Лучший педагог года

Индивидуальные занятия по коррекции звука [л]

Юля Байгулова
Индивидуальные занятия по коррекции звука [л]

Индивидуальные занятия по коррекции произношения звука

"Л”[/b]

Характер дефекта: замена звука Л на губно - зубной "В".

Индивидуальный план:

1. Формирование общеречевых и произносительных навыков:

• Развитие речевого дыхания ;

• Развитие и совершенствование мелкой моторики рук,

• Развитие и укрепление мышц органов артикуляции;

• Постановка, автоматизация звука "Л".

Публикация «Индивидуальные занятия по коррекции звука [л]» размещена в разделах

2. Формирование фонематических процессов (фонематического восприятия, слуха, первоначальных навыков звукового анализа).

После выполнения каждого упражнения делается вывод о качестве выполнения.

Занятие 1

Цель: активизация работы органов речевого аппарата; развитие дыхание, мелкой моторики, фонематического слуха

1. Развитие фонематического слуха.

Задание 1: хлопнуть в ладоши, если услышит слова, близкие по звуковому составу:

Палка-балка Балка — балка Балка-палка Палка-палка

Задание 2: хлопнуть в ладоши, если услышит разные слоги в парах:

Па-па ты — ти

Ба-па ша-ша

Задания выполнены с ошибками.

2. Развитие мелкой моторики.

Упражнения: самомассаж кистей и пальцев рук с

поролоновыми мячами.

• Мяч между ладонями. Сжимать и разжимать ладони. Под счет 1-8.

• Прокатывание с надавливанием мяча между ладонями вверх — вниз. Под счет 1-8.

• Прокатывание с надавливанием мяча между ладонями по кругу. Под счет 1-8.

• Упражнения с двумя мячами. Сжимать и разжимать кулаки с мячами, сначала одновременно обеими руками, затем каждой рукой поочередно. Под счет 1 - 8; 1 - 4; 1 - 4.

• Развитие мышц 1, 2, 3 пальцев для правильного пальцевого захвата Мячи в каждой руке зажаты 1, 2, 3 пальцами. Сжимать и разжимать кулаки сначала одновременно, затем - поочередно - правая - левая. Счет 1-8, 1-4, 1-4.

Разучивание упражнении пальчиковой гимнастики сидя за столом:

• Свободное постукивание по столу пальцами обеих рук, затем - правой, левой - поочередно.

• Поочередное приподнимание пальцев (кисти рук лежат на столе):правой руки; левой руки; обеих рук одновременно.

• Имитация игры на фортепьяно.

Упражнения выполнялись в медленном темпе, подъем пальцев выполнялся не в полном объеме. Движения плохо координированы

3. Упражнения на развитие дыхания.

Упражнения "Понюхаем цветы”, "Одуванчик” - развитие короткого глубокого носового вдоха и длительного выдоха

При выполнении данных упражнений следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, при выдохе не надувались щеки, воздушная струя была длительной, без дополнительного вдоха

4. Развитие артикуляционной моторики.

Формирование кинестетической основы движений Скачала упражнения выполняются со зрительным контролем.

• Произнести звук "И" перед зеркалом и определить, как двигаются губы при его произнесении.

• Произнести звук "У’ перед зеркалом и определить, как двигаются губы при его произнесении.

• Произнести перед зеркалом сочетание звуков ”ИУ”, ”УИ" и определить последовательность движений губ при их произнесении.

Затем те же упражнения выполняются без зеркала Задания к ним - те же.

Определение положения кончика языка (поднят или опущен).

• Произнести перед зеркалом звук ”И" и определить положение кончика языка

• Произнести перед зеркалом звук "Д” и определить положение кончика языка

• Произнести перед зеркалом последовательно звуки "И", ”Д" и определить, при произнесении какого звука кончик языка опущен (поднят).

Те же упражнения выполняются без зеркала. Задания к ним - те же. Развитие кинетической основы движений.

Удерживать артикуляционную позу под счет до 5.

• Растянуть губы в улыбку с оскалом резцов, а затем высунуть язык.

• Попеременно сделать широким, затем - узким.

• Высунуть язык вперед, одновременно поднимая его кончик вверх.

• Высунуть язык вперед и одновременно растянуть губы в улыбку.

Сначала все упражнения выполняются под контролем зеркала, а затем - без него.

При выполнении упражнений артикуляционная поза удерживается с трудом, язык дрожит и меняет конфигурацию.

Вывод: на следующем занятии повторить упражнения пальчиковой гимнастики, упражнения для формирования кинестетической и кинетической основы движений.

Задание № 2.

Цель: закрепление, совершенствование упражнений предыдущего занятия, разучивание новых упражнений пальчиковой, артикуляционной гимнастики, упражнения для вызывания изолированного звука "Л".

1. Упражнение на развитие зрительного внимания "Что изменилось?" (с использованием предметных картинок).

2 Повторение упражнений пальчиковой гимнастики, упражнения

для формирования кинестетической и кинетической основы артикуляционных движений.

3. Разучивание новых упражнений пальчиковой гимнастики:

• Поочередно сгибать пальцы сначала правой, затем - левой руки, начиная с большого.

• Поочередно сгибать пальцы правой (левой) руки, начиная с мизинца

• Выложить на блюдце фасоль белого и красного цвета вперемешку. Разложить фасоль по цветам в разные коробочки. Скачала одной рукой, затем - другой; далее - левой рукой - красную, правой - белую.

4. Упражнения артикуляционной гимнастики:

Статические: "Блинчик”, "Чашечка", "Парус".

Выполняется под счет. Удержание статической артикуляционной позы под счет до 15.

Динамические: "Змейка", "Часики" (с использованием шарикового тренажера, "Качели" (отработка верхнего положения и нижнего с помощью шарикового тренажера с двумя шариками и веревочкой, расположенной вертикально,"Индюк" (без звука,"Маляр".

При выполнении динамических упражнений следить за точностью движений языка, полнотой объема движений.

Вывод; на следующем занятии повторить разученные упражнения пальчиковой гимнастики; артикуляционной гимнастики.

Занятие № 3.

Цель; повторение с целью закрепления и совершенствования упражнений пальчиковой и артикуляционной гимнастики; разучивание упражнений для постановки звука "Л", упражнения для развития классификации и обобщения.

1. Упражнения на развитие классификации и обобщения "Четвертый лишний" - на материале темы, "Одежда".

2. Повторение упражнений пальчиковой гимнастики,

артикуляционной гимнастики: статические ("Блинчик",

"Чашечка", ’Парус", динамические ("Змейка", "Часики", "Качели", "Индюк" (созвуком, "Маляр").

3. Упражнения мелких мышц пальцев (с колечком из бельевой резинки диаметром 5 см).В резиновом колечке большой и указательный палец, затем к ним добавляется средний, безымянный пальцы, наконец — мизинец. Кольцо резиновое постепенно растягивается Выполняется сначала травой рукой, затем - левой. Когда выполняется упражнение одной рукой, вторая рука не помогает.

4. Разучивание упражнений для языка для вызывания изолированного звука "Л". Упражнение "Пароход гудит" - произнесение длительно звука "Ы". Губы - в положении улыбки.

Контроль: слух, индивидуальное зеркало, самоконтроль ребенка

Упражнение "Самолет гудит" - произнесение звука "Ы" с кончиком языка, помещенным между зубами. Губы - в положении улыбки.

Контроль: индивидуальное зеркало, слух

Ребенок в зеркале видит и следит, чтобы кончик языка во время выполнения упражнения находился между зубами. Слух контролирует звук, напоминающий "Л", длительно произносимый.

5. Утрированное, длительное произнесение открытых слогов: ла, ло; Лу. Язык при этом должен находиться между зубами только при произнесении звука, похожего на ”Л”, при произнесении гласного - рот открыт.

Произнесение закрытых слогов: ал, од ул, - длительно гласный, рот открыт, при произнесении утрированного звука похожего на "Л", язык помещается между зубами, челюсти сближены как при звуке "Л".

Вывод; Повторить упражнения, вырабатывающие подъем и фиксацию языка в верхнее положение. Повторить упражнения на укрепление мелких мышц пальцев рук.

Публикации по теме:

Дидактические пособия для проведения занятия по постановке звука [с]Дидактические пособия для проведения занятия по постановке звука [с] Для проведения занятия в увлекательной игровой форме потребуются игрушка: слон Семен, горка, карточки с картинками со звуком С, Ш, бутылочка.

Фотоотчет «Индивидуальные выставки семейного творчества воспитанников старших групп как форма взаимосвязи педагогов с семьей»Фотоотчет «Индивидуальные выставки семейного творчества воспитанников старших групп как форма взаимосвязи педагогов с семьей» С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта в дошкольных образовательных учреждениях большое внимание уделяется.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ц]» Тема:Звук [ц].Цель:автоматизировать изолированный звук [ц].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [р]» Тема:Звук [р].Цель:автоматизировать изолированный звук [р].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ш]» Цель: автоматизировать изолированный звук [ш]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: - упражнять в правильном произношении изолированного.

Конспект индивидуального занятия «Постановка звука [Ш]» Цель:Коррекционно-образовательные: –уточнение артикуляции звука [ш]; - Автоматизация звука [ш] изолированно, в прямых слогах и словах.

Конспект индивидуального занятия с ребёнком с МДР «Автоматизация звука [ш]»Конспект индивидуального занятия с ребёнком с МДР «Автоматизация звука [ш]» «Автоматизация звука «Ш». Цель: автоматизация звука «Ш» в предложениях. Задачи. Коррекционно-образовательные: • закреплять умение правильно.

Конспект занятия по постановке звука [С] «Лиса Алиса» Цель: Постановка звука С Задачи: 1. Научить ребенка правильно произносить звук С; 2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;.

Конспект занятия «Закрепление звука [В] в слогах и словах» Цель занятия: автоматизация звука [В] в слогах и словах. Задачи: - Закреплять правильное произношение звука [В] в слогах ВА, ВО, ВУ и словах.

Консультация для педагогов «Музыкальные занятия как средство коррекции заикания»Консультация для педагогов «Музыкальные занятия как средство коррекции заикания» Консультация для педагогов «Музыкальные занятия как средство коррекции заикания» Заикание – комплексное нарушение речи, с трудом поддающееся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальные занятия по коррекции звука [л]
Опубликовано: 19 февраля 2022 в 15:19
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД