МААМ-картинки

Игры и упражнения по адаптации ребенка в ДОУ

Роза Кабирова
Игры и упражнения по адаптации ребенка в ДОУ

Программа «Развивайка» содержит практический материал, способствующий комфортной адаптации ребенка к дошкольному учреждению, формированию у него чувства защищенности и доверия к окружающему миру. Предпосылкой для создания данной программы послужил многолетний мониторинг адаптации детей к условиям детского сада. Она включает в себя комплексные занятия для детей 3–4-х лет, направленные на развитие познавательной, речевой и эмоционально-волевой сферы. Благодаря всесторонне-развивающим занятиям происходит воздействие на все структуры мозга ребенка. Система занятий способствует формированию базовых понятий, составляющих ядро картины мира дошкольника, происходит преодоление детского эгоцентризма, закладываются предпосылки для успешного обучения детей в гимназии, лицеи, школе.

Публикация «Игры и упражнения по адаптации ребенка в ДОУ» размещена в разделах

Несмотря на большое число работ, посвященных изучению адаптации детей, многие из них не содержат практической направленности. Ряд исследователей отмечают зависимость успешной адаптации от возраста, в котором происходит изменение привычных условий. В период интенсивного развития какой-либо функции адаптация протекает более тяжело, чем в стабильный период развития (1, 10). В кризисные периоды происходят качественные изменения в развитии личности ребенка, выработка новых способов деятельности (4, 18, т. е. кризисы являются важными моментами в развитии ребенка, и от того, как будут пройдены переломные этапы, зависит его дальнейшее развитие.

В три года ребенок осознает себя как активный субъект в мире предметов и в этот кризисный период проходит адаптация к новым социальным условиям. Трудности, связанные с поступлением в детский сад, могут отразиться на наиболее уязвимых функциях – формировании личности и речевом развитии.

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Количество занятий: 16. Программа включает в себя:

• развитие мелкой моторики;

• развитие внимания;

• развитие памяти;

• развитие логического и творческого мышления;

• развитие речи,

• развитие коммуникативных навыков;

• пальчиковую гимнастику;

• артикуляционную гимнастику;

• знакомство с органами чувств и их функциями;

• начальные навыки классификации, сравнения, выделения определенных свойств (цвет, форма, размер);

игры с кубиками Зайцева;

игры с блоками Дьенеша;

игры и упражнения по формированию начальных навыков счета, чтения и письма;

• аппликацию, рисование, лепку;

игры и упражнения на коррекцию эмоционально-волевой сферы: тревожности, агрессивности, гиперактивности, самооценки, общения.

Цели занятий:

• гармонизация эмоционального состояния;

• снятие нервно-психического напряжения;

• психологическая профилактика дезадаптации ребенка к условиям детского сада;

• развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка, воображения;

• повышать групповую сплоченность;

• коррекция и развитие сенсорно-перцептивной сферы;

• развитие мелкой моторики рук и координации движений.

Задачи:

• укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов ребенка, его коммуникативных возможностей;

• снятие психомоторного напряжения, тревожности;

• формирование положительной самооценки, уверенности в себе, эмоциональной устойчивости;

• стабилизация нервных процессов;

• повышение внимания друг к другу;

• способствовать сплочению детского коллектива.

Используемые методы и техники: игротерапия, арт-терапия, телесно-ориентированная терапия, музыкотерапия.

Все занятия – игровые, так как игра – это основная деятельность ребенка.

Для определения эмоционального состояния, отражающего отношение ребенка к дошкольному учреждению, была выбрана цветовая диагностика «Домики» (Е. Ю. Фирсанова). Данная методика проводилась индивидуально два раза с каждым ребенком : в начале посещения детского сада и после первого месяца проведения занятий. Детям предлагалось в игровой форме выбрать один из восьми домиков разного цвета. Были использованы следующие цвета: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, серый, черный.

Инструкция: «Это девочка Катя (мальчик Коля). Катя (Коля) ходит в детский сад. Выбери детский сад для Кати (Коли)».

После выбора домика с ребенком проводилась беседа :

– Кате нравится ходить в детский сад?

– Что Катя будет делать в детском саду?

– Что Кате больше всего нравится в детском саду?

– Что Кате не нравится в детском саду?

В ходе диагностики фиксировались такие показатели, как:

1. Поведение ребенка.

2. Эмоциональное состояние.

3. Речевое сопровождение: речевое сопровождение отсутствует; малая речевая активность; нормальная речевая активность; чрезмерная речевая активность.

4. Выбор цвета: выбор темных цветов (черного, коричневого, серого) говорит о преобладании негативных эмоций, связанных с посещением детского сада: чувство тревоги, страха, реакции протеста и прочее. ; выбор красного и фиолетового цветов говорит о раздражительности и агрессии; выбор зеленого и синего цветов говорит о наличии чувства беспокойства и тревожности; выбор желтого, красного цветов – о преобладании положительных эмоций.

Эффективность программы

У ребенка с положительным представлением о себе и адекватной самооценкой отсутствует страх контактов с другими людьми, боязнь неудачи, неуспеха, а соответственно – стремление избежать принятия решения. Такие дети свободно выражают собственную точку зрения, желания, чувства.

Развитие познавательных психических процессов (памяти, восприятия, внимания, мышления, мелкой моторики способствует развитию речи психологической комфортности ребенка и профилактике дезадаптации.

Было отмечено, что изменение отношения к посещению дошкольного учреждения в положительную сторону (к концу первого месяца) было выявлено у 87% детей. У детей наблюдается преобладание позитивных эмоций, снизилось количество соматических заболеваний, фиксируется положительная динамика в речевом развитии, поведении и эмоциональной сфере.

ЗАНЯТИЕ № 1

1. «Назови себя ласково»

Дети сидят в кругу. Педагог кидает каждому ребенку мяч и просит назвать себя ласково.

2. «Солнышко»

Каждый ребенок подходит к педагогу и кладет свою руку на ладонь педагога со словами : «Я люблю…»

Педагог сверху рук детей кладет свою вторую ладонь со словами: «Посмотрите, какое ласковое доброе солнышко у нас получилось и к каждому ребенку идет лучик доброты, ласки, любви».

3. «Волшебные палочки»

Педагог предлагает каждому ребенку высыпать счетные палочки из коробки. Спрашивает: «Сколько палочек у нас?»«Правильно, много!» Давайте выложим из палочек елочку. Сколько елочек у Даши? Правильно одна. А у Марины? Тоже одна и т. д. А теперь солнышко (педагог раздает кружочки детям разного цвета, а дети из палочек выкладывают лучики. Посмотрите, а солнышко у всех разное. Какого цвета у Саши солнышко? А у Димы? Марины? Сколько у Марины солнышек? Одно. Ребята, люди придумали специальные значки, по которым можно узнать, сколько предметов. (раздает цифру 1 каждому ребенку). Это цифра 1, обозначает один предмет. Давайте пальчиком проедим по цифре 1. Давайте посмотрим, что у нас одно. Правильно, один стол, один мальчик, одна картина и тд.

4. «Мартышки» (Обыгрывание стихотворения)

Мы веселые мартышки,

Мы играем громко слишком,

Все в ладоши хлопаем

И ногами топаем.

Надуваем щечки,

Скачем на носочках

И друг другу даже

Языки покажем.

Оттопырим ушки,

Хвостик на макушке,

Пальчик поднесем к виску

И подпрыгнем к потолку.

Шире рот откроем – «А»,

Рожицы состроим.

Как скажу я слово: «Три»,

Все гримасою замри.

Педагог рассматривает «мартышек» и по имени называет детей, у которых получились смешные позы и мимика.

5. «Разложи по коробкам». Педагог раскладывает на ковре картинки или деревянное лото (одежда, игрушки, посуда, фрукты) и коробки, на каждой из которых нарисована игрушка, фрукт, одежда, посуда)

– Обезьянки играли и все разбросали, давайте поможем им все собрать, прибрать в комнате.

( На последующих занятиях можно чередовать: собрать мягкие и твердые игрушки, большие и маленькие, овощи, продукты, обувь, цветы и др.)

– Разложите по коробкам. На одной коробке – цифра 1, на другой – цифра 2 и картинки, на которых изображены один и два предмета.

6. Кубики Зайцева

– Давайте построим башню. (Дети строят башню из одного, двух, трех кубиков) А теперь давайте споем все гласные звуки.

Поем звуки: а о у и, э

7. Сказка «Курочка Ряба»

Жили-были дед да баба. (Дети соединяют ладони рук над головой и показывают дом).

И была у них курочка ряба. (Одной рукой щепоткой из большого и указательного пальца клюем зернышки из другой руки).

Снесла курочка яичко: (Дети катают грецкий орех одной рукой по полу).

яичко не простое, а золотое. (Перекатываем из одной руки в другую)

Дед бил, бил – не разбил. (Дети держат орех в левой руке и стучат им об пол).

Баба била, била – не разбила. (Дети держат орех в правой руке и стучат им об пол).

Мышка бежала…ну-ка, мышка, отними яичко. (Дети прячут орех между ладонями).

Мышка не нашла яичко и убежала в норку.

8. Лепка

Давайте слепим для бабы и деда угощения: крендельки и плетеночки.

9. Рисуем букву

Психолог показывает детям красивую букву «А» и читает стихотворение:

Нарисуем уголок,

Посредине – поясок.

Познакомиться пришла

К нашим деткам буква А.

Педагог раздает детям букву А, нарисованную на бумаге. Дети сначала проводят пальцем по направлению написания буквы, затем – с помощью кисти и гуаши.

ЗАНЯТИЕ № 5 «В гостях у доктора Ухо»

1. «Назови себя ласково»

Психолог кидает каждому ребенку мяч и просит назвать свое имя «ласково». Затем все дети проговаривают имя.

2. «Солнышко и туча» (напряжение и расслабление мышц туловища)

Солнце зашло за тучку, стало свежо (сжаться в комок, чтобы согреться, задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки, жарко (расслабиться); разморило на солнце (на выдохе). Когда солнышко прячется и появляется тучка: Вам грустно или весело? А когда светит солнышко? Как можно радоваться солнышку?

Психолог раздает детям листы бумаги, на которых изображен круг. Необходимо дорисовать лучики, глазки и веселый рот.

3. «Звукоподражание»

Мы сейчас с вами отправимся в путешествие. Раздается гудок: «ду-ду-ду!» (гудят дети)

Вот поезд наш едет, колеса стучат,

А в поезде нашем ребята сидят.

Чу-чу! Чу-чу-чу! Бежит паровоз,

Далеко, далеко ребят он повез.

Чу-чу-чу!

– На дорожке козлик стоит, копытцем стучит и громко кричит. (Показывает игрушку) Как он копытцем стучит?

– Цок-цок-цок-цок!

– Как он кричит?

– Ме-е-е, ме-е-е, ме-е-е!

Петушок по дорожке идет и громко песенку поет. Как он песенку поет?

– Ку-ка-ре-ку-у-у-у!

– Курочка зернышки нашла и цыпляток позвала. Как она их позвала?

– Ко-о-о! Ко-ко-ко-о!

– Ворона корочку хлеба нашла, своих деток позвала. Как она деток звала?

– Кар-кар-кар-кар!

– Гуси травку едят, нас увидали, тянут шеи и шипят. Как они шипят?

– Ш-ш-ш-ш!

– К нам корова пришла, молочка принесла и деток позвала. Как она позвала?

– Му-у-у! Му-у-у! Молока кому-у-у?

4. «Найди свою маму»

Педагог раскладывает на ковре картинки животных, а детям раздает картинки детенышей животных.

– Маша, у тебя какое животное?. Где его мама? Правильно, его мама … корова. Это домашнее или дикое животное?

5. «Кто чем питается

Педагог раскладывает картинки с пищей животных и предлагает накормить свое животное.

6. Сенсорная доска»

Психолог вывешивает сенсорную доску ( Каждый край доски окрашен в свой цвет: красный, синий, желтый, зеленый, раздает детям предметные картинки и просит расположить их в соответствии с цветом. Затем определить четвертый лишний. Психолог фиксирует внимание детей на расположении картинок: «Яблоко находится в верхнем левом углу и т. д.»

7. «Проверка слуха»

(Психолог надевает белый колпак и белый халат).

– Здравствуйте, ребята! Я доктор Ухо, будем знакомы. (Тихо произносит психолог.) Мы сейчас проверим, как слышат ваши ушки.

Психолог показывает детям, что на столе у нас находятся разные предметы: резиновая игрушка, стеклянная ваза, деревянный кубик, железная машинка. Сейчас я постучу палочкой, а вы запомните звучание предметов. Затем по очереди ребенок встает спиной к столу и отгадывает по звуку предмет.

8. «Шумелочки»

( Психолог берет по одному киндер-сюрприз в котором находится: горох, манка, фасоль, рис и др., фиксирует, как они звучат и передает по кругу.

9. Блоки Дьенеша»

Психолог высыпает блоки Дьеноша и предлагает найти все круги, треугольники, квадраты. Это – печенье.

– Потрогай и скажи, какое у тебя печенье: большое или маленькое, толстое или тонкое, красное или желтое. А теперь все желтое печенье положите в коробку, на которой изображен желтый кружок, а все красное – в коробку, на которой изображен красный кружок.

10. «Катины подарки»

Психолог помещает на наборное полотно большую картинку, на которой изображены Катя и ее игрушки: кукла, мартышка, попугай, трубочист, носорог. Предлагает детям рассмотреть, назвать игрушки. Далее психолог раскладывает маленькие картинки и дает объяснение, что Катя привезла от бабушки своим игрушкам подарки: кукле – сумку, мартышке – бант, попугаю колокольчик, трубочисту альбом, носорогу носок. Затем психолог убирает картинки и просит детей вспомнить и для каждой игрушки положить подарок.

11. Клеим платочки

Психолог раздает квадратный лист бумаги и геометрические фигуры: 4 круга и один квадрат. Просит детей разместить круги по углам платочка, а круг – в середине платочка. Затем приклеить фигуры к платочку.

ЗАНЯТИЕ № 6 «В гостях у доктора Глаз»

1. «Здравствуй, я котик»

Психолог приносит большую игрушку котенка и предлагает детям по очереди поздороваться с котенком. Каждый ребенок жмет котенку лапку и представляется, называя себя по имени: «Здравствуй, я Саша».

2. «Котик ласкает»

Ведущий в роли котенка ласкает по очереди каждого ребенка (лапками гладит их по головке) со словами: «Хороший Сашенька, хорошая Машенька» и т. п.

3. «Котенок веселый–грустный»

Психолог просит всех детей превратиться в котяток, а затем показать веселых котяток, когда они играют, после этого – грустных котяток, когда они скучают по маме. И, наконец, опять веселых котят, когда им купили новую игрушку.

4. «Таня, ты сейчас в лесу»

Дети встают в круг, один ребенок – в центре круга. И произносят слова:

Таня, ты сейчас в лесу,

Мы зовем тебя: «Ау!»

Ну-ка, глазки закрывай,

Кто позвал тебя, узнай.

5. «Собери картинку»

Психолог говорит детям, что наш котенок играл, перепутал и разорвал все картинки. Давайте соберем картинки. (Дети составляют картинки из 2-х, 4-х частей).

6. «Проверка зрения»

(Психолог надевает очки, белый колпак и белый халат)

– Здравствуйте, ребята! Я доктор Глаз, будем знакомы. Попрошу вас ответить: чем вы видите – глазами или ушами? ( Дети: «Глазами!») А это мы сейчас проверим.

Подойдите к плакату (в середине листа изображен глаз, а вокруг него разные геометрические фигуры, цветовые пятна) и назовите то, что вы видите…Получается, что ваши глазки все могут определить.

7. «Потерялся ребенок»

Дети – в кругу, психолог делает объявление по радио: «Внимание, внимание, потерялась девочка…» и далее описывает внешность и одежду одного из детей. Тому, кто узнает этого ребенка, нужно громко крикнуть: «Это я тебя нашла, в детский садик к вам пришла».

8. «Сфотографируй»

Психолог выкладывает на стол 4–5 игрушек, сопровождая чтением стихотворений, и говорит, что они пришли к нам в гости.

Жираф

Узнать жирафа просто,

Узнать его легко,

Высокого он роста и видит далеко.

Ежик

У меня, как и у елки

На спине растут иголки

Только с виду я колючий,

А вообще-то я добрючий,

Ну очень добрый ежик.

Черепаха

Черепаха всех смешит,

Потому что не спешит.

Но куда спешить тому,

Кто всегда в своем дому?

Кискино горе

Плачет киска в коридоре.

У нее большое горе:

Злые люди

Бедной Киске

Не дают украсть сосиски!

(Б. Заходер)

Давайте их сфотографируем. (Дети смотрят на них внимательно и стараются запомнить). Затем психолог просит детей закрыть глаза и убирает 1–2 игрушки. Дети открывают глаза и называют игрушки, которые спрятались.

9. «Шарики для котенка»

Психолог: Давайте котенку сделаем и подарим шарики.

(Каждому ребенку раздает лист бумаги с нарисованными разноцветными нитками и силуэтами шариков. Отдельно вырезанные из бумаги разноцветные кружки-шарики.)

Для каждой ниточке нужно подобрать шарик и приклеить его.

10. «Кубики Зайцева»

Дети пропивают гласные звуки.

Показывает улитку и букву У.

Это хвостик или ножки?

Показались чьи-то рожки.

Ну никак я не пойму…

Да ведь это буква У.

Печатаем букву У. Раскрашиваем ее красками.

Игра «Волшебный мешок».

Игра для детей 2,5-4 лет. Цель: развитие тактильных ощущений.

Психолог показывает детям, несколько мелких предметов из разных материалов и складывает их в мешок. Дети по очереди на ощупь определяют, какой они берут предмет, и из какого он материала, затем достают его из мешка и всем показывают.

Публикации по теме:

Алгоритм прохождения адаптации ребенка в разновозрастной группеАлгоритм прохождения адаптации ребенка в разновозрастной группе Первая неделя. Ребенок находится в детском саду вместе с мамой 3-4 часа (с 8.30 до 12.30). Цель: Заложить основы доверительного отношения.

«Сказка о детской кроватке» для адаптации ребенка к детскому саду Жила-была детская кроватка. Она жила в детском саду, который называется «Антошка» в группе под названием «Мишки-торопыжки» и стояла она.

Игры детей в период адаптацииИгры детей в период адаптации В. А Сухомлинский писал: «Твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих.

Игры с детьми в период адаптации ребенка к детскому садуИгры с детьми в период адаптации ребенка к детскому саду Изменения, которые обрушиваются на ребенка с поступлением в детский сад, создают для него стрессовую ситуацию. А лучшее лекарство от стресса.

Игры с водой в период адаптацииИгры с водой в период адаптации Лето, лето к нам пришло! Стало сухо и тепло. По дорожке прямиком Ходят ножки босиком Кружат пчелы, вьются птицы, Детвора вся веселится.

Консультация для педагогов «Игры в период адаптации»Консультация для педагогов «Игры в период адаптации» С поступлением в детский сад в жизни ребенка происходят большие перемены, которые далеко не всегда бывают радостными для него. В детском.

Консультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду»Консультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду» С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, делил свои радости и горести с другими детьми.

Консультация для родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации ребенка в детском саду» Всем знакома утренняя сцена, расставания малыша с мамой или папой. Большая часть детей очень тяжело адаптируется в новых условиях. Ребенок.

Мини-музей «Игры — забавы», как условие плавной адаптации ребенка в дошкольном учреждении. Одним из важных факторов организации адаптационного периода детей является создание предметно-развивающей среды в группе. Предметно-развивающая.

Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду»Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду» Одной из целевых установок ФГОС ДО является создание условий для позитивной социализации ребенка. В процессе адаптации ребенок берет на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и упражнения по адаптации ребенка в ДОУ
Опубликовано: 9 января 2022 в 12:18
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД