Получи документы

Индивидуальная работа с кризисными семьями

Ольга Пономарева
Индивидуальная работа с кризисными семьями

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С КРИЗИСНЫМИ СЕМЬЯМИ

Пономарева Ольга Васильевна

социальный педагог

КОУ ВО «Центр сопровождения и развития ребенка»

п. Кантемировка Воронежской области

Самое главное право каждого ребенка-воспитываться в семье. Поэтому стратегической целью моей деятельности как социального педагога является сохранение кровной семьи.

Цели:

• выявление кризисных семей, их социальное сопровождение и реабилитация;

Публикация «Индивидуальная работа с кризисными семьями» размещена в разделах

• профилактика семейного неблагополучия, побуждение родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семьях, способствование осознанию родителями их роли в воспитании детей, развития чувства ответственности за свою семью;

• содействие социальному формированию личности ребенка.

Задачи:

• защита прав детей «группы риска», а также членов их семей;

• обеспечение эффективных мер воздействия на родителей, не исполняющих обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетних детей;

• популяризация семейных ценностей, формирование позитивной мотивации к сохранению семьи и благоприятного микроклимата в ней;

• сотрудничество с органом опеки и попечительства Кантемировского муниципального района, комиссией по делам несовершеннолетних, школами района, детской поликлиникой, Центром занятости населения, Домом детского творчества по профилактической работе с семьями «группы риска».

Направление:

• организация и сопровождение работы по ранней профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства;

• реализация мероприятий по укреплению института семьи и пропаганде семейных ценностей;

• оказание экстренной психологической помощи детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Определенное влияние на педагогическую функцию семьи оказывает её состав, образование и возраст родителей, материальные и бытовые условия жизни. Все эти факторы были мной учтены при планировании индивидуальной работы с семьей. На каждую семью был оформлен социальный паспорт.

Одной из самых распространённых среди проблемных является неполная семья.

Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни. При этом только один вид проблем встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

«Все счастливые семьи счастливы одинаково, а несчастливые – несчастны каждая по-своему», - сказал как-то Лев Толстой. В своей работе я не раз убеждалась в верности этой фразы и поняла, как важно в трудное для семьи время не оставить их один на один с проблемами, оказать помощь. Помощь эта может быть самой разной: от умения выслушать и простого сочувствия до содействия в устройстве на работу.

Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Родителю приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещение всех этих задач очень затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами.

Методы в работе с семьей.

Помощь этим семьям осуществляла через комплексный, дифференцированный, системно-деятельностный подходы.

При работе с этой категорией семей поэтапно выстраивала свою работу :

1 этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью.

2 этап: первичное обследование жилищных условий кризисной семьи.

3 этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни.

4 этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.

5 этап: изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентации.

6 этап: изучение личностных особенностей членов семьи.

7 этап: составление карты семьи, социального паспорта.

8 этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными службами.

9 этап: составление плана работы с проблемной семьей.

10 этап: текущие и контрольные посещения семьи.

11 этап: выводы о результатах работы с кризисной семьей.

Затем все эти этапы были связаны в три блока технологии работы с кризисной семьей, которые включали в себя три уровня:

1. диагностический;

2. профилактический;

3. реабилитационный.

Диагностический уровень

Этапами диагностики:

• сбор информации;

• анализ информации;

• постановка социального диагноза.

Конечно, диагностика – длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьей, а также с другими людьми. Диагностика служит отправной точкой дальнейшего взаимодействия с семьей. При проведении диагностики были соблюдены определенные принципы; наиболее важные из них.

Методологические принципы:

а) это объективность в сборе фактов и их интерпретации. Я понимаю, что необъективность может привести к непредсказуемым последствиям в работе;

б) это множественность источников информации и ее достоверность.

Этические принципы:

а) конфиденциальность,

б) соблюдение этических норм.

На данном этапе были использованы следующие диагностические методы:

- наблюдение;

- беседы и равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану;

- диагностические методики:

1. анкеты, опросники:

1. анкета «Взаимоотношения в семье»,

2. анкета «Какие мы родители?»,

3. «Опросник родительского отношения» А. Я. Варги, В. В. Столина,

4. матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка,

5. «Анализ Семейных Взаимоотношений» (АСВ, Э. Г. Эйдемиллера,

6. опросник «Измерение родительских установок и реакций (PARY, П. Шеффера.

2. тесты:

1. тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье»,

2. методика «Взаимодействие взрослый-ребенок (ВВР)». И. М. Марковской,

3. тест родительского отношения.

3. проективные методики:

1.«Рисунок семьи»,

2. Кинетический рисунок семьи»,

3. Методика Рене Жиля.

4. анализ документации – изучение документов – важная часть работы, он необходим для дальнейшей работы с семьей.

Профилактический уровень

На данном уровне моя деятельность была построена на принципе предоставления достоверной информации, использовании комплекса предупредительных мер, способствующих полноценному функционированию семьи и предотвращении проблем во взаимоотношении детей и родителей.

Таким образом, деятельность направлена на:

- творческое усвоение педагогических знаний, с тем чтобы они стали руководством к действию и способствовали повышению эффективности воспитания детей в семье;

- формирование способности осмыслить семейную действительность, умения принимать наиболее эффективные решения в соответствии с педагогическими закономерностями, принципами воспитания;

- взаимное обогащение опытом детско-родительских взаимоотношений.

- пропагандой ненасильственного воспитания, разъяснение родителям, что существует множество методов, с помощью которых можно воспитать в детях послушание, ответственность, не прибегая к телесным наказаниям.

Эффективность профилактической деятельности напрямую зависит от правильного выбора способа моего общения с семьей : не допускала небрежное, снисходительное или слишком официальное отношение при встрече, а также упреки, устрашения, ультиматумы. Так как в этом случае создавался психологический барьер, из-за чего родители не могли адекватно воспринимать даже вполне целесообразные предложения.

К любой встрече с родителями всегда тщательно подготавливалась. Для этого собирала как можно больше информации о семье, обдумываю содержание и форму беседы.

Реабилитационный уровень.

Этот уровень был проведен на всех этапах общения. Он является важнейшим в системе работы с семьей. На индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребенком были использованы следующие технологии:

Консультирование – проводила методом беседы, убеждения, активного слушания.

Оказание помощи семье – оказание материальной помощи в органах социальной защиты, помощь в оформлении жилищных субсидий на оплату коммунальных услуг, содействие в трудоустройстве, оказание помощи в оформлении страхового медицинского полиса, страхового номера индивидуального лицевого счета, гражданства РФ и пр.

Метод «письмо-обращение»

Проводила беседы по телефону с родителем, приглашала на консультации. Социальный патронаж

В ходе патронажа осуществляла разные виды помощи – социальную, материальную, психологическую, образовательную.

В своей работе с кризисными семьями активно сотрудничаю с органом опеки и попечительства муниципального района, детской поликлиникой, Центром занятости населения, который включает в себя:

• всесторонний обмен информацией;

• осуществление индивидуального подхода к каждой семье;

• оказание разных видов помощи семье.

Для оценки эффективности своей работы использую параметрический метод, суть которого сводится к сопоставлению двух групп параметров:

• начальное состояние семьи (на момент проведения первичной диагностики, до начала работы с данной семьей);

• контрольное состояние семьи (на момент проведения контрольной диагностики, после проведения запланированной работы с семьёй).

Опыт показал, достаточно сложно добиться высокой эффективности социальной работы с семьями. Этот показатель напрямую зависит не только от наличия мотивации (даже незначительной) самих членов семьи на положительные изменения в семейной ситуации, не только от системности и комплексности социальной помощи со стороны специалистов социальных учреждений. Но и многих территориальных социальных проблем (отсутствие рабочих мест, низкооплачиваемый труд неквалифицированных работников, асоциальное окружение семьи и т. п.).

С кризисными семьями была проведена большая социальная работа и достигнуты положительные результаты. Регулярный патронаж и социальный контроль позволили закрепить эти результаты и стали успешными методами профилактики социальной дезадаптации этих семьей.

Публикации по теме:

Права детей в символах.Права детей в символах. Из опыта работы. Одной из важных и актуальных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека и, в частности, защита.

Презентация «Я — ребенок, я имею право» Формировать первичные представления у детей старшего дошкольного возраста о таких правах как: - "право на имя" - "право жить и воспитываться.

Библиотека изображений:

Публикация Индивидуальная работа с кризисными семьями (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Пономарева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Индивидуальная работа с кризисными семьями
Опубликовано: 24 ноября 2014 в 16:19
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД