Получи документы

Информационные технологии как один из методов активизации речевой деятельности у неговорящих детей

Зульфия Волгина
Информационные технологии как один из методов активизации речевой деятельности у неговорящих детей

В последнее время наблюдается увеличение детей, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними. Кого же можно назвать «неговорящим», «безречевым» ребенком? Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, с временной задержкой речевого развития, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, нарушением слуха. Однако, для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности, несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функции речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности. Таким образом, на начальных этапах работы с неговорящими детьми цели и задачи её будут сходными, независимо от этиопатогенеза и механизмов речевого нарушения. Для полноценного развития речи необходимы: врожденная языковая способность, первично сохранный интеллект, стимулы из внешней среды, мотивация к речи, полноценность функционирования проводящих путей между отдельными анализаторами по которым передаётся информация.

Публикация «Информационные технологии как один из методов активизации речевой деятельности у неговорящих детей» размещена в разделах

Основными целями логопедической работы с неговорящими детьми на начальных этапах являются: развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона; формирование у ребёнка способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания (по началу — примитивного). Логопедическая работа с неговорящими детьми предусматривает коррекционное воздействие, как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребёнка.

Чтобы заинтересовать таких детей, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые технологии. Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к непосредственно-образовательной деятельности использование компьютерных программ может служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.

В современном понимании информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией.

Использование информационных технологий в работе с неговорящими детьми должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребенка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер, не превышать доступный возрасту уровень сложности и формализации. Кроме этого, задания должны удовлетворять возрастным интеллектуальным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья и развивать их способности. В работе на компьютере должны соблюдаться санитарно-гигиенические нормы и правила.

Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, предвосхищать цепь событий, у него развивается способность к прогнозированию результатов действий – все это имеет значение для развития у него логического мышления. У неговорящих детей отмечается бедность логических операций, снижение способности к символизации, обобщению и абстракции. Использование компьютера в работе с детьми является дополнительным стимулом для преодоления этих нарушений.

Визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребёнка образов, позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координационная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы. Элементы компьютерного обучения помогают формировать у детей знаковую функцию сознания, что является крайне важным для их языкового и интеллектуального развития. Развитие вербальной памяти и внимания, словесно – логического мышления, создают предпосылки для коррекции у дошкольников компонентов языковой системы.

Для реализации задач логопедической работы с безречевыми детьми я использую следующие виды информационных технологий :

специальные коррекционные логопедические программы,

адаптированные развивающие и обучающие программы, компьютерные игры для дошкольников,

учебные авторские презентации с логопедических сайтов интернета и собственные разработки,

фотоальбомы, анимационные заставки, картинные учебные пособия,

отдельные слайды, специально подготовленные к занятию.

Использование различных компьютерных игр, мультимедийных методических пособий на логопедических занятиях у детей с речевой патологией - это удобный и эффектный метод коррекционной работы. Именно этот метод сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Таким образом, одновременно воздействуя на два важнейших органа восприятия (слух и зрение, добиваемся оптимального усвоения учебного материала детьми. Кроме того, ребенок охотно включается в игру, в диалог с виртуальным персонажем, повторяет за ним соответствующие звуки, эмоционально отвечает на его вопросы. И задача, поставленная логопедом, решается более динамично, эффективно.

Особенности игровой деятельности неговорящих детей должны учитываться при выборе компьютерных игр для них. В игре дети с речевыми нарушениями требуют частой смены раздражителей, их игровая деятельность складывается только при непосредственном воздействии направляющего слова взрослого и обязательном руководстве ею. Неговорящим детям легче выполнить задание, если оно предлагается наглядном, невербальном плане. При использовании компьютерных программ в работе с неговорящими детьми необходимо подкреплять словесную инструкцию наглядным примером выполнения задания, предусматривать повтор инструкции. В рамках компьютерной программы ребёнок учится самостоятельно осуществлять свою деятельность, развивая способность принимать решения, доводить начатое дело до конца. Использование компьютерных технологий в логопедической работе позволяет незаметно для ребёнка дошкольного возраста осуществить переход от игровой деятельности к учебной.

При формировании лексикона у неговорящих детей следует учитывать следующие принципы:

- Словарь ребёнка развивается параллельно с развитием мыслительных операций, на их основе.

- Многократное повторение нового слова. Как показали исследования, со стороны взрослого требуется от 70 до 90 повторений нового слова, прежде чем у ребёнка закрепится самостоятельное употребление этого слова.

- Формирование лексического строя происходит на каждом занятии и в свободной деятельности. Расширение и обогащение словарного запаса происходит за счё т усвоения знаменательных частей речи: существительных, глаголов, прилагательных, наречий. Лексический материал охватывает наиболее важные и близкие ребёнку этого возраста темы.

В работе с данной категорией детей недостаточно использовать традиционные методики коррекционной работы. В связи с этим логопеды ищут новые подходы, технологии и приёмы для преодоления и коррекции недостатков речи. Современные технологии позволяют добиваться повышения качества коррекционной работы с безречевыми детьми, поэтому их использование просто необходимо.

Важно понимать, что использование только одного направления использования смарт-технологий не решит всех проблем коррекционной педагогики. И, главное, не заменит живого общения с педагогом. Использование компьютерных технологий требует серьезной длительной подготовки: самообразования, повышения квалификации, много времени уходит на подготовку к каждому занятию. Но полученный желаемый результат оправдывает все потраченные усилия.

Литература:

1. Битова А. Л. Формирование речи у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями : начальные этапы работы// Особый ребё нок: исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник. –М. : Центр лечебной педагогики,1999. –Вып. 2 -44–52с. 3

2. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребё нка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. - М. : Просвещение, 1987.

3. Гаркуша Ю. Ф. Черлина Н. А., Манина Е. В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.

4. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1. с. 47-55.

5. Кузьмина Н. И., Рождественская В. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. — М, 1977

6. Лынская М. И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду – Л., 2006. – № 6

7. Сударикова С. А. Организация учебного процесса с использованием новых информационных технологий обучения. / Организация и содержание образования детей с нарушениями развития. Тезисы Международной научно-практической

конференции. 2008 года. Часть 2.-М. -с. 505–510

Публикации по теме:

Информационные технологии в ДОУИнформационные технологии в ДОУ Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного общества. Современный процесс информатизации также затрагивает.

Использование готовых шаблонов в Microsoft PowerPoint для создания игр и активизации речевой активности дошкольниковИспользование готовых шаблонов в Microsoft PowerPoint для создания игр и активизации речевой активности дошкольников В интернете очень много готовых дидактических интерактивных игр для детей. Но часто ни одна из них не подходит к тем задачам, которые приходится.

Предметно-игровая среда первой младшей группы для активизации двигательной деятельности детей во время их бодрствованияПредметно-игровая среда первой младшей группы для активизации двигательной деятельности детей во время их бодрствования «Предметно-игровая среда 1 младшей группы для активизации двигательной деятельности детей во время их бодрствования» (Из опыта работы) Составила.

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся краевое государственное общеобразовательное учреждение «Шарыповская школа» Исследовательская работа «Игровые технологии на уроках.

Конспект интегрированного занятия по развитию творческо-речевой деятельности «Сон Умки» для детей 5–6 летКонспект интегрированного занятия по развитию творческо-речевой деятельности «Сон Умки» для детей 5–6 лет Автор: Назарова Татьяна Валентиновна, педагог дополнительного образования школы раннего развития "Звездочка" МБУ ФОСЦ "ОРИОН" высшей квалификационной.

Конспект по речевой деятельности «Описательный рассказ «Белочка» в средней группе детей с ОВЗКонспект по речевой деятельности «Описательный рассказ «Белочка» в средней группе детей с ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: закрепить знания детей о том, как звери готовятся.

Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» Татьяна Костакова Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия, как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Добрый.

Мастер-класс «Технологии активизации исследовательской деятельности на примере знакомства с изобретением звуковых игрушек»Мастер-класс «Технологии активизации исследовательской деятельности на примере знакомства с изобретением звуковых игрушек» Тема «Технологии активизации поисково – исследовательской деятельности на примере знакомства с изобретением звуковых игрушек» Образовательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информационные технологии как один из методов активизации речевой деятельности у неговорящих детей
Опубликовано: 22 сентября 2023 в 23:18
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД