Елена Чаус
Индивидуальный план самообразования воспитателя «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности»
Индивидуальный план самообразования воспитателя на 2019–2020 уч. год
Индивидуальный план самообразования «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Актуальность темы:
Публикация «Индивидуальный план самообразования воспитателя „Проектная деятельность как средство развития познавательной активности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Проекты. Проектная деятельность
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально-творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, способствует развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, личностному развитию воспитанников, обеспечивает качественные результаты педагогической деятельности.
Цель: повышение педагогического мастерства, развитие сотрудничества посредством реализации метода проектной деятельности.
Задачи:
Исследовать актуальность проблемы в рамках ДОУ.
Изучить методическую литературу по теме самообразования.
Выявить наиболее приемлемые формы реализации проектной деятельности.
Содействовать совместной деятельности родителей и детей, гармонизации отношений между ними.
Осуществлять постоянное взаимодействие с педагогами ДОУ
Повысить компетентность педагогов, родителей в значимости реализации проектной деятельности в ДОУ.
Обобщить опыт работы по теме самообразования.
План работы
Работа с детьми
Срок Тема Содержание работы Практический выход
В течение года Семейный вернисаж Творческие детско-родительские работы (рисунки, поделки, макеты) Выставки, конкурсы, фестивали, праздники
Сентябрь-май Проект «Моя семья» Беседы, дидактические, словесные и сюжетно-ролевые игры, игры с конструктором, разучивание тематических стихов и песен, интервьюирование детей, составление рассказов по теме «Семья», тематические рисунки и поделки (детско-родительское творчество, фотовыставки, изготовление подарков для пап и мам, встречи с интересными людьми Реализованный проект
Октябрь Проект «Осень, осень, в гости просим» Беседы, дидактические, сюжетно-ролевые и словесные игры, игры с конструктором, составление рассказов об осени, чтение тематических рассказов и стихотворений, участие в выставке поделок из природного материала Реализованный проект
Ноябрь Проект «День народного единства» Беседы, дидактические и сюжетно-ролевые игры, разучивание тематических стихов, пословиц и поговорок, составление рассказов, разгадывание загадок, рассматривание тематических картинок и иллюстраций, слушание гимна, развлечение с участием родителей Реализованный проект
Февраль Проект «Наша армия родная» Беседы, дидактические, сюжетно-ролевые, творческие, словесные и подвижные игры, игры с конструктором, чтение и обсуждение произведений об армии, пословиц и поговорок, слушание тематических музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций и репродукций по теме, самопрезентация своей страницы в Альбоме Славы, развлечение с участием родителей Реализованный проект
Апрель Проект «Этот удивительный космос» Беседы, дидактические, словесные и подвижные игры, чтение тематических стихотворений и рассказов, разгадывание загадок, слушание тематических музыкальных произведений, игра-викторина «Путешествие в космос», детско-родительское творчество – «Дорога в космос» Реализованный проект
Май Проект «Никто не забыт, ничто не забыто» Беседы, дидактические, сюжетно-ролевые, творческие, словесные и подвижные игры, игры с конструктором, чтение и обсуждение произведений о войне, пословиц и поговорок, слушание тематических музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций и репродукций по теме, самопрезентация своей страницы в Альбоме Славы, детско-родительское творчество – «День Победы» Реализованный проект
Май-август Проект «По экологической тропе» Беседы, наблюдения, опытно-экспериментальная и творческая деятельность, чтение художественной литературы, пословиц и поговорок, дидактические, сюжетно-ролевые, творческие, словесные и подвижные игры, рассматривание тематических иллюстраций и репродукций, составление карты-схемы и паспорта экологической тропы, труд на огороде, цветниках и участке детского сада Реализованный проект
Работа с родителями
Срок Содержание работы Практический выход
В течение года «Семейный вернисаж» Выставки, конкурсы, фестивали, праздники, фотовыставки
Сентябрь Выявление уровня знаний родителей о проектной деятельности
Привлечение родителей к участию в жизни ДОУ Информирование, опрос, индивидуальные беседы, обмен мнениями, рекомендации, консультирование
Октябрь Выступление на родительском собрании
Детско-родительское творчество
Вовлечение родителей в совместную проектную деятельность Консультация «С чего начинается Родина. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Пополнение «Семейного альбома»
Проект «Осень, осень, в гости просим»
Ноябрь Повышение педагогической компетентности родителей
Вовлечение родителей в совместную проектную деятельность Тематические консультации по проекту «День народного единства»
Проект «День народного единства»
Декабрь Вовлечение родителей в совместную проектную деятельность
Круглый стол «Зачем нужна эмблема семьи» Индивидуальные задания родителям по теме проекта «Моя семья»
Обмен мнениями, презентация эмблемы семьи
Январь Пополнение РППС группы
Детско-родительское творчество Подбор иллюстративного материала и художественной литературы по теме «Семья»
Пополнение альбома «Портрет моей семьи»
Февраль Рекомендации по оформлению страницы в «Альбоме Славы»
Детско-родительское творчество
Вовлечение родителей в совместную проектную деятельность Беседы с родителями, индивидуальные консультации
Пополнение «Альбома Славы»
Проект «Наша армия родная»
Март Повышение педагогической компетентности родителей
Встречи с интересными людьми Беседы и консультации по запросу родителей по теме проекта «Моя семья»
Рассказы родителей о своей профессии
Апрель Вовлечение родителей в совместную проектную деятельность
Детско-родительское творчество Проект «Этот удивительный космос»
Выставка «Дорога в космос»
Май Вовлечение родителей в совместную проектную деятельность
Повышение педагогической компетентности родителей
Проект «Никто не забыт, ничто не забыто»
Информирование и консультирование родителей по работе над проектом «По экологической тропе»
Самореализация
Срок Содержание работы Практический выход
В течение года *Изучение нормативных документов
*Чтение тематических педагогических изданий
*Чтение методической и тематической литературы
*Обзор тематической информации в интернете
*Проведение открытых мероприятий (с последующим анализом со стороны коллег)
*Изучение и внедрение новых технологий
*Ведение собственного блога
*Публикация собственного опыта педагогической деятельности на образовательных порталах и сайте ДОУ
*Работа с родителями по привлечению к проектной деятельности
*Информация для родителей о тематических мероприятиях в ДОУ
*Пополнение РППС группы Повышение педагогической компетентности
Сентябрь Теоретическое изучение проблемы
Практическая деятельность Изучение нормативных документов, учебно-методической лит-ры, опыта работы ДОУ, Интернет-ресурсов Составление индивидуального плана самообразования
Октябрь Изучение педагогической диагностики Мониторинг
Ноябрь Выступление на педагогическом совете Консультация «Образовательные проекты в ДОУ»
Декабрь Пополнение РППС группы
Подбор практического материала для работы с детьми
Картотеки игр, литературный материал, подборка физкультминуток по темам проектов
Январь Взаимодействие с педагогами ДОУ Взаимопосещение занятий и мероприятий
Февраль Изучение методического материала: Захарова М. А. Проектная деятельность в детском саду : родители и дети; Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике Повышение профессионализма
Обмен опытом с педагогами ДОУ
Март Взаимодействие с педагогами ДОУ Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание как компонент социального развития ребенка через проектную деятельность»
Апрель Выступление на семинаре-практикуме
Подведение итогов педагогической диагностики Доклад «Проектная деятельность в подготовительной к школе группе (из опыта работы)»
Мониторинг
Май Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете Выступление на педсовете
Публикация собственного педагогического опыта на образовательных сайтах
Литература
1. Белая К. Ю. Самообразование педагогов ДОУ/К. Ю. Белая//Справочник старшего воспитателя, 2007, № 2.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-синтез, 2008.
3. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. – М. : Айрис-пресс, 2008.
4. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013.
5. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2011.
6. Маханева, М. Д. Самообразование педагогов/М. Д. Маханева//Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, № 1.
7. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста//Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, №4.
8. Интернет-ресурсы.