Лучший педагог года

Игры и упражнения для развития творческих способностей, мышления и воображения

Анастасия
Игры и упражнения для развития творческих способностей, мышления и воображения

Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Творческие способности можно назвать сплавом многих качеств, среди которых:

- замечать то, чего не видят другие (например, сначала видеть целое, а уж потом фиксировать детали);

- за малое количество времени выдавать множество разнообразных оригинальных идей;

- без труда ассоциировать отдаленные понятия;

- стремление познавать;

- применять навыки, приобретенные во время решения одной проблемы, к решению абсолютно другой;

Публикация «Игры и упражнения для развития творческих способностей, мышления и воображения» размещена в разделах

- целенаправленно организовывать условия, в которых объект наиболее ярко обнаруживает свою скрытую сущность;

- самостоятельно создавать альтернативное решение задачи вместо поиска необходимого среди предложенных решений;

- образно схватывать некую закономерность развития объекта до знакомства с ним и приобретения четкого понятия об этом объекте.

Основой всех перечисленных качеств являются воображение и креативное (творческое) мышление, развитие которых приводит к совершенствованию творческих способностей.

Дошкольные годы – самый благоприятный период для развития любых способностей, в том числе и творческих. Ребенок в этом возрасте любознателен и открыт для познания окружающего мира, а его мышление независимо и не зажато общепринятыми стереотипами.

Упражнений и игр, которые направлены на развитие творческих способностей дошкольников, существует множество. Для того чтобы занятия давали положительный эффект, достаточно выбрать пару-тройку игр и упражнений, постепенно усложняя и дополняя их. Когда ребенок полностью освоится с предложенными задачами (и наверняка начнет терять к ним интерес, список игр следует сменить, открывая для ребенка новые вершины, к покорению которых нужно будет стремиться.

Чудесный лес

Цель: развитие творческих способностей.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: один и более.

Необходимые приспособления : большие листы с нарисованными деревьями и контурами или отдельными линиями, ветками деревьев или неопределенными силуэтами; карандаши.

Описание игры : детям раздают листы с рисунками, на которых нужно дорисовать то, что лишь намечено: ветки, животных, муравьев и бабочек. Каждый ребенок рисует то, что, как ему кажется, там должно быть нарисовано, может быть, даже какие-то фантастические вещи. Заранее оговаривается, что нужно дорисовать все заготовленные фигурки.

Если в игре принимают участие несколько детей, то можно устроить обсуждение рисунков, сочиняя в ходе его сказочную историю о чудесном лесе.

Так же можно играть в «Чудесный луг», «Чудесное море», «Чудесный дом» и т. д.

Комментарий: роль взрослого в этой игре заключается, в основном, в ее организации и подготовке необходимых материалов.

Если дети младшего дошкольного возраста, им лучше предложить трафареты-заготовки в виде животных, цветов, насекомых и т. д. (которые можно изготовить самим или купить готовые). Детям более старшего возраста лучше предлагать заготовки-рисунки в виде различных линий на листе бумаги.

На что похожа фигурка? (И. Барташникова, А. Барташников)

Цель: развитие речи; творческого воображения; умения создавать несколько образов и выбирать из них самый оригинальный; умения выделять различные признаки предмета.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления : изображения абстрактных фигур, напоминающие одновременно несколько предметов.

Описание игры : ребенку показывают заранее подготовленные картинки, а он должен сказать, что бы это могло быть. Когда, по его мнению, он назовет все, можно попросить рассказать подробнее об этих предметах.

Комментарий: начать игру взрослый может с демонстрации, обязательно объясняя при этом, почему тот или иной рисунок похож на предмет.

Может возникнуть ситуация, когда у ребенка нет версий. Тогда можно предложить ему посмотреть на изображение под другим углом, повертеть картинку в руках, Закрыть какую-то часть рисунка и т. д. Можно также попросить ребенка представить какую-то фигурку сверху и снизу: например, если смотреть на два кружочка (один в другом) снизу, то это будет гриб, а если сверху – то бублик.

Поощряются все версии, причем особенно нужно отметить оригинальные.

Задание можно усложнить, предложив совершенно абстрактные рисунки, на которых, даже по вашему мнению, невозможно увидеть что-то определенное. Если ребенок сможет увидеть на них предметы, это свидетельствует о высокой степени развития творческого воображения.

Другим вариантом игры может быть создание таких рисунков самим ребенком, а потом пусть он сам предложит взрослым (или другим детям) отгадать, что на них изображено.

В конце игры нужно обязательно спросить ребенка, какой предмет показался ему самым интересным и почему.

Волшебные кляксы

Цель: развитие творческого воображения, мышления, речи.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления : изображения клякс.

Описание игры : ребенку предлагается несколько изображений клякс. Он должен внимательно рассмотреть их и сказать, на что они похожи, постаравшись назвать как можно больше версий. Затем сам ребенок должен назвать самую интересную, на его взгляд, версию и объяснить, почему он так думает.

Комментарий: хорошо, если игре предшествует подготовительная работа, проведенная вместе с детьми – по созданию клякс. Это очень увлекательное занятие, при котором вхождение в игру произойдет очень органично.

Если в игре принимает участие несколько детей, то они должны называть версии по очереди. Нужно следить, чтобы версии были правдоподобными и действительно имели сходство с называемыми предметами. Когда все выскажутся, нужно попросить детей выбрать самую оригинальную идею и объяснить, почему они так считают.

Выигрывает ребенок, назвавший больше всех версий или предложивший самую интересную версию.

При ответе замечайте, какие образы возникают у детей: целостные или основанные на какой-то одной детали, подвижные или нет, важна ли для детей форма и цвет. Если дети оценивают все эти качества, это хорошо, если нет – подскажите им, покажите на примере, что в этой кляксе можно увидеть и что-то еще.

Сочиним историю

Цель: развитие речи, воображения, умения работать в группе.

Возраст: старше 5-ти лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры : взрослый начинает историю: «Жили-были.» – далее придумывают дети. Каждый участник игры говорит по предложению. Роль ведущего состоит в том, чтобы направить рассказ по нужному сценарию, сделать его более осмысленным.

Комментарий: начало может быть любым, например: «В одном большом (маленьком) сказочном (волшебном) городе (лесу).», «За тридевять морей.» и т. д. Перед началом игры важно настроить детей на фантазирование, включение героев из разных сказок и т. д.

В конце игры ведущий целиком пересказывает получившуюся историю.

Подарки

Цель: развитие воображения, коммуникативных навыков, моторики.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры : дети становятся в круг, а ведущий (взрослый) предлагает каждому придумать подарок для соседа справа (это могут быть различные предметы, цветы и т. д.). Нельзя ничего говорить, ребенок должен показать свой подарок жестами, а принимающий подарок – показать этот предмет на картинке или показать, как он будет им пользоваться. Получивший подарок показывает свою пантомиму следующему.

Комментарий: остальные дети должны внимательно наблюдать за тем, что происходит. В случае ошибки они должны предложить свои варианты использования подарка. Игра продолжается с того ребенка, который дал правильный ответ.

Пользоваться словами может только взрослый.

Если подарки однотипны, можно остановить игру и поговорить с детьми о том, что здесь подарком может быть все что угодно. Главное, чтобы это был приятный подарок.

Угадай-ка

Цель: развитие воображения.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: один или больше.

Необходимые приспособления : мелкие материалы различной формы, размера и фактуры: зерна, семена, бусинки, камешки и т. д., белый лист бумаги.

Описание игры : 10-12 различных предметов складывают вместе, перемешивают и бросают с небольшой высоты на бумагу. При падении предметы образуют разнообразные изображения. Дети должны сказать, на что это похоже.

Комментарий: дети могут начать просто фантазировать. В этом случае нужно просить их детально описать предлагаемый объект, т. е. если ребенок говорит, что похоже на мордочку собаки, он должен показать, где уши, где нос и т. д.

На один бросок может быть придумано несколько предметов. И чем их больше, тем лучше.

Что бывает?

Цель: развитие речи и мышления.

Возраст: любой.

Количество играющих: два или больше.

Описание игры : ведущий придумывает прилагательное, а задача играющих — назвать как можно больше существительных, обладающих этим признаком.

Радостный: праздник, случай, день, человек и т. д.

Красный: арбуз, помидор, мак, роза, нос, день календаря и т. д.

Комментарий: в игре можно использовать мячик, тогда игра будет проходить веселее, так как вносится эффект неожиданности. Дети должны располагаться в кругу, ведущий называет исходное прилагательное и затем бросает мяч кому-то из детей. Поймавший называет слово и бросает мяч другому ребенку и т. д. Таким образом, участники концентрируются на игре.

Что потом?

Цель: развитие творческого мышления.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: один или больше.

Описание игры : ребенку предлагается придумать как можно больше вариантов событий, которые наступили после того, как.

Папа поймал большую рыбу.

После этого:

— Пруд стал мелкой лужей.

— Рыба перекусила леску и уплыла.

— Семья целый год ела рыбу.

— Рыбу разрезали, а в ней оказалась еще рыба, а в той – еще рыба, а в следующей – еще, и т. д.

Белоснежка кормила голубей.

Папа Карло стругал полено.

Аннушка пролила масло.

Воробьишка выпал из гнезда.

Бабушка испекла пирожки.

Комментарий: если ответы детей однотипны, взрослый может включиться в игру, изменить ход мыслей детей, дать им образец нестандартного предложения.

Пуговичная поляна

Цель: развитие воображения, внимания, образного мышления.

Возраст: 3-9 лет.

Количество играющих: один или более.

Необходимые приспособления : пуговицы всевозможных форм и размеров.

Описание игры : ребенку предлагается из пуговиц «нарисовать» какой-нибудь предмет, а затем целую картину. Потом детям можно предложить обменяться «картинами» и угадать, что на них «нарисовано».

Комментарий: чтобы задуманные картины не распадались, можно выкладывать их на палитрах с пластилином.

Игра может стать основой для придумывания сказок.

Другим вариантом может стать предложение детям добавлять свои детали в уже начатую картинку или предмет. Это хороший способ ненавязчивого включения застенчивых детей в процесс общения.

Вопросы

Цель: развитие творческого мышления, воображения.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: один или больше.

Описание игры : ребенку предлагается задать как можно больше вопросов, в которых бы звучали названия двух предметов. Вопросы могут быть смешными.

Например: писатель – сорока.

Почему писатель пишет о сороке?

Что делает сорока на окне у писателя?

Какие новости принесла писателю сорока?

Зачем это писатель сидит на ветке, как сорока?

1. Озеро – мысль.

2. Лампа – компьютер.

3. Шофер – тропинка.

4. Магнитофон – травинка.

5. Улица – пылесос.

Комментарий: игра позволяет ребенку выйти за рамки привычного положения вещей, помогает объединить, казалось бы, необъединимое. Приниматься должны все варианты, даже самые невообразимые.

Найди причину

Цель: развитие творческого мышления.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: один и более.

Описание игры : ребенку предлагается придумать, каким образом могли быть связаны названные события.

Например:

Одна рыбка гонялась за другой. – Маша спала.

Возможные причины:

– Маша не покормила рыбок, потому что спала, и голодные рыбы гонялись друг за другом.

– Пока Маша спала, в ее аквариум посадили хищную рыбу, которая стала гоняться за более миролюбивыми.

– Маша долго смотрела за тем, как гоняются рыбы друг за другом, устала и уснула.

Оля пошла в подвал за картошкой. – Мама уколола палец.

Школа была закрыта. – У Васи закончилась красная краска.

Гоша разбил чашку. – В зоопарке родились тигрята.

Комментарий: необходимо следить за тем, чтобы дети не повторялись. Когда они с легкостью станут выполнять правила игры, можно предложить им самим придумывать события.

Дополни фигуру

Цель: развитие творческих способностей, воображения.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: один и более.

Необходимые приспособления : карточки с изображением 5 кругов и 5 квадратов, карандаши.

Описание игры : ребенок получает карточки, на которых должен нарисовать что-нибудь, используя как основу предложенный рисунок. Например: на карточках с изображением круга он рисует солнце, тарелку, лицо, пуговицу (или пятачок хрюшки, ромашку, лошарика, а из квадратов «строит» дом, дорисовывает куб, пишет название книги и т. д.

Комментарий: перед тем как начнется игра, взрослый должен убедиться в том, что ребенок хорошо понял инструкцию. Иначе игра может не получиться, так как ребенок будет либо просто обводить геометрические фигуры, либо рядом рисовать другие.

Два предмета

Цель: развитие мышления, воображения.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: один и более.

Необходимые приспособления : карточки с написанными на них тремя признаками предметов (можно давать задание вслух, не используя карточки).

Описание игры : детям предлагается назвать по два предмета, которые включают три признака: чистый, прозрачный, голубой – небо, хрусталь.

1. Сладкий, легкий, приятный.

2. Сильный, добрый, умный.

3. Звонкий, радостный, громкий.

4. Светлый, блестящий, ранний.

5. Бодрый, веселый, энергичный.

Комментарий: групповая игра развивает у детей умение быстро перестраивать ход своих мыслей и находить другой вариант ответа. Кроме того, можно ввести ограничения на выкрики и ответы вне очереди, что будет способствовать развитию выдержки и терпения.

Три предмета

Цель: развитие мышления, воображения.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: один и более.

Необходимые приспособления : карточки с написанными на них двумя признаками предметов (можно давать задание вслух, не используя карточки).

Описание игры : детям предлагается назвать по три предмета, которые включают два признака: прозрачный, голубой — небо, вода, хрусталь.

1. Теплый, пушистый.

2. Сладкий, мягкий.

3. Зеленый, ароматный.

4. Звонкий, веселый.

5. Черный, мрачный.

Комментарий: детям обычно трудно сразу включиться в игру и назвать три предмета. Поэтому в начале можно немного изменить правила и предлагать детям называть по одному предмету, подходящему к названным признакам.

Дом из зерна

Цель: развитие творческого воображения, образного мышления, мелкой моторики.

Возраст: 3-9 лет.

Количество играющих: один или более.

Необходимые приспособления : различные зерна и семена.

Описание игры : ребенок должен из семян выложить:

– дом, солнце, цветы;

– украсить полянку перед домом разными геометрическими фигурами, буквами, цифрами и т. д. ;

– выложить из зерна дорожку домой.

Комментарий: если в игре участвуют несколько детей, процесс выкладывания может превратиться в увлекательное сочинение сказки на фоне создания общей картины.

Дорисуй фигурку (И. Томашпольская)

Цель: развитие фантазии, мелкой моторики.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления : бумага, карандаши, образцы с элементами рисунков (кружочками, черточками и т. д.).

Описание игры : детей вводят в игровую ситуацию: клоун собрался прийти к нам в гости, в качестве подарка он хотел принести рисунок, но не успел его дорисовать. Нужно помочь клоуну дорисовать фигурку.

Комментарий: заготовки могут быть сделаны на каждого ребенка. Но можно предложить участникам один большой лист для всех игроков. Это будет интересно, а также поставит детей перед необходимостью рисовать вместе и договариваться между собой.

Сложи сказку (И. Климина)

Цель: развитие воображения, мышления.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: 6-7 человек.

Необходимые приспособления : рисунки-иллюстрации к сказкам.

Описание игры :

1. Дети должны сложить несколько рисунков в таком порядке, в каком развивается сюжет.

2. Дети отбирают рисунки самостоятельно, а потом, объединив их какой-то темой, придумывают сюжет.

Комментарий: первый вариант игры подходит больше для детей 4-х лет, а второй лучше использовать в работе с более старшими детьми. В ходе игры дети способны сочинять самые невероятные истории и объединять абсолютно разных героев. Главное – дать им возможность оторваться от стереотипов.

Дети нуждаются в совершенствовании творческих способностей не меньше, чем в интеллектуальном или физическом развитии. И даже если ребенок в будущем не станет знаменитым художником или актером, он обретет творческих подход к решению любых жизненных задач. Благодаря этому он вырастет интересной личностью, способной легко преодолевать трудности, возникающие у него на пути.

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Дидактическое пособие «Кубики историй» — тренажёр для тренировки творческих способностей, памяти и мышления!Дидактическое пособие «Кубики историй» — тренажёр для тренировки творческих способностей, памяти и мышления! Дидактическое пособие "Кубики историй" - тренажёр для тренировки творческих способностей, памяти и мышления! "Креативность можно тренировать,.

Готовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возрастаГотовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста Цель: Использование логических заданий и упражнений - это создание условий для повышения познавательной активности и развитие логического.

Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель»Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель» .

Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ»Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ» 1. Некукольный театр. Соберите коробку разнородных предметов домашнего обихода – дуршлаг, коробку из-под обуви, бумажные стаканчики, фонарик,.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Опыт работы «Техника «друдлы» как способ развития творческих способностей и воображения детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Техника «друдлы» как способ развития творческих способностей и воображения детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 48 "Машенька" г. Брянска Пухомелина О. Ю. "Техника.

Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения»Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения» Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет через дидактические игры и упражнения» Вид проекта: краткосрочный Тип проекта:.

Шариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольниковШариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольников Лепка – одно из самых полезный творческих занятий для малышей, которое чаще всего рекомендуется психологами для развития мелкой моторики.

Библиотека изображений:

Публикация Игры и упражнения для развития творческих способностей, мышления и воображения (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анастасия на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Игры и упражнения для развития творческих способностей, мышления и воображения
Опубликовано: 23 мая 2023 в 13:18
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД