Лучший педагог года

Индивидуализация образовательного процесса через дидактические игры

Лариса Козловская
Индивидуализация образовательного процесса через дидактические игры

Дидактическая игра – это игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, развитие познавательных способностей. Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются с целью обучения и воспитания детей.

Принцип индивидуализации дошкольного образования направлен на преодоление противоречий между уровнем той деятельности, который задают программы и реальные возможности каждого воспитанника. Индивидуализация – это необходимый фактор реализации разнообразных целей обучения и формирования индивидуальности.

Публикация «Индивидуализация образовательного процесса через дидактические игры» размещена в разделах

Возможно ли в дидактической игре реализовать принцип индивидуализации? Возможно, если игра будет направлена на возможности каждого отдельного воспитанника.

Цели таких дидактических игр будут зависеть о того, в рамках какой темы недели осуществлялось взаимодействие с воспитанниками. Такая игра служит средством самостоятельного закрепления материала, полученного в процессе образовательной деятельности, таким образом, то, что дети усвоили в рамках тематической недели – переносится в самостоятельную деятельность.

Особенность данных игр заключается в том, что они имеют элемент автодидактики, т. е. воспитанники самостоятельно выполняют все задания и имеют возможность проверить правильность своих действий. У детей развивается самостоятельность, умение принимать решение, способность регулировать и контролировать свои действия, умение следовать правилам и определённой последовательности, таким образом, формируются предпосылки учебной деятельности.

Создавая дидактическую игру, мы не отходим от общепринятой в педагогике структуры:

дидактическая задача;

• игровая задача;

• игровые правила (организация действий, поведения детей);

• игровые действия (то, что должны выполнить дети);

• результат.

Так как игра создаётся на платформе в сети интернет и имеет свои особенности, то эти особенности обязательно обговариваются с детьми. Воспитанникам объясняются правила игры : необходимо правильно выполнить все задания. Задания имеют разные степени сложности: жёлтые значки – самые лёгкие задания, зелёные – средней степени сложности, красные – самые сложные. Ребёнок для себя должен выбрать один из цветов и пройти все задания до конца. Выбирать задания на каждом этапе разного цвета не стоит, так как нарушится логика игры. Каждое задание озвучивается и прописывается. Ребёнок, который не умеет читать прослушает то, что от него требуется и выполнит это. Программа позволяет загружать различные картинки, записывать звуки, выводить по ссылкам в интернет, таким образом, игровые действия могут быть самыми разнообразными, что поддерживает интерес ребёнка на протяжении всей игры. Задания в игре не противоречат программному содержанию и возрасту детей.

Но может возникнуть проблема: воспитанник будет постоянно выбирать самый лёгкий уровень и без особых усилий проходить игру. Как этого избежать? Так как дети старшего дошкольного возраста имеют завышенную самооценку и стремятся к лидерству, необходимо ввести соревновательный момент, таким образом создать мотивацию к прохождению других уровней. Для этого в данных играх результатом являются заработанные фишки: обычная, серебряная и золотая, которые дети получают за прохождение разных уровней. Кроме фишек предусмотрено звание, которое ребёнок получает за каждый уровень. Дети обязательно захотят получить звание «Самый лучший игрок», а значит – пройдут постепенно все уровни. Для этого придуманы особенные значки: после прохождения всех заданий необходимо проверить себя и нажать на «игровую приставку». Если какое-то из заданий выполнено неправильно, можно вернуться к нему и подумать ещё раз. После значок «корзиночка» покажет детям, какую фишку и какое звание (титул) они получают. В этом же значке предусмотрена мотивация детей к прохождению следующего уровня, благодаря этому у ребёнка формируется такое качество личности, как инициативность.

Кроме этого педагогами в группе изготовлены значки-эмблемы «Хороший игрок», «Эрудит», «Лучший знаток». Значки дублируют звания, полученные в игре. Приобретая значок «Хороший игрок», ребёнок будет стремиться получить значок «Лучший знаток». Таким способом нам удалось избежать того, чтобы дети отдавали предпочтение лёгкому уровню.

Здесь также важна и работа педагога. Видя, что ребёнок выбирает самый простой уровень, воспитатель наблюдает за ребёнком и по необходимости осуществляет индивидуальное взаимодействие.

Так как эта игра в сети интернет, играть в неё можно и дома, что актуально в нынешнее время. Даже когда ребёнок по определённым причинам находится дома, он по ссылке в интернете может с лёгкостью прейти в игру и выполнить задания.

Играть в эту игру можно двоим детям сразу. Причём они могут проходить различные уровни одновременно. Ребёнок, который проходит более сложный уровень может помочь своему товарищу, выбравшему более лёгкий, таким образом, осуществляется взаимодействие между сверстниками. Развивается взаимопомощь.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что дидактическая игра с разными уровнями сложности позволяет не только закрепить материал по теме недели, реализовать принцип индивидуализации, но и формировать инициативную и самостоятельную личность; позволяет развивать психические процессы и формировать нравственные качества человека.

Публикации по теме:

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учрежденииХарактеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.

Консультация для родителей «Развитие дошкольника через дидактические игры»Консультация для родителей «Развитие дошкольника через дидактические игры» Консультация для родителей: «Развитие дошкольника через дидактические игры». Автор: Седова Наталья Владимировна, воспитатель группы "Ромашка",.

Консультация «Развиваем внимание и память через дидактические игры»Консультация «Развиваем внимание и память через дидактические игры» Консультация "Развиваем внимание и память через дидактические игры" «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого - деятельность,.

Мониторинг образовательного процесса на учебный год Количество детей: 24 Дата проведения: сентябрь. Статус мониторинга: начало учебного года Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Психологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учрежденииПсихологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учреждении семинар-практикум «Психологическое здоровье участников образовательного процесса и успешность работы дошкольного учреждения», который состоял.

Реализация УМК в режимных моментах через дидактические игрыРеализация УМК в режимных моментах через дидактические игры В течение нескольких последних лет и в настоящее время идет бурный процесс реализации УМК по обучению детей татарскому и родному языку.

Родители — участники образовательного процесса в ДОУ В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, условия создания.

Видовые точки на территории ДОУ как часть образовательного процесса дошкольниковВидовые точки на территории ДОУ как часть образовательного процесса дошкольников Уютная и комфортная атмосфера в детском саду играет важную роль в организации воспитательно-образовательной работы с воспитанниками, создании.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Индивидуализация образовательного процесса через дидактические игры
Опубликовано: 10 февраля 2022 в 16:02
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД