Лучший педагог года

Информационно-аналитическая справка о наличии системы деятельности, направленной на развитие познавательной мотивации

Феоктистова Лариса Михайловна
Информационно-аналитическая справка о наличии системы деятельности, направленной на развитие познавательной мотивации

Информационно-аналитическая справка

о наличии системы деятельности, направленной на развитие познавательной мотивации и учебной самостоятельности воспитанников, достижение уровня подготовки, соответствующего требованиям ФГОС.

Публикация «Информационно-аналитическая справка о наличии системы деятельности, направленной на развитие познавательной мотивации» размещена в разделах

ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования, рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития :

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Развитие у дошкольников любознательности и познавательной мотивации происходит в различных видах деятельности, таких как: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, художественно-эстетическая и т. д., включение этих видов деятельности в образовательный процесс. В планировании учитываю интеграцию образовательных областей, дополняю основное содержание воспитательно-образовательного процесса системой работы. Основное назначение данной системы состоит в том, чтобы сформировать у детей познавательную активность, развитие детской инициативы. Система представляет собой целенаправленный планируемый процесс.

Поэтому организуя работу, руководствуюсь основополагающими принципами систематичности, последовательности, доступности, сотрудничества и единства.

Для решения проблемы по развитию у дошкольников любознательности и познавательной мотивации вносятся изменения в образовательный процесс.

В данной системе присутствует оптимальное соотношение взаимосвязанных и взаимообусловленных целей, задач, содержания, средств, методов, форм и условий взаимодействия субъектов системы и предлагаемых результатов.

Деятельность детей организуется в НОД и в самостоятельной деятельности на основе интеграции видов деятельности детей, соответствующих интересам и потребностям старших дошкольников. Система предусматривает тесный контакт и заинтересованность всех участников образовательного процесса.

Система состоит из блоков :

1 блок. Деятельность воспитателя с детьми

2 блок. Работа с родителями (формы)

3 блок. Работа психолога с детьми

Деятельность воспитателя :

- создание в группе многофункционального уголка по экспериментальной деятельности, организация фотовыставок;

- создание тематических портфолио;

- внесение изменений в планирование образовательного процесса;

- создание атрибутов для сюжетно – ролевых игр по теме: «Развитие познавательных интересов».

В познавательной деятельности детей складываются наиболее благоприятные предпосылки для самовыражения ребёнка. Здесь он совершенствует свои способности. Предлагаю детям, а не навязываю, помогаю детям, а не заставляю их. Личностно – ориентированный подход в воспитании детей – самое актуальное направление в педагогических методиках. Системный подход к работе даёт возможность добиться определённых результатов в развитии познавательной деятельности. Для того, чтобы создать системный подход к реализации поставленной цели необходимы изменения в образовательном процессе. Дети по природе своей – исследователи, поэтому для развития познавательной активности можно использовать исследовательскую деятельность.

Содержание:

- для развития исследовательской деятельности старших дошкольников осуществляю наработку методического материала по формированию у детей исследовательских способностей.

- разрабатываю конспекты непосредственно образовательной деятельности по формированию у детей представлений о неживой природе на основе исследовательских действий.

- темы опытов распределяю по темам, по одной на каждую неделю, с октября по май.

Содержание деятельности воспитателя ДОУ по развитию у дошкольников любознательности и познавательной мотивации.

Организация работы идёт по трём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

1. Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно – климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.);

2. Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.);

3. Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.). все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации.

Предлагаемые формы работы обеспечивают личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребёнку реализовать свою познавательную активность.

Используемые методы и приёмы.

Методы и приёмы Вид Цель Содержание

Наглядные Наблюдение, демонстрации, экскурсии. Побуждение к проявлению любознательности, формировать интерес к миру в котором он живёт Понаблюдать на прогулке за дождём, ветром и т. д.

Организовать экскурсии на кухню, в столовую и т. п.

Рассматривание различных иллюстраций о неживой природе; выставки рисунков («Вода – наше богатство»). Формировать наблюдательность, склонность к экспериментированию, умение объяснять явления природы. Рассмотреть иллюстрации с изображёнными объектами неживой природы. Организовать конкурс рисунков «Вода – наше богатство».

Словесные Тематические беседы о различных явлениях живой и неживой природы Формировать умение объяснять явления живой и неживой природы «Может ли растение дышать?», «На свету и в темноте», «Откуда берётся вода» и т. д.

Художественное слово Знакомство с произведениями детской литературы, обратить внимание для чего нужны эти знания, где их можно применить. Сказки, рассказы, стихи, прибаутки, загадки, пословицы

Вопросы – являются действенным приёмом развития познавательного интереса Умело поставленным вопросом, заставить детей думать, размышлять, находить. Вопросы группируются по цели взаимодействия

Практические Эксперименти-

рование Формировать элементарные представления из области живой и неживой природы, побуждать к познавательно – исследовательской деятельности Элементарные опыты с песком, глиной, водой, снегом и т. д.

Создание творческих работ, связанных с явлениями живой и неживой природы Развивать у детей воображение, которое реализуется в разных видах деятельности, в том числе в создании творческих работ. Рисунки, коллажи, аппликации, поделки.

Игровые Словесные игры Формирование воображения, которое реализуется в игре, умение подчиняться разным правилам и социальным нормам «Что лишнее?», «Хорошо - плохо», «Это кто к нам пришёл» и др.

КВН, конкурсы, игры – соревнования, игры – викторины, головоломки. Развитие устной речи и речевого высказывания в ситуации общения. «Мы – фокусники!», «Волшебные превращения», «Поможем муравьишке вернуться домой» и т. д.

Дидактические, настольно-печатные игры. Расширение знаний об окружающем мире, формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать предметы. «Лабиринты», «Что сначала, что потом», «Умная галка» и т. д.

Сюжетно – ролевые игры Формировать у детей представления об окружающем мире, развивать любознательность. «Прачечная», «Магазин», «Семья».

Организационные изменения:

- улучшение предметно – развивающей среды;

- использование наиболее эффективных форм работы;

- внедрение опыта воспитания семьи, активное включение родителей в педагогическую деятельность.

Работа с родителями

Активные формы работы:

Родительские собрания, семинары, открытые занятия, совместные занятия с детьми, конкурсы, викторины, выставки и т. д.

Наглядная информация :

Консультации, рекомендации, стенгазеты, буклеты, картотека игр и др.

Индивидуальная работа:

Индивидуальные беседы, обсуждение конкретных проблем, случаев, анкетирование, обновление инвентаря.

Работа психолога.

На этапе диагностики развития любознательности и познавательной мотивации, к работе был привлечён педагог – психолог. Его задачей было определение уровня развития данных процессов у детей. Работу психолог проводил в привычной доброжелательной обстановке, индивидуально с каждым ребёнком.

Цель диагностики Автор, наименование диагностики Показатель

Изучение саморегуляции собственных действий У. В. Ульенкова «Рисование флажков», «Рисование домика лесника», «Выкладывание геометрических фигур». Самостоятельно регулирует собственные действия

Изучение отношения ребёнка к окружающим, умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками Методика «Закончи историю» (модифицированный вариант ситуаций А. М. Щетинина, «Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка» (по результатам наблюдения). Обладает установкой положительного отношения к миру

активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми

Изучение способности ребёнка проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности Адаптированный текст опросника «КОС –2». Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности

способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности

Изучение умения договариваться, адекватно проявлять свои чувства Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина

«Изучение коммуникативных умений» Умеет договариваться, учитывает интересы и чувства других, сопереживает неудачам и радуется успехам других, адекватно проявляет свои чувства

Изучение уровня развития воображения, умения ребёнка подчиняться разным правилам и социальным нормам Методика Дьяченко О. М. «Художник» Обладает развитым воображением; ребёнок владеет разными формами и видами игры, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам

Изучение уровня развития любознательности и самостоятельности у детей. Развития их познавательной активности Н. Р. Климова «Да-нет» (адаптированный вариант) Проявляет любознательность, задаёт вопросы, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, способен наблюдать, экспериментировать

Изучение уровня знаний ребёнка о себе и об окружающих его предметах и явлениях. Методика: «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы и т. д.

Изучение умения ребёнка самостоятельно принимать решения, опираясь на уже имеющиеся у него знания. Л. А. Порембская «Ступени развития самостоятельности дошкольников» Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Образовательные результаты, сформированные у воспитанников

Опираясь на целевые ориентиры, представленные в 3 разделе ФГОС, можно увидеть, что результат освоения основной образовательной программы ребенком на этапе завершения дошкольного образования в области развития познавательного интереса предполагает, что:

ребенок в подготовительной к школе группе обладает следующими качествами, необходимыми для дальнейшего обучения и жизни:

1 – проявляет активность и интерес к учебной деятельности, к окружающему миру; любознательный, активный. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. т. е. – искать

2. – умеет классифицировать, анализировать, делать выводы и умозаключения, умеет сосредоточить свое внимание на предлагаемом материале, способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. т. е. - думать

3– умеет создавать новые образы, делать самостоятельные открытия, т. е. –творить4. – стремится к овладению новыми знаниями, умениями, навыками, умеет сформулировать вопрос и самостоятельно принимать решения на основе личного опыта.

5. Дети становятся активными участниками образовательного процесса

Публикации по теме:

Аналитическая справка о результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов Аналитическая справка О результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы в ЧДОУ детский сад №34 ОАО.

Аналитическая справка «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе» Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования. В.

Аналитическая справка о деятельности воспитателя ГБДОУАналитическая справка о деятельности воспитателя ГБДОУ Предлагаю вам аналитическую справку, которую я готовила к концу учебного года. 1. ФИО, стаж, категория, учреждение. 2. Анализ списочного.

Аналитическая справка о проведении городского семинара-практикума «Математическое развитие в ДОУ в соответствии с ФГОС»Аналитическая справка о проведении городского семинара-практикума «Математическое развитие в ДОУ в соответствии с ФГОС» Аналитическая справка о проведении городского семинара-практикума "Математическое развитие в ДОУ в соответствии с ФГОС" 26 февраля 2020.

Аналитическая справка о результате личного участия педагога (ФИО воспитателя) в создании Рппс АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О РЕЗУЛЬТАТЕ ЛИЧНОГО УЧАСТИЯ ПЕДАГОГА (ФИО воспитателя) в создании развивающей предметно-пространственной среды в.

Аналитическая справка об использовании в образовательном процессе современных технологий и методик воспитателем Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Вышневолоцкого района "Зеленогорский детский сад" 171130, Тверская область,.

Аналитическая справка по итогам работы в подготовительной к школе логопедической группеАналитическая справка по итогам работы в подготовительной к школе логопедической группе АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА подготовительной к школе логопедической группы «Незабудки» Составили - воспитатели высшей квалификационной категории.

Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Организация трудовой деятельности детей в ДОУ» В соответствии с годовым планом работы МБДОУ детский сад на 2017-2018 учебный год и приказом заведующего «О проведении оперативного контроля».

Аналитическая справка по предметно-пространственной развивающей среде в ДОУ по ФГОС до Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №297 Пушкинского района г Санкт-Петербурга.

Аналитическая справка старшей общеобразовательной группы по мероприятиям «Родительского марафона 3 С» Подведение итогов «Родительский марафон 3 С»: содействие, сотрудничество, сотворчество. На родительском собрании, которое проходило в середине.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информационно-аналитическая справка о наличии системы деятельности, направленной на развитие познавательной мотивации
Опубликовано: 23 июня 2023 в 09:43
+142Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Информационно-аналитическая справка о наличии системы деятельности, направленной на развитие познавательной мотивации» (включая файлы) размещена пользователем Феоктистова Лариса Михайловна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 71.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД