способам самовыражения.

Подвижные игры с правилами, игры-соревнования, выбор атрибутов, «сочинение» новых игр создают условия для самостоятельной двигательной активности.

Самостоятельность дошкольника, понимаемая как стремление и умение ребенка решать задачи деятельности независимо от взрослого, используя имеющийся у него опыт, знания, поисковые действия, является значимым фактором социально-личностного созревания и готовности к школьному обучению.

Если сравнить самостоятельность 6-7-летних детей, то видно, что у старших дошкольников она проявляется иначе, чем у 3-летних детей. У детей 6-7 лет инициатива и самостоятельность проявляются значительно тоньше и разнообразнее. Их самостоятельность видна в замысле и в развертывании сюжетов сложных коллективных игр, в умении самостоятельно выполнить трудное и ответственное дело. Более зрелая самостоятельность детей подготовительной группы сказывается в их умении оценивать работу и поведение сверстников.

Отличительной особенностью самостоятельности детей старшего дошкольного возраста является ее организованность. Инициатива в этот период направлена на то, чтобы действовать по-своему, не так, как говорят взрослые. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнить порученное им дело в соответствии с требованиями старших.

Возраст 6 -7 лет является решающим в процессе становления личности. Именно в этом возрасте идет интенсивное формирование базовых составляющих психического развития, в процессе которого складывается детская компетентность. Дошкольный возраст - это период совершенствования, развития личных качеств, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами. Соподчинение мотивов приводит к овладению детьми новыми мотивами деятельности. Возникают доминирующие ценностные установки, изменяется характер взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Ребёнок учится оценивать себя по отношению к окружающему миру в соответствии с нормами и правилами общества. Развитыми личностными качествами детей старшего дошкольного возраста являются произвольность, креативность, детская компетентность, становление нравственной позиции.

Уровень сформированности самостоятельности детей дошкольного возраста является важнейшим показателем общего развития ребенка в этом возрасте. Формирование самостоятельности у ребенка как общей способности к учению находится в прямой зависимости от его становления как субъекта учебной деятельности. Самостоятельность мышления, как качество ума, является фундаментальным показателем общей обучаемости, т. к. другие качества (гибкость, обобщенность, устойчивость и др.) предполагают в своей структуре самостоятельные интеллектуальные действия.

Список использованной литературы:

1. Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте. Сборник научных трудов. СПб «Акцидент» 1996.

2. Кравцова Е. Е. «Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе». М., 1991.

3. Венгер, Л. А. Психологическая готовность детей к обучению в школе /Л. А. Венгер. - М. : Гном, 2005.

4. Воспитываем дошкольников самостоятельными : Сборник статей - Российский гос. пед. университет им Герцина. - СПб: Детство-ПРЕСС, 2000.

5. Готовность к школе /под редакцией Дубровиной М. 2005

6. Каплан, Л. И. Первые проявления самостоятельности /Л. И. Каплан. - М. : Просвещение, 2000.

Публикации по теме:

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу» (подготовительная к школе группа)Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу» (подготовительная к школе группа) Совсем скоро, дети моей группы пойдут в школу. Ведущим критерием психологической готовности к обучению в школе является мотивационная готовность.

Комплексно-тематическое планирование по разделу «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание» Уважаемые коллеги! Продолжаю публикацию комплексно - тематического планирования по разделам общеобразовательной программы дошкольного образования.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 3 Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6 Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании.

Проектная деятельность по формированию познавательной и мотивационной готовности детей к школе «Скоро в школу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38 города Кузнецка Проектная деятельность.

Развитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школеРазвитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школе «Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени» Эстер Селсдон Одной из основных.

Эссе «Моя педагогическая инициатива»Эссе «Моя педагогическая инициатива» Ребенок-это маленький росток, который холим, любим и лелеем, Ребенок-это маленький цветок, я всей душой его согрею, и позабочусь я о том,.

Эссе «Моя педагогическая инициатива» Воспитатель – свеча, которая светит детям, сгорая сама. Джованни Руффини. Меня зовут Долгих Саглара Павловна. Я молодой воспитатель. Мой.

Библиотека изображений:

Публикация Инициатива и самостоятельность как показатель готовности дошкольников к обучению в школе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Дмитриева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Инициатива и самостоятельность как показатель готовности дошкольников к обучению в школе
Опубликовано: 2 февраля 2021 в 20:11
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД