Лучший педагог года

Игры и упражнения, способствующие активизации словаря прилагательных у детей с ОНР

Татьяна Куртышова
Игры и упражнения, способствующие активизации словаря прилагательных у детей с ОНР

Семинар для учителей-логопедов ДОУ

Тема: «Игры и упражнения, способствующие активизации словаря прилагательных у детей с ОНР»

О богатстве и многообразии русского языка говорили многие великие русские писатели. Глубоким знанием и отточенностью владения словом обладал А. П. Чехов. «Вы че6ловек, - писал ему А. М. Горький, – которому достаточно одного слова для того, чтобы создать образ, чтобы сотворить рассказ, который ввертывается в глубь и суть жизни, как бурав в землю».

Публикация «Игры и упражнения, способствующие активизации словаря прилагательных у детей с ОНР» размещена в разделах

Что же делает русский язык действительно столь мелодичным, ярким и точным? Безусловно, прилагательные! Прилагательные являются обязательным атрибутом любой описательной и повествовательной речи. И трудно представить себе, что было бы с нашим языком, если бы из него исчезли прилагательные. Насколько бы бедной и невыразительной стала бы наша речь.

Каждый предмет имеет признаки, в которых проявляется его особенность. Для названия признаков предметов в языке есть специальные слова-прилагательные. Прилагательные помогают нам выделить нужный предмет из нескольких однотипных. Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих предметов, делают нашу речь выразительнее и точнее. С прилагательными речь как яркая цветная картина, может быть даже богаче, чем картина, так как прилагательные не только обозначают цвет предметов, их звуки, запахи, вкус, но и выражают эмоциональное отношение к предмету:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной»

И. Бунин

Употребление прилагательных в самостоятельной речи даже у нормально развивающихся детей (без речевых нарушений) формируется довольно медленно и в основном связано с письменной речью. Словарный запас у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня (ОНР 3) ограничивается словами–предметами и словами-действиями. Поэтому речь детей с ОНР 3 невыразительна, однообразна, а предложения малоразвернутые и незаконченные. Ребенок не может передать оттенки ощущений от предмета, явления, события. От этого страдает описательная связная речь, что в дальнейшем влияет на коммуникативные функции речи ребенка и затрудняет его обучение в школе.

Из этого следует актуальность проблемы обогащения словаря прилагательных у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня, его уточнения и активизации. Чтобы изучить этот вопрос, рассмотрим прилагательное как самостоятельную часть речи.

1.1. Понятие о прилагательном

Прилагательное – часть речи, обозначающая признак (качество, свойство) предмета, обычно выражающая это значение в грамматических категориях: роде, числе, падеже и используемая в синтаксических функциях определения и сказуемого. Прилагательные согласуются с именами существительными, то есть употребляются им в форме рода, числа и падежа. Прилагательные могут распространяться существительными или наречиями, образуя с ними словосочетания (широкий в плечах).

По значению выделяют три разряда прилагательных : качественные, относительные и притяжательные. Качественные прилагательные называют признаки, обозначающие различные качества предмета: по величине, по возрасту, по цвету, по весу, по внешнему виду, по внутренним качествам.

Относительные прилагательные обозначают материал, из которого сделан предмет, указывают на признак предмета по месту, по времени его существования, по назначению предмета. Притяжательные прилагательные обозначают признак предмета по его принадлежности к человеку или животному. Эти прилагательные отвечают на вопросы : Чей? Чья? Чье? Чьи?

При употреблении прилагательных их значения могут изменяться: лисий след (притяжательное, лисья шапка (относительное, лисья хитрость (качественное). Прилагательные могут быть полными и краткими. Качественные прилагательные имеют две формы – полную и краткую: умный – умен. Относительные прилагательные имеют только полную форму: стальной, московский. Притяжательные прилагательные в разных падежах могут иметь как краткие, так и полные формы. Качественные прилагательные имеют две степени сравнения: сравнительную и превосходную. Сравнительная степень обозначает, что какой-то признак проявляется в этом предмете в большей или в меньшей степени, чем в другом. (Этот тополь выше клена.)

Сравнительная степень бывает простая и сложная. Простая сравнительная степень образуется с помощью суффиксов: -ее (-ей) удобный – удобнее; -е большой – больше. Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются. Сложная сравнительная степень образуется от полной формы с помощью слов «более», «менее». Сложная форма сравнительной степени изменяется по родам, числам, падежам: более громкий голос, более громкое пение, более громкая песня, более громкие песни. Превосходная степень обозначает, что какой-то признак проявляется в этом предмете в наибольшей степени. Превосходная степень тоже бывает простая и сложная. Простая превосходная степень образуется с помощью суффиксов –ейш-, -айш-: спокойный – спокойнейший, мягкий – мягчайший. Сложная превосходная степень образуется от полной формы с помощью слов : «самый», «наиболее», «наименее» : самый спокойный, наиболее спокойный, наименее спокойный. Прилагательные в превосходной степени изменяются по родам, числам. Падежам. Существует несколько способов словообразования прилагате6льных : суффиксальный, префиксальный, сложение двух основ. Прилагательные образуются от разных частей речи: куры – куриный, двое – двойной, средние века – средневековый и т. д

1.2. Особенности формирования словарного запаса у детей в норме

Если сравнивать пути усвоения родного языка детьми в норме, которые представлены в работах А. Н. Гвоздева и других исследователей с путями становления детской речи в условиях ее нарушения, то нельзя не заметить в них определенного сходства. Это сходство проявляется в общем поступательном характере, в закономерностях и в последовательности усвоения детьми различных сторон родного языка. Наблюдая за формированием словарного запаса у детей, мы можем заметить следующие особенности его становления: существительные появляются в речи ребенка в числе первых слов, несколько позже предметного словаря начинает формироваться глагольный словарь. Позднее появление прилагательных, по сравнению с существительными, глаголами и некоторыми наречиями, представляет собой общепризнанную закономерность детской речи. Долгое время прилагательные употребляются детьми вопреки обычным нормам русского языка, а именно – после существительных (Козлик маленький идет). Усвоение же грамматических категорий прилагательных происходит на весьма ограниченном количестве слов (17-27 прилагательных) и большая часть их является качественными прилагательными. Они обозначают:

- величину – большой, маленький;

- цвет – беленький, черный, желтый, красный;

- вкус – горький, сладкий;

- температуру – теплый, холодный;

- вес – тяжелый;

- оценку предметов - грязный, чистый, хороший, плохой.

Кроме этой основной группы появляются первые притяжательные прилагательные – мамин, дядин.

Усвоение рода прилагательных начинается позже, чем усвоение прошедшего времени глаголов, одновременно появляются формы мужского и женского рода прилагательных.

1.3. Особенности формирования словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня.

Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика. Состояние речевой деятельности и уровень сформированности языковых средств у каждого из детей речевой группы имеет индивидуальные особенности.

Подробнее остановимся на словарном запасе дошкольников с общим недоразвитием речи.

Словарь дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи 3 уровня, составляет примерно 1.5 – 2 тысячи слов. Из них преобладают существительные, обиходные глаголы и общеупотребительные прилагательные. У детей отстает от возрастной нормы, как количество, так и качество словарного запаса.

Основная трудность – усвоение значений прилагательных. Дети долго смешивают названия цвета, название величины. На первых этапах дети пользуются прилагательными в неизменяемом виде : «каси убаска» - красная рубашка, «каси ябака» - красное яблоко.

Затруднения касаются синонимов и антонимов, родственных слов, относительных прилагательных, слов, имеющих абстрактное значение, некоторых обобщений. В словаре детей зачастую отсутствуют сложные прилагательные (тонконогий, длиннохвостая, притяжательные прилагательные (лисий, слоновий и пр.) и т. п. Дети не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомого слова, подобрать более двух-трех прилагательных или глаголов к заданному существительному.

Таким образом, последовательность усвоения детьми различных элементов языка в норме и при аномалиях в развитии речи протекает в русле общих законов.

1.4. Значение игры в общем психическом и речевом развитии ребенка.

Основной целью словарной работы является уточнение и активизация имеющегося у детей словарного запаса, а также обогащение речи детей новыми словами. Дети должны не только запомнить новые слова, но и ввести их в свой активный запас, уметь свободно пользоваться словом в своей речи.

Для того чтобы развить у детей внимание к слову, его различным оттенкам и значениям, выработать умение выбирать из всего словарного запаса именно то слово, которое больше всего подходит к данной теме, мы предлагаем использовать различные речевые игры и упражнения.

Отечественная психология традиционно придает игре большое значение в общем психическом и речевом развитии речи. В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина игра выступает как деятельность, имеющая ближайшее отношение к потребностям ребенка. В своих работах Н. К. Крупская неоднократно подчеркивала, что «для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания». К. Д. Ушинский так говорил о значении игр для детей : «Для дитяти игра – действительность, и действительность более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее. В игре дитя пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими созданиями». В литературе по дошкольной педагогике и психологии указывается на то, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. А так как дети с общим недоразвитием речи 3 уровня интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же как и у их сверстников.

Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, Д. Б. Эльконин делает такой вывод: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов: от самых элементарных до самых сложных». В современной методической литературе по логопедии в работе с детьми дошкольного возраста рекомендуется проведение различных игр. Авторы методической литературы настоятельно рекомендуют использовать игры в целях коррекции речевых нарушений, так как любая игра развивает не только внимание к речи, но и является средством развития мышления, воображения, памяти, расширяет и закрепляет представления об окружающем мире.

Поэтому, использование игр в процессе расширения и активизации словарного запаса трудно переоценить, так как они обеспечивают многократное повторение материала в разных речевых конструкциях при сохранении положительного отношения. Во время игр дети учатся на практике самостоятельно применять полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что благоприятно влияет на умственное развитие, осознанное усвоение окружающего. Помимо закрепления и расширение имеющихся у ребенка знаний, в игре у него воспитываются такие качества, как находчивость, сообразительность, инициатива, усидчивость, умение преодолевать трудности, считаться с товарищами, то есть жить в коллективе сверстников.

1.5. Рекомендации по организации игр с детьми с общим недоразвитием речи Чтобы игра соответствовала всем требованиям, следует выполнять некоторые рекомендации по ее организации:

- игры не должны быть длительными по времени (от5 до 15 минут);

- игра должна проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку, а педагог – помочь ему;

- игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка, поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление;

- игра может быть частью общеобразовательного или логопедического занятия, или проводиться в один из режимных моментов;

- в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом использовать и двигательную активность;

- в игре следует развивать у детей навыки контроля за своей и чужой речью и стремление достаточно быстро и правильно выполнять речевые задания, поощрять детскую инициативу;

- в процессе игры педагог принимает непосредственное участие (степень участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры) : по ходу игры вносятся необходимые коррективы и поправки в речь детей, а в заключении поощряются все дети.

Работа по расширению, обогащению и активизации словаря прилагательных в большей степени открывает ребенку возможности для развития полной, грамматически правильной и красивой фразовой речи, так как умения выделять в предмете свойства, признаки и определять действия, которые предмет может совершать, составляют основу для построения высказывания об этом предмете. А в дальнейшем, упражняясь в таких построениях, дети правильно строят высказывания и начинают ими пользоваться самостоятельно.

Ценность игр не ограничивается тем, что они используются как средство обучения, то есть как часть занятия. Большое значение в воспитании, обучении и коррекции недостатков в речи имеют те игры, в которые дети играют самостоятельно – вне занятий. К. Д. Ушинский писал, что «повторять изученное лучше всего в условиях противоположных тем, в которых ребенок их получил». В ходе игры ребенок незаметно для себя закрепляет знания, учится ими пользоваться в игровой обстановке.

2. Направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи детей, формированию, обогащению и активизации словаря прилагательных.

Чтобы исправить выявленные недостатки следует систематически и целенаправленно проводить коррекционную работу с детьми общего недоразвития речи 3 уровня по всем направлениям:

- практическое усвоение лексических средств языка;

- формирование грамматического строя;

- формирование звуковой стороны речи: воспитание артикуляционных навыков, постановка и автоматизация звуков, развитие мелкой моторики, фонематического слуха и восприятия;

- развитие навыков связной речи.

Для этого проводятся следующие виды занятий:

- занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию речи;

- занятия по формированию звукопроизношения.

Успех формирования правильной речи во многом зависит от того, насколько продуманно осуществляется процесс закрепления речевых навыков и умений, приобретаемых детьми. Работая с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня, мы убедились в том, что для получения положительных результатов в работе по формированию, обогащению и активизации словаря прилагательных недостаточно проводить только занятия. Осуществляя постоянный поиск приемов обучения, позволяющих развить у детей внимание к слову, его различным оттенкам и значениям, выработать умение выбирать из всего словарного запаса именно то слово, которое больше всего подходит к данной теме, мы пришли к выводу, что игры и различного рода речевые упражнения лучше всего помогают детям.

Отечественная психология и коррекционная педагогика традиционно придают игре большое значение в общем психическом и речевом развитии. Многие авторы методической литературы настоятельно рекомендуют использовать игры в целях коррекции речевых нарушений, так как любая игра развивает не только внимание к речи, но и является средством развития мышления, воображения, памяти, расширяет и закрепляет представления об окружающем мире.

Поэтому, использование игр в процессе расширения и активизации словарного запаса трудно переоценить, так как они обеспечивают многократное повторение материала в различных речевых конструкциях при сохранении положительного отношения.

Так как игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста, мы постарались отобрать наиболее интересные и соответствующие направлению нашей работы, а именно – игры направленные на расширение и активизацию словаря прилагательных. Когда было отобрано достаточное количество игр, то возникла необходимость их систематизировать:

- игры на подбор прилагательных к существительным;

- игры и упражнения на подбор антонимов и синонимов;

- игры и упражнения на подбор притяжательных прилагательных;

- игры и упражнения на согласование прилагательных с существительными;

- игры и упражнения на построение самостоятельного высказывания.

Осуществляя комплексный подход к коррекции речевых нарушений, мы стремились создать единое коррекционно-образовательное пространство, где ребенку оказывают помощь не только логопед, но и воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре педагог по ИЗО и родители.

Проведя консультацию для специалистов, работающих с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня, мы пришли к выводу, что эти игры можно и нужно использовать не только логопеду и воспитателям речевых групп, но и другим специалистам в качестве физминуток или игрового момента на занятиях по изобразительной деятельности, физкультуре, музыке.

Совместно со специалистами детского сада мы внесли коррективы в цели, правила и содержание игр, дополнили их условными обозначениями, которые дают возможность специалистам ориентироваться в разнообразии игр и выбирать наиболее оптимальную для своего вида занятия (В – игры может использовать воспитатель, Ф- игры может использовать физинструктор, М- игры может использовать музыкальный руководитель, И – игры может использовать педагог по ИЗО- деятельности, создали картотеку игр для удобства использования их в работе. Все специалисты сумели найти время и место для этих игр.

Так музыкальный руководитель, начиная занятие загадывал детям загадку: «Отгадайте, какое это время года? Хмурые, дождливые дни, а называют золотой». После правильного ответа предлагала детям сказать еще «красивые слова» об осени, что способствовало активизации и уточнению словарного запаса по лексической теме «Осень». На занятиях по физкультуре педагог предлагала детям найти в зале деревянные предметы и выполнить с ними упражнения, а затем глазами поискать и назвать пластмассовые предметы. Преподаватель по ИЗО-деятельности много внимания уделяла активизации прилагательных обозначающих цвет, форму, качество предметов. Использовала на занятиях такую игру как «Кто пойдет, пусть возьмет». Воспитателем группы эти игры проводились в часы утреннего приема, на прогулке, использовались как часть занятия. Во время свободных, самостоятельных игр воспитатель вносила новые, старалась заинтересовать детей ими. Чтобы интерес детей на логопедических занятиях не ослабевал, а затем и во время проведения игр по формированию, обогащению и активизации словаря прилагательных мы использовали двух персонажей – попугая Гошу (он умный, все знает и подсказывает детям) и зайчонка Заю (он многого не знает, задает много вопросов, позволяет детям себя обучать). При появлении персонажей у детей активизировалась речевая деятельность, они проявляли инициативу, старались не допускать ошибок, быть «учителями» Гоши и Заи. Игры позволяют обогащать и активизировать словарь прилагательных, развивают понимание чужой речи и активизируют собственную речь детей.

Группировка и разделение игр в большей мере условно, так как каждая игра может быть вариативна и использована не только так как указывается в тексте. Исходя из возраста и состояния речи детей, можно добавлять в эти игры дополнительные задачи.

На родительских собраниях, в индивидуальных беседах, на групповых консультациях родителям были рекомендованы эти игры для активизации словаря детей дома. В результате мы наблюдали положительную динамику, дети чаще стали использовать «красивые слова» в своей речи, легче и интереснее проходил процесс активизации словаря, связная речь стала красочной и интересной.

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для развития речи детейИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Игры на обогащение словаря синонимами и антонимами «Скажи похоже» Шалить – баловаться удивить – поразить Забавлять – развлекать звать – приглашать Бросать – кидать строить – возводить Большой.

Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире «Куда бежать, если за тобой гонятся» Цель: • Научить детей различным способам реагирования на угрожающую ситуацию. Материал: Картинки с.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет» 1. «Сумеешь назвать?» Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова. Ход игры. Педагог задает любой гласный.

Консультация для родителей «Игры, способствующие развитию речи у дошкольников» Хочу предложить Вашему вниманию игры, которые разовьют мышление и речевые навыки Вашего ребёнка. 1. Весёлые фонарики: Вместе с малышом лягте.

Дидактические игры, способствующие накоплению цветовых представленийДидактические игры, способствующие накоплению цветовых представлений Ознакомление детей с цветом проводится в ходе игр,упражнений,способствующих накоплению цветовых представлений. Игра выбрана неслучайно. ведь.

Развитие пространственного словаря у дошкольников во время игрыРазвитие пространственного словаря у дошкольников во время игры Процесс развития пространственного мышления у дошкольников наполнен различными словами, обозначающими положение предмета относительно ребенка.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Упражнения и игры для развития мелкой моторики детей Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и упражнения, способствующие активизации словаря прилагательных у детей с ОНР
Опубликовано: 6 июня 2023 в 18:32
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры и упражнения, способствующие активизации словаря прилагательных у детей с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Куртышова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД