Папки-передвижки

Игры и упражнения для развития логического мышления в старшей группе

юлдуз гаджиева
Игры и упражнения для развития логического мышления в старшей группе

Цель: Создать условия для эффективного использования логико-математических игр как эффективного средства подготовки детей к школе.

Способствовать развитию познавательной активности детей.

задачи: -

1. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.

2. Развивать воображение детей.

3. Развивать логическое мышление детей.

Публикация «Игры и упражнения для развития логического мышления в старшей группе» размещена в разделах

4. Развитие у старших дошкольников логических приемов (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации)

5. Формирование умения понимать и прослеживать причинно — следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения.

6. Повысить уровень знаний детей по развитию элементарных математических представлений.

Актуальность

Многие педагоги и родители знают, что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит его успешность обучения математике в начальной школе.

Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже и сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробуем ответить на этот вопрос. Проанализировав свой опыт работы и опыт работы других педагогов со старшими дошкольниками, пришла к выводу, что большой процент дошкольников затрудняются логически мыслить, анализировать, обобщать.

Актуальность данного вопроса позволила определить тему работы: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по математике посредством дидактических игр и упражнений»

Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения, конкретизация).

Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности.

Развитие мышления дошкольника проходит несколько этапов. Сначала происходит формирование наглядно-действенного мышления, т. е. все мыслительные операции у малыша происходят через действие. В конце этого периода происходит закладка элементов наглядно-образного мышления, т. е. малыш начинает мыслить при помощи образов. А к концу старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Все виды мышления тесно связаны между собой. От уровня развития всех типов мышления зависит успешность обучения в школе, скорость усвоения материала, внимание, успеваемость в принципе.

Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей. В школе им понадобится применение таких мыслительных операций как умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать.

Предполагаемый результат:

Дети овладеют способностью анализу и синтезу, классификации, сравнение, у них не будет возникать трудности при установлении причинно – следственной связей, своих возрастных особенностей.

Этапы самообразования:

1. Подбор и изучение методической литературы

2. Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

4. Представление опыта работы по теме.

предполагаемые сроки выполнения каждого этапа

1. Изучение методической литературы

• Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

• Изучение учебной и научно-методической литературы;

• Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

• Изучение новых программ и педагогических технологий;

• Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

• Повышение общекультурного уровня

литература по теме самообразования

дата название автор источник

(сайт; издательство,

год издания) результат

Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. –

Академия развития, 1997. Смотреть тетрадь по самообразованию

Ефанова З. А. Развитие мышление. –

Волгоград: ИТД «Корифей» 2010. Смотреть тетрадь по самообразованию

Линго Т. И. Игры, ребусы, загадки для дошкольников. – Академия холдинг, 2004. Смотреть тетрадь по самообразованию

Фесюкова Л. Б. Креативные задания и схемы для детей 4-7 лет. –

сфера 2007. Смотреть тетрадь по самообразованию

+Какие программы, методики, технологии изучены в процессе работы над методической темой? Кто авторы? Какой передовой педагогический опыт изучен? Какие методические рекомендации использованы?Вырезки, копии, цитат

2. Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

Перспективное планирование работы по формированию игр и упражнений на развитие логического мышления в старшей группе»

участие в методической работе детского сада

дата тема форма участия

«Использование головоломки «Танграм»» в работе с дошкольниками Мастер- класс

игры и упражнения на развитие логического мышления Выступление на педсовете

+ фото и выдержки из материалов (доклады, выступления, рефераты)

3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

«Волшебные палочки» Карточки-схемы для головоломок из счетных палочек

«В стране «Математике» в пластилиновом районе»(2 часть, анализ и обсуждение сказки с детьми.

Чтение математической сказки

«Головоломки из счетных палочек»(карточки-схемы) Проведение НОД, с использованием игрового занимательного материала

«Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала» Консультация для родителей

д/и «Угощение для медвежат» (блоки + карточки символы)

-д/и «Украсим елку бусами» (блоки + карточки символы)

-д/и «Логический поезд» (блоки + карточки символы)

Проведение индивидуальной и подгрупповой деятельности с использованием блоков Дьенеша:

«Загадки на сообразительность и развитие воображения» Использование в игре и обучении

«Цветы на клумбах», «Я загадала.», «Выбери нужное», «Я беру с собой в дорогу».

Игры на развитие внимание и логического мышления

«Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников». Консультация и наглядный материал в родительский уголок

«Построение лестницы») Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера

«Колумбово яйцо»

Игры на воссоздание силуэтов и моделирование на плоскости

«Расселили птиц», «Ассоциации», «Придумай предложение».

Развитие умственных и речевых способностей с помощью словесных игр

«Игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения дошкольников»

Картотека

«Путешествие в страну чудес» Математическое развлечение

«Четвертый лишний», «Кто кем был и кто кем будет», «Варианты слов», «Запомни-повтори» Игры на развитие внимание и логического мышления

Анализ выполнения программы (диагностика)

Как отслеживается результат работы по теме? ( Диагностика: таблицы, результаты работы, в %.)

Выводы по теме. Есть ли положительный результат? (Приложить диаграммы, сравнительный анализ)

4. Представление опыта работы по теме.

• способ демонстрации результата проделанной работы

• форма отчета по проделанной работе

Формы отчета по теме самообразования могут быть разнообразными:

• Выступление на педсовете

• Консультация

• Семинар-практикум

• Показ непосредственно - образовательной деятельности с детьми

• Выставки детского творчества

«Муха Цокотуха 2. Снова в беде» Открытое НОД

«Развиваем логическое мышление» Консультация для воспитателей

«Развивающая головоломка «Танграм» Консультация для родителей

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития логического мышления детей 2–4 лет «Волшебный Ежик»Дидактическая игра для развития логического мышления детей 2–4 лет «Волшебный Ежик» Правила игры для «Волшебный Ежик». Возраст: 2-4 года. Количество играющих: 1-2 человека Оборудование: Ежик, 5 конусов разного цвета.

Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольниковИспользование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников». Круги Эйлера были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке.

Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников»Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Фотоотчёт о Городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Главной целью системы образования.

Готовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возрастаГотовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста Цель: Использование логических заданий и упражнений - это создание условий для повышения познавательной активности и развитие логического.

Игры для развития логического мышления старших дошкольниковИгры для развития логического мышления старших дошкольников Развитое логическое мышление это не только успешное обучение в школе, но и способность быстро ориентироваться в течении всей своей жизни,.

Использование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольниковИспользование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольников Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.

Консультация для родителей «Играем с детьми дома. Развивающие игры для развития логического мышления для детей 6–7 лет» Консультация для родителей. «Играем с детьми дома. Развивающие игры на логическое мышление для детей 6 – 7 лет»Интересно и эффективно можно.

Дидактические игры для развития логического мышленияДидактические игры для развития логического мышления Предлагаю вашему вниманию игровые упражнения, которые способствуют развитию логического мышления. Играть можно на занятиях и на улице..

Библиотека изображений:

Публикация Игры и упражнения для развития логического мышления в старшей группе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем юлдуз гаджиева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Игры и упражнения для развития логического мышления в старшей группе
Опубликовано: 17 октября 2023 в 11:00
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД