Получи документы

Игры и танцы Белгородской области

Людмила Придачина
Игры и танцы Белгородской области

Игры

Белгородской области

Дедушка Мазай

с. Большие Липяги Вейделевского района.

Участники игры, выбрав дедушку Мазая, договаривались между собой, какие движения, обозначающие работу (например, сеяние, молотьбу, жатву, косьбу и т. д., будут ему показывать. Двигаясь к дедушке Мазаю, пели:

Здравствуй, дедушка Мазай,

Из коробки вылезай!

Где мы были, мы не скажем,

А что делали – покажем!

Публикация «Игры и танцы Белгородской области» размещена в разделах

После все изображали движениями работу, о которой договаривались. Если дедушка Мазай отгадывал – дети разбегались, а он должен был их ловить. Первый пойманный становился дедушкой Мазаем. Игра повторялась. Если дедушка не отгадывал – ему показывали другую работу.

А мы просо сеяли

с. Большие Липяги Вейделевского района.

Для игры образуются две команды: команда девочек, команда мальчиков. Команда девочек идет к команде мальчиков и говорит:

«А мы просо сеяли, сеяли» - 2 раза.

Команда мальчиков идет к первой: «А мы просо вытопчем, вытопчем». – 2 раза.

Девочки: «Мы дадим вам денежку, денежку». – 2 раза.

Мальчики: «Сколько вы дадите нам, вы дадите нам?» – 2 раза.

Девочки: «Сто рублей дадим мы вам, дадим мы вам». – 2 раза.

Мальчики: «Нам не надо сто рублей, сто рублей». – 2 раза.

Девочки: «Мы дадим вам тысячу, тысячу». – 2 раза.

Мальчики: «Нам не надо тысячи, тысячи». – 2 раза.

Девочки: «А что же вам надо, вам надо вам?» – 2 раза.

Мальчики: «Вы дайте нам девочку, девочку». – 2 раза.

Команда девушек советуется и говорит: «Какую девочку, девочку?» – 2 раза. Мальчики: «Дайте нам Светочку, Светочку». – 2 раза.

Выбранная девочка должна разбежаться и разбить руки мальчиков, если разбивает, то забирает мальчика в свою команду, если нет, то остается в команде мальчиков. При повторе игры – выбирают мальчика.

Пчёлы

с. Кубраки Вейделевского района.

Две равные команды: «пчёлы» и «цветы». «Пчелы» собираются в тесный кружок, «цветы» ходят вокруг них. Поют: Пчёлки, пчёлки, жальца-иголки, Серые, малые, крылышки алые. По ветру летают, к цветам припадают, Медок собирают, в колоду таскают. Затем «цветы» разбегаются, а «пчелы» их ловят. Поймавший говорит: «Замри». Когда все пойманы, меняются ролями.

Горю – дуб

с. Кубраки Вейделевского района.

Все встают по двое – пара за парой. Один «Горю – дуб» впереди на расстоянии поет:

Горю, горю, пылаю, кого хочу поймаю.

Раз, два, три! Беги!

Первая пара, разорвав руки, бежит к «Горю – дубу», пытается обойти его и снова соединить свои руки. Когда «Горю – дуб» кого-нибудь поймает, то становится позади всех, а кто останется без пары – становится «Горю – дубом».

В Трифона

с. Долгое Вейделевского района.

Игроки встают в хоровод, берутся за руки, идут по кругу и поют:

Как у дяди Трифона,

Было семеро детей,

Было семеро детей,

Было семь сыновей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга все глядели,

Разом делали вот так…

После этих слов, ведущий – «Дядя Трифон» одновременно показывает какое-либо движение (хлопает в ладоши, прыгает на одной ноге и т. д., а играющие за ним повторяют. Тот, кто зазевался, становится «Дядей Трифоном» и выходит в центр круга. Игра продолжается до тех пор, пока внутренний круг, образованный из «трифонов», не станет больше внешнего круга.

Царевна

с. Банкино Вейделевского района.

Мальчики и девочки, взявшись за руки, становились в круг. Выбирали «царевича» и «царевну». «Царевна» находилась в круге, «царевич» – за кругом. Все идут по кругу и поют: Ой, в городе царевна, царевна, За городом царев сын, царев сын. Подойди, царевич, близонько, близонько, Поклонившись царевне низенько, низенько. Подойди, царевич, все ближе, все ближе, Поклонись все ниже, все ниже. Сделай для царевны вороточки, Да вывези царевну с городочка. Приведи царевну с кругом рядом, Да поставь царевну рядом, рядом! Царевич выполнял все, что ему говорят, брал царевну за руку и ставил в ряд, рядом с собой. Потом выбирают других «царевича» и «царевну».

В козла

с. Брянские Липяги Вейделевского района.

Девочки становятся в круг. В центре него стоит мальчик. Девочки поют песню и водят вокруг него хоровод:

Шел козел дорогою,

Дорогою, дорогою,

Нашел козу безрогую,

Безрогую, безрогую.

С этими словами мальчик-«козел» выбирает девочку и выводит в круг, они толкуют:

Давай, коза, попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем,

И горюшко размыкаем,

Размыкаем, коза.

Потом девочка становится обратно в хоровод, а мальчик выбирает другую девочку. И так игра идет, пока все девочки не станцуют с мальчиком.

Метелица

с. Заболотовка Вейделевского района.

Играющие встают парами в круг, игроки в каждой паре, сцепившись руками под локоть, становятся друг к другу боком. Пары поочередно кружатся вокруг под песню:

Метелица, метелица, снег по полю стелется,

Кто кружится, вертится – тот заметелица!

Песня повторяется до тех пор, пока играющие кружатся. Пара, которая дольше всех кружится, побеждает.

Цапки

с. Заболотовка Вейделевского района.

Ведущий вытягивает руку ладонью вниз. Каждый из играющих под ладонь ставит свой указательный палец. Ведущий припевает:

Собирайтесь, колдуны,

Под горячие блины,

Котик, жаба, цапа

При слове «цапа» все быстро убирают свои пальцы; кто не успевает, выбывает из игры.

Зайчик

с. Белый Колодезь Вейделевского района

Дети встают в круг, берутся за руки, а между ними – «зайчик» (обязательно мальчик). Дети ходят и приговаривают:

Загородим зайчика

Тынком, ленком.

Никуда зайчик

Да не выскочит.

Никуда зайчик

Да не выпрыгнет.

А у нас ворота позакрытые,

Да желтым песочком

Позасыпанные!

При этом «зайчик» начинает бегать, чтобы выскочить где-нибудь, а дети встают теснее, чтобы не выпустить. Если же «зайчик» все же выскочит, все дети его ловят. Кто поймает – сам становится «зайчиком». Если поймает девочка, то ее заменяют мальчиком, потому что по правилам девочка не может быть «зайчиком».

Ведьмы

с. Белый Колодезь Вейделевского района.

Дети, взявшись за руки, образуют круг и поют:

Ходит ведьма по бору, по бору,

Да рвет травку-лебеду, лебеду.

Ой, зачем же она рвет,

В три коробочки кладет,

Прочь иди от меня!

«Ведьма» ходит между детьми и «бьет» их по рукам. На последних словах она пытается порвать сцепленные руки детей, чтобы разорвать круг. Если «ведьма» не вырвется – начинают игру сначала, если же разобьет руки и убежит – все бросаются вдогонку. Кто поймал, тот сам «ведьмою» становится.

Тетерка

с. Ромахово Вейделевского района

Выбирается «тетерка». Одна часть игроков – ее детки, другая образует круг-капкан (по три человека). «Тетерка» с детками (соединены в цепочку) проходят через капканы со словами песенки:

Тетерка шла,

Маковая шла

По каменю,

По зараменю

Сама шла,

Всех детей провела,

А самого хорошего оставила.

На последних словах капканы «захлопываются». Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все детки. Дети, попавшие в круг, образуют капкан.

Пчелки и ласточки

с. Бехтеевка Корочанского района

Играющие дети – «пчелки» сидят на корточках. «Ласточка» – в своем гнездышке. «Пчелки» сидят на полянке и напевают:

Пчелки летают,

Медок собирают!

Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!

«Ласточка» в своем гнезде слушает их песенку. С её окончанием говорит: «Ласточка летает, пчелок поймает» и с последним словом вылетает из гнезда, ловит «пчел». Пойманный становится «ласточкой» или выбывает из игры.

Завивание капусты 3 (Хороводная игра)

с. Жигайловка Корочанского района

Дети берутся за руки, образуя длинную вереницу и дружно, плавно, не торопясь, двигаются, припевая:

Вейся, вейся, капуста моя,

Вейся, вейся, белая.

Как мне, капусте, виться,

Как мне зимой не валиться.

Ведущий проводит хоровод через ворота в виде поднятых рук, которые держат последние в веренице. Когда все проходят, самый последний поворачивается и завивает капусту, т. е. перебрасывает через плечо руки, которые держат соседа по игре. И так до тех пор, пока не «завьются» все играющие.

Уж я золото хороню

С. Мазикино Корочанского района

Играющие садятся в кружок, держа перед собой сомкнутые ладони, ведущий своими сомкнутыми ладонями касается рук каждого игрока со словами:

Уж я золото хороню, хороню.

Чисто серебро хороню, хороню.

Я у матушки в высоком, в высоком.

Ведущий незаметно вкладывает кому-либо из игроков кольцо, водящий должен найти, у кого кольцо. Все игроки поют:

Пал, пал перстенёк

В калину, в малину,

В чёрную смородину.

Гадай, гадай, девица,

Отгадывай, красная,

Через поле идучи,

Русу косу плетучи,

Шелком перевиваючи.

Когда находят кольцо, то игроки меняются местами: хоронящий золото будет водящим.

Крута гора

с. Мазикино Корочанского района

Перед игрой из снежных шаров складывают горку, ходят вокруг и поют: Стоит крута гора

Среди нашего двора.

Супротив терема широкого

Стоит крута гора.

Среди нашего двора

Не пройти, не проехати

Что ни конному, ни пешему.

Потом по очереди прыгают через горку. Участник, сбивший шар, из игры выбывает. Добавляют ещё шар, игра продолжается до тех пор, пока не выявится последний победитель, осиливший прыжком горку.

Как у дяди Трифона (Детская игра)

с. Мальцевка Корочанского района

Выбирается ведущий. Играющие становятся в круг, ведущий – в центре. Играющие двигаются по кругу с песней:

Как у дяди Трифона

Было семеро детей.

Было семеро детей,

Было семь сыновей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга все глядели.

Разом делали вот так.

На словах: «Они не пили, не ели», – все начинают хлопать в ладоши. После окончания песни ведущий показывает какое-либо движение, которое все должны повторить. Того, кто не смог повторить, ведущий ставит на своё место.

Плетень

село Новая Слободка Корочанского района

Дети, взявшись за руки, становятся в четыре шеренги (одна напротив другой). Под гармошку каждая из шеренг по очереди идёт навстречу противоположной шеренге и кланяется. После поклона все возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей площадке, танцуют, используя известные плясовые движения. С окончанием музыки дети должны занять первоначальное место и быстро и правильно «заплести плетень» : взяться за руки крест-накрест.

Горелки

с. Новая Слободка Корочанского района

Играющие образуют пары и становятся вереницей. Впереди на два шага стоит «горящий» – тот, кто водит. Ему запрещено оглядываться назад. Играющие поют, выкрикивают:

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле –

Гляди в поле.

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо –

Звёзды горят,

Журавли кричат –

Гу, гу, гу – убегу.

Раз, два – не воронь,

Беги, как огонь.

«Горящий» должен взглянуть на небо, а между тем задняя пара разъединяется и бежит – один по одну сторону вереницы пар, а другой – по другую, стараясь соединиться снова впереди «горящего». Если это паре удаётся, то «горящий» продолжает водить. Если «горящий» поймает кого-то из пары, то другой (кто остался без пары) становится «горящим». Новая пара занимает место непосредственно за новым «горящим», и игра продолжается.

Лиска-лиса

с. Саловка Вейделевского района

По считалке выбирается «лиска-лиса», остальные участники игры – «куры», которые запевают:

Лиска-лиса,

Дивья краса,

Долгий нос,

Рыжий хвост!

Пропев дразнилку, «куры» бросаются врассыпную, а «лиска-лиса» бежит их ловить. Кого первого поймает, тот и будет водить.

Зайчик (1 вариант)

с. Плотавец Корочанского района

Играющие встают с мячом в круг, один из них – «зайчик». Он тоже выходит в круг, ему припевают:

Чирики-микирики,

Бухты-барахты,

Дыкинь-быкинь,

Зайчик-выкинь

Солнце-бронце,

Луковка!

Дети перекидывают друг другу мяч, стараясь попасть в «зайчика», а он уворачивается от мяча. Игрок, попавший в него мячом, становится новым «зайчиком», и игра продолжается.

Зайчик (2 вариант)

с. Плотавец Корочанского района

Один из играющих, «зайчик», берет в руки мяч и напевает:

Оля, Коля,

Дуб зеленый,

Ландыш белый,

Зайка серый,

Брось!

Со словом «брось!» сильно подбрасывает мяч вверх. Кто из игроков первым на лету его поймает, тот становится «зайчиком», и игра начинается сначала.

Жучок-паучок

с. Плотавец Корочанского района

По считалке выбирается «жучок-паучок». Он садится на землю. Остальные участники ведут вокруг него хоровод и поют:

Жучок-паучок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки,

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь.

Со словами: «Мы тебя кормили и поили» хоровод приближается к «жучку», и дети изображают, как они кормят и поят. Припевая слова «На ноги поставили», опять приближаются к жучку и поднимают его на ноги. После этого он танцует и выбирает одного из стоящих в кругу, с которым меняется местами.

В краски

с. Плотавец Корочанского района

Ударяют мячом о землю и поют:

Мы в краски играли

И краски потеряли,

Раз, два, три,

Ну-ка, Ванечка, лови!

Со словами: «Ну-ка, Ванечка, лови!» мяч бросают тому участнику, имя которого было названо. Он, ударяя мяч о землю, называет следующего участника, которому будет брошен мяч. Играют, пока кто-нибудь из игроков не выпустит мяч.

Море волнуется

с. Плотавец Корочанского района

Участники по считалке выбирают ведущего, а он поет:

Море волнуется – раз!

Море волнуется – два!

Море волнуется – три!

Любая фигура замри!

Дети делают какие-либо движения, как только сказали: «Замри!» – замирают. Если ведущий заметил, что кто-то пошевелился, то, изменяя последнюю строчку, говорит: «Фигура обезьяны, замри!». Участник, который нарушил правила, избирается ведущим.

У медведя во бору

с. Поповка Корочанского района

«Медведь», выбранный жеребьевкой, «живет» в лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку, при этом имитируя действия сбора:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

Медведь не спит,

На нас глядит.

Медведь постыл,

На печи застыл.

Когда играющие произнесли последние слова, «медведь» бежит за ними и старается кого-либо поймать. Пойманный становится «медведем». Правила игры : «Медведь» выходит из берлоги только после последних слов песенки. Дети, в зависимости от поведения медведя, могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песенкой.

В короля

с. Поповка Корочанского района

Играющие ходят по кругу и поют:

Шел король по лесу,

По лесу, по лесу.

Нашел себе принцессу,

Принцессу, принцессу.

В центре круга – «король». Он идет в противоположном направлении от играющих. На словах: «Нашел себе принцессу» «король» выбирает ее из числа играющих. Далее играющие останавливаются и продолжают петь, выполняя то, что поют вместе с «королем» и «принцессой».

Давай с тобой попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем.

И ножками подрыгаем,

Подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем,

Похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем,

Потопаем, потопаем.

Затем «король» становится в круг, а «принцесса» становится «королем». Игра повторяется.

Ляли-ляли (Детская игра на поляне)

с. Шеино Корочанского района

Два человека друг против друга, взявшись за руки, читают ладушки:

Ляли-ляли,

Два пупсика гуляли

В тропическом саду,

Играли в чехарду.

Однажды им приснился

Какой-то чудный сон.

Как будто под кроватью

Играет патефон.

Танцует балерина

С распущенной косой.

И пупсики кричали:

«Катитесь колбасой».

Ложатся на траву и катятся в разные стороны.

Стукач (Детская игра в ладушки)

с. Шеино Корочанского района

Раз-два, голова,

Три-четыре, руки мыли,

Пять-шесть, дрова несть,

Семь-восемь, сено косим,

Девять-десять, Акулинка тесто месит,

Позвала кота домой,

Налила ему помой,

Динь-динь-дань, ты зачем кувшин разбил?

Это стоит пятачок,

А за это кулачок.

Стукают друг друга по плечу (шутки, смех). Кто первый стукнул, тот и выиграл.

Золотые ворота

с. Шляхово Корочанского района

Двое водящих получают имена – «луна» и «солнце». Они становятся лицом друг к другу и, соединив руки, поднимают их вверх, образуя ворота. Остальные играющие, взявшись за руки, проходят через эти ворота. Игроки, изображающие ворота, поют:

Золотые ворота

Пропускают навсегда.

Первый раз – прощается,

Второй – запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас! – и опускают руки.

Тот, кто оказался за воротами, остаётся у «луны» и «солнца». У него спрашивают, где он хотел бы остаться: у «луны» или у «солнца». Задержанный отвечает и становится за тем игроком, кого выбрал. Таким образом все распределяются: кто – к «солнцу», а кто к – «луне». Когда все распределятся, команда «солнца» и команда «луны» устраивают перетягивание. Кто перетянет, та команда и выиграла.

Редя (Хороводная игра)

с. Селиваново Валуйского района

Ставится стул, на стул садится «бабка», ей на коленки садится «редька». Остальные участники встают вокруг них в хоровод. Водят хоровод. Они как бы «работают» на «бабку». Ходят и поют такую песню:

«Редя, редя, кто тебя сажал?»

Поликанова жена при дорожке жила,

Редю саживала, огораживала,

От мороза укрывала,

От солнышка поливала.

Потом каждый из хоровода спрашивает у «бабки» : «Бабка, бабка, поспела ли редька?», а «бабка» отвечает: «Нет, не поспела, тяпайте дальше!». Хоровод продолжает «тяпать» и петь ту же песню. Когда последний из хоровода спросит у «бабки», поспела ли редька, она ответит: «Поспела!» В этот момент все дружно хватают «редьку» у «бабки», вытаскивают её, а «бабка» должна «редьку» удержать. Когда «редька» будет вытащена, все дружно говорят: «Вытащили редьку!»

Коршун

С. Кукуека Валуйского района

Играющие выбирают «коршуна» и «наседку», остальные – «цыплята». «Коршун» роет ямку, а «наседка» с «цыплятами» ходит вокруг него и нараспев говорит такие слова:

Вокруг коршуна хожу,

По три денежки ношу,

По копеечке,

По совелочке.

«Коршун» продолжает рыть землю, он ходит вокруг ямки, встает, машет крыльями, приседает. «Наседка» с «цыплятами» останавливается, спрашивает «коршуна» :

– Коршун, коршун, что ты делаешь?

–Ямку рою.

– На что тебе ямка?

– Копеечку ищу.

– На что тебе копеечка?

– Иголочку куплю.

– Зачем тебе иголочка?

– Мешочек сшить.

– Зачем мешочек?

– Камешки класть.

– Зачем тебе камешки?

– В твоих деток кидать.

– За что?

– Ко мне в огород лазят.

– Ты бы сделал забор выше, коли не умеешь, лови их.

«Коршун» старается поймать «цыплят», «наседка» защищает их, гонит «коршуна» : «Ши, ши, ши, злодей». Пойманный «цыпленок» выходит из игры, а «коршун» продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймано несколько «цыплят».

Правила: 1. «Цыплятам» следует держать друг друга за пояс. Тот, кто не удержался в цепи, должен постараться стать на своё место.

2. «Курица», защищая «цыплят» от «коршуна», не имеет права отталкивать его руками.

Публикации по теме:

«Танцы — это важно!»«Танцы — это важно!» В феврале 2011 года мы с мужем привели нашу дочь в танцевальную студию «ТВ». Дочке не было и шести лет. В студии велись занятия по танцу.

Фотоотчёт выступления на Городском семинаре с мастер-классом «Коммуникативные игры и танцы для детей»Фотоотчёт выступления на Городском семинаре с мастер-классом «Коммуникативные игры и танцы для детей» Фотоотчёт выступления на Городском семинаре с мастер-классом «Коммуникативные игры и танцы для детей» 1. Коммуникативная песня-игра «Здравствуй,.

«Игры с Тимом и Томом». Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе Цель: Продолжать формировать знания по разделу подготовка к обучению грамоте Задачи: Образовательные: Совершенствовать фонематический.

Конспект музыкального занятия для подготовительной группы с использованием ИКТ «Танцы народов России»Конспект музыкального занятия для подготовительной группы с использованием ИКТ «Танцы народов России» Конспект музыкального занятия для подготовительной группы с использованием ИКТ «Танцы народов России» Цель: Воспитание любви и уважения.

Консультация для педагогов «Танцы народов мира» Танец - это разнообразный и богатейший вид искусства, существующий с незапамятных времен. Его отличительная яркость и эмоциональный посыл.

Автор публикации:
Игры и танцы Белгородской области
Опубликовано: 4 марта 2024 в 13:46
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры и танцы Белгородской области» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Придачина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД