Лучший педагог года

Индивидуализация и социализация детей дошкольного возраста как инновация ФГОС до

Надежда Даминова
Индивидуализация и социализация детей дошкольного возраста как инновация ФГОС до

Чтобы сформулировать результаты освоения программы дошкольного образования, необходимо знать и учитывать особенности социальной ситуации развития ребенка, возраста и психического развития детей. Инновация ФГОС ДО раскрывается в двух ключевых понятиях – индивидуализация и социализация ребенка. Можно предположить, что, с одной стороны, это два противоположных процесса, но с другой – они взаимно дополняют друг друга.

Публикация «Индивидуализация и социализация детей дошкольного возраста как инновация ФГОС ДО» размещена в разделах

Социализация представляет собой усвоение мира человеческих отношений, культуры, норм, правил.

Индивидуализация есть вектор развития каждого ребенка на данном возрастном этапе, его индивидуальная траектория движения с учетом зоны ближайшего развития в направлении целевых ориентиров.

Особенности социальной ситуации развития дошкольника

Важно отметить, что индивидуализация развития и возможностей ребенка имеет физиологическую основу: дошкольный возраст характеризуется незрелой нервной системой, максимальной гибкостью, пластичностью развития. Для того чтобы индивидуализировать процесс развития ребенка в социуме, необходимо создать социальную ситуацию развития, которая не только включает в себя систему условий, но в первую очередь предусматривает практику общения с окружающим миром, со взрослыми и сверстниками. По мнению некоторых родителей, ребенку не обязательно посещать детский сад. Условия домашнего воспитания являются оптимальными, при этом содержание социальной ситуации развития составляет предметная среда (игрушки) и общение с близкими родственниками (бабушки, дедушки). Однако такая ситуация не всегда имеет развивающий характер. Игрушки и другие предметы начинают носить обучающий характер только в том случае, если они включены в процесс общения и в виды детской деятельности. Таким образом, социальная ситуация развития, включающая в себя три группы условий (пространственно-временные, социальные и деятельностные, подчеркивает приоритет второй группы, которая предусматривает развитие коммуникации у детей, умения общаться и выстраивать взаимоотношения со сверстниками. Именно это условие является движущей силой психического и личностного развития ребенка, а именно: определяет познавательное, морально-нравственное развитие, сохранение детской субкультуры.

Управление процессом индивидуализации дошкольников в ДОО

Чтобы максимально использовать все возможности, предоставляемые детским возрастом, необходимо организовывать образовательное пространство, обеспечивающее успешное развитие детей всех возрастов, учитывающее и поощряющее их индивидуальные качества и способности. Одна из главных задач современного российского образования – развитие личности и индивидуальности ребенка, его самостоятельности. Индивидуальное и личностно-ориентированное образование призвано научить его сознательному жизненному и профессиональному выбору и максимально использовать свои ресурсы для построения индивидуального образовательного личного маршрута. Именно обучающиеся и их родители должны быть заказчиками своего образования. В связи с этим, требуются новые подходы и принципы обучения, новый характер взаимоотношений педагога и ученика. Главным принципом обучения становится не столько передача знаний, сколько развитие индивидуальных сторон личности, познавательной активности ребенка, который выступает в качестве субъекта своего собственного образования. Управление индивидуализацией образовательного процесса в детском дошкольном учреждении должно основываться на положении о том, что личность каждого ребенка уникальна, а его индивидуальные потребности и интересы требуют всесторонней поддержки.

Индивидуализация занимает все больше места в образовательном процессе в ДОУ, а, следовательно, принципы индивидуализации необходимо прослеживать не только на содержательном, но и на организационном, управленческом уровне.

Идея необходимости индивидуального подхода к учащимся в условиях коллективной работы принадлежит Яну Амосу Коменскому, который на страницах своих педагогических трудов указал на необходимость сочетания индивидуальной и групповой учебной деятельности в условиях классноурочной системы обучения. С появлением систематических знаний об особенностях организации образовательного процесса в XVII–XIX веках, благодаря Я. А. Коменскому, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, А. Дистервегу, К. Д. Ушинскому, стали разрабатываться обучающие технологии за счет интенсивного развития познавательного интереса учащихся. К. Д. Ушинский, а вслед за ним П. П. Блонский, П. Ф. Каптерев впервые в педагогической науке подошли к пониманию ведущей роли психологических исследований в обучении. В ХХ-ХХI вв. «индивидуальность» стали соотносить с личностью и рассматривать ее как оригинальность, главенствующую особенность личности, делающую ребенка не похожим на других.

Проблема социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве ДОУ

Являясь двумя важными компонентами процесса социального развития, социализация и индивидуализация оказывают друг на друга огромное влияние. Это проявляется, например, в возможности свободной, творческой и интеллектуально развитой личности найти своё место в обществе и успешно реализовывать свой потенциал, но, с другой стороны, человеку, оценивающему свои достоинства выше достижений других людей, трудно найти с окружающими общий язык. Потребность в соблюдении норм и правил, принятых в обществе, может помочь реализации личностных задатков в социально приемлемой форме, а может затормозить проявление индивидуальности. Всё будет зависеть от приобретённого человеком личностного опыта, от социальной ситуации его развития.

Осуществляя образовательный процесс в детском саду, педагоги дошкольной образовательной организации понимают, что каждый ребёнок неповторим, у каждого есть свои физиологические и психологические особенности, и, в соответствии с этим, возможности; свои интересы, склонности, потребности. Однако, организуя фронтальные и групповые формы образовательной деятельности, они не всегда учитывают эти нюансы. Стараясь охватить вниманием всю группу детей, упускают из виду каждого конкретного ребёнка.

Конечно, меньше временных и душевных затрат требуют регламентированные виды деятельности, авторитарный подход, субъект-объектная форма взаимодействия. Быстрее сформировать послушание, чем дисциплину; проще провести занятие, чем руководить творческой игрой; легче научить ребёнка отвечать на вопросы, чем задавать их. Но такая педагогическая позиция не может привести к балансу двух компонентов: социализации и индивидуализации, и не способствует гармонизации развивающейся личности.

Помочь в решении этой проблемы могут следующие подходы к построению образовательного пространства ДОУ.

Прежде всего, это педагогическая позиция взрослого. Если педагог считает себя непререкаемым авторитетом, истиной в последней инстанции, в его речи, обращённой к детям, постоянно звучат такие фразы как: «Ты неправильно думаешь», «Ты не так сделал», «Так не бывает», у дошкольников постоянно будет возникать чувство неуверенности в себе, что сильно затрудняет развитие самостоятельности, а значит и социальную адаптацию. Отойти от этого позволит осознание взрослыми того факта, что не только дети учатся от нас, но и мы, работая с детьми, перенимает их нестандартный взгляд на окружающий мир, их удивительную способность находить простой выход из сложной ситуации. Часто, выслушав ребёнка и поняв логику его рассуждений, мы принимаем его позицию, соглашаемся с его точкой зрения.

Вторым важным аспектом является создание среды, доступной, понятной, интересной, привлекательной для детей, обладающих разными возможностями и потребностями: мальчики и девочки; дети разных национальностей; дети с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья; дети с разным типом темперамента и условиями семейного воспитания и т. п. Конечно, это тесно связано с финансовой проблемой в образовании, но психолого-педагогическая сторона вопроса является все-таки приоритетной, поскольку при равных финансовых возможностях развивающие пространства разных организаций имеют довольно разнообразное содержание.

Ещё одним немаловажным фактором в решении вопроса социализации-индивидуализации дошкольников является организационный аспект.

Организация режимных моментов часто сводится к рутинному выполнению обязанностей по самообслуживанию, хотя приём пищи и подготовка к нему, одевание на прогулку и укладывание спать несут в себе богатый образовательный ресурс. Использование всех его возможностей расширяет педагогический потенциал, усиливает интерес детей и повышает эффективность образовательного процесса, поскольку напрямую связан с практической деятельностью.

Не всегда в педагогическом процессе используются возможности игры. Понятно, что игра является ведущим видом деятельности ребёнка от 3 до 7 лет. Понятно, что личностное развитие детей этого возраста осуществляется только в игре. Но, несмотря на эти непреложные истины, социальные запросы со стороны родителей и школьных учителей к детскому саду ориентированы на приоритет познавательного развития и подготовку к школе в плане приобретения специфичных знаний, умений и навыков, а не в плане развития мотивации и личностных качеств, важных для принятия позиции школьника и облегчения адаптации к школьному обучению. Это вынуждает воспитателей проводить с детьми занятия за столом, приближенные к школьным, обучать дошкольников чтению, письму, счёту. В результате, на пороге школьного обучения дети уже не хотят учиться, им это надоело в детском саду. А универсальными навыками учебной деятельности они так в полной мере и не овладевают. Чтобы преодолеть эту ситуацию, необходимо вести разъяснительную работу с родителями, демонстрировать им успехи детей в разных образовательных областях и показывать, какое положительное влияние оказывает интеграция направлений развития на становление личности ребёнка-дошкольника и его готовность к школьному обучению.

Обучение детей в игре не сводится только к построению занятий в виде подбора дидактических игр. Прежде всего, личность дошкольника развивается в творческих играх: сюжетно-ролевых, театрализованных, конструктивных, если они действительно являются творческими: возникают по инициативе детей, не регламентированы взрослым, стимулируют проявление детского творчества.

Вообще поощрение инициативы детей в общении, игровой, изобразительной, музыкальной, трудовой, познавательной и других видах деятельности имеет большое значение для социализации и индивидуализации детей, так как позволяет почувствовать уверенность в себе, проявить свои способности, внести вклад в общее дело, получить общественное признание и занять достойное место в группе сверстников.

Таким образом, построение образовательного пространства дошкольной организации должно отвечать требованиям концепции воспитания лидера для удовлетворения потребности современного общества в самостоятельных и ответственных, в творческих и инициативных, в разносторонне развитых членах, обладающих организаторскими и коммуникативными способностями.

Публикации по теме:

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Фотоотчет о спортивном празднике «Покров у донских казачат» для детей с ТНР старшего дошкольного возраста по ФГОСФотоотчет о спортивном празднике «Покров у донских казачат» для детей с ТНР старшего дошкольного возраста по ФГОС Доброго дня суток дорогие маамовцы! Спасибо, что посетили мою страничку. Уже не в первый раз хочу представить вам на просмотр фотоотчет.

Фотоотчёт о празднике «Рождественская карусель» для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста в свете реализации ФГОС Фотоотчёт о празднике «Рождественская карусель» для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста в свете реализации ФГОС  Доброе время суток всем, кто нашёл свободную минуточку и заглянул ко мне в гости. Сегодня хочу поделиться очередным фото отчетом о проведении.

Консультация для родителей «Гидрореабилитация и социализация детей с ОВЗ посредством индивидуального обучения плаванию в ДОУ»Консультация для родителей «Гидрореабилитация и социализация детей с ОВЗ посредством индивидуального обучения плаванию в ДОУ» В нашей стране внимательно относятся к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, что отражено в первых Указах Президента РФ В. В.

Модель предметно-развивающей среды по ФГОС для среднего дошкольного возраста Игровое пространство: Игровые модули Игровые методические комплексы Развивающие игры В. В. Воскобовича Развивающие игры Б. П. Никитина Игровая.

Модель предметно-развивающей среды по ФГОС для старшего дошкольного возраста Игровое пространство: Для мальчиков: станция техобслуживания, бензоколонка, крупный и средний строительный материал, конструкторы, машины.

Педагогический проект «Индивидуализация обучения детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности» В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится: «Одним из основных принципов дошкольного образования является: построение.

План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» План по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Волченкова Ольга Александровна.

Предметно-развивающая среда по физическому развитию детей дошкольного возраста с учетом ФГОС до — презентация В апреле 2017 года при подготовке к педагогическому совету по физическому воспитанию, мною был проведен мониторинг предметно-пространственной.

Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДОПриобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДО Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДО Елена Владимирова..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуализация и социализация детей дошкольного возраста как инновация ФГОС до
Опубликовано: 22 марта 2022 в 18:45
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуализация и социализация детей дошкольного возраста как инновация ФГОС до» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Даминова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД