Папки-передвижки

Игры для обогащения словарного запаса дошкольников

Белоногова Татьяна
Игры для обогащения словарного запаса дошкольников

Консультация для родителей

«День словаря»

(обогащаем словарный запас

детей дошкольного возраста)

Дошкольный возраст - период активного усвоения всех структур родного языка, уникальное время для становления и развития лексикона.

Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д.

Публикация «Игры для обогащения словарного запаса дошкольников» размещена в разделах

Словарный запас – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности, которые использует человек. Выделяют активный и пассивный словарь ребенка.

Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятного ребенку. Она зависит от возраста, психического развития, социальной среды. Пассивный словарь – это то, что ребенок понимает, но не использует в своей речи.

Активный словарь – часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретного ребенка.

Каждому ясно, чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее его устная речь. На каждом возрастном этапе понимание ребенком значения слова имеет определенные особенности. В течение дошкольного детства осознание ребенком смысла слова проходит длительный путь.

Словарный запас детей постоянно обогащается не только в количественном, но и в качественном отношении.

Развитие речи – одна из основных задач обучения и воспитания детей в дошкольном учреждении. Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно, что обогащение и расширение словаря идёт одновременно с ознакомлением детей с окружающей действительностью.

К началу школьного обучения ребенок должен иметь достаточно большой (включая обобщающие слова) и правильно систематизированный словарный запас, иметь представление о многозначности слов, о наличии у некоторых слов не только основных, но и переносных значений. Грамотную помощь в очень сложном для ребенка процессе накопления и обогащения словаря обязаны оказать ему родители и педагоги дошкольных учреждений — чтением, словесными играми, обучением рассказыванию по картине, наконец, своей грамотной и образной речью.

Ребёнок становится маленьким языковедом, потому что учится не только правильно произносить слова и строить предложение, но и осознавать из каких звуков состоит слово, из каких слов состоит предложение. Но на каком уровне он это усвоит - в значительной степени зависит от нас с вами.

Ничто другое, кроме игры, так сильно и надолго не заинтересует ребенка. Именно с помощью этого несложного процесса вы сможете пополнить словарный запас вашего крохи.

Многие из этих игр чрезвычайно просты и не требуют более 10 -15 минут вашего времени, причем играть можно всюду; в автобусе, по дороге на дачу, готовя обед, идя по улице.

Назови одним словом

Взрослый: "Я буду описывать что-то, а ты назови, то, о чем я рассказываю одним словом: часы, которые помогают проснуться (будильник); большая ложка, с помощью которой наливают суп (половник); утренняя еда; человек, который отправляется в дальние страны и т. д.». Ребенок называет слово. Потом играющие меняются ролями. Эта роль будет совсем непростой для ребенка, помогайте ему составить нужное описание, если у него не получается. Только тогда будет неинтересно вам отгадывать получившуюся задачку.

Уменьшаем и увеличиваем

Взрослый: "Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты "сделай его маленьким". Например: дом - домик, стол - столик, заяц - зайчик, волк - волчок и так далее. " Далее пусть ребенок пробует самостоятельно добавлять к словам уменьшительные суффиксы. То же самое можно делать "в обратную сторону". Вы называете слово с уменьшительным суффиксом, а ребенок произносит слово без него. В процессе игры следите за тем, чтобы малыш не называл детенышей животных вместо правильного ответа. (Не заяц - зайчонок, а заяц - зайчик, не корова - теленок, а корова - коровка.) Те же самые игры можно проводить с "увеличивающими" суффиксами: Дом - домище, волк - волчище, муравей - муравьище и так далее.

Опиши одним словом

Задача, которая стоит перед ребенка похожа на предыдущую, только назвать нужно не существительное, а прилагательное. Употреблять этих терминов в разговоре с ребенком, конечно, не надо. Просто, дайте ему несколько примеров, чтобы он смог выполнять такие задания: чашка для чая? (чайная, машина для гонок? (гоночная, щетка для чистки зубов? (зубная, котлета из мяса? (мясная) из моркови? (морковная, лапа собаки? (собачья) и так далее.

Кому что нужно

Взрослый называет человека или животное, а ребенок в ответ называет, какой предмет (или предметы - можно поставить условие - до трех или до пяти предметов) ему может понадобиться. Парикмахер - ножницы, расческа; почтальон – сумка; учитель – указка, учебники; продавец - весы, касса; муравей - палочки, листики; пчела - пыльца, нектар; птица - веточки, пух (для гнезда, и так далее. Уровень сложности заданий определяется уровнем знаний ребенка. Усложнение игры - не только назвать предмет, но и сказать, зачем он нужен. Например, ножницы, чтобы подстригать, весы, чтобы взвешивать покупки и так далее.

Как можно узнать…

Задавайте ребенку вопросы типа:

Как можно узнать…

холодно ли на улице или нет? (посмотреть на градусник за окном) …

сварилась картошка или нет? (потыкать вилкой или попробовать) … высохла ли рубашка? (потрогать) …

сладкий ли чай? (попробовать) …

пишет фломастер или нет? (попробовать писать).

крепко ли завязана веревка? (потянуть) …

есть ли вода в стакане? (посмотреть) …

есть ли мячик в закрытой коробке? (потрясти) …

есть ли кто дома? (позвонить в дверь или по телефону) …

работает ли пылесос? (включить) …

одинаковой длины полосочки нарисованы? (измерить линейкой) … интересная ли книжка? (прочитать) …

мягкий ли хлеб? (пощупать) …

любит ли собачка кашу? (дать попробовать съесть)

Часть – целое

Предложите ребенку угадать, часть какого предмета или существа вы называете:

винт - вертолет, самолет,

колесо – автомобиль,

руль - велосипед,

парус - …

вагон - ….

крыша - …

А можно и наоборот. Вы называете предмет, а ребенок называете одну или несколько его частей:

дом - крыша, дверь, …

корабль - …

велосипед - …

троллейбус - …

стол - …

кресло - …

книга - …

Если ребенок затрудняется дать ответ, помогите ему, приведите свой пример или задайте наводящий вопрос. Обращайте внимание на разницу между частью и содержимым: в чемодане может лежать рубашка, но это не часть чемодана. В процессе выполнения заданий обращайте внимание ребенка на то, что у разных предметов бывают части с одинаковым названием. Они, как правило, выполняют одну и ту же функцию, даже при разной форме. Например, руль у автомобиля и велосипеда.

Четвертый лишний

Правила игры, наверняка, известны всем. Из четырех слов, названных взрослым, ребенок выбирает одно - "лишнее" - слово, которое по значению не вписывается в данный ряд. У него нет признака, общего для остальных трех слов. В подобную игру можно играть, используя картинки - это гораздо проще. Без картинок, на слух, не всякий ребенок сразу разберется, как решить задачку. Нет возможности рассмотреть ряд, поразмыслить. Нужно, во-первых, хорошо запомнить все слова и быстро понять, что именно не вписывается в общий ряд. Поэтому, для начала можно давать упрощенные задания. А потом уже переходить на более сложные.

Сначала взрослый называет ребенку признак, по которому следует сортировать слова. Например, предметы, которые нужны на кухне: сковородка, холодильник, кровать, ложка. Ребенок сразу улавливает, что именно не вполне уместно на кухне и дает правильный ответ. Проводя такие тренировочные игры, старайтесь давать как можно более разнообразные признаки для объединений слов (не только традиционное - назначение предмета). Пусть это будут и цвета, и размеры, и материал, из которого предмет изготовлен, и мягкость- жесткость, и прозрачность-непрозрачность, и многое другое. Можете называть животных, объединяя их в группы по месту обитания, способу передвижения, видовой принадлежности и т. д. называйте не только существительные, но и прилагательные, объединенные общим признаком. Например, горячий, теплый, жесткий, холодный (лишнее слово - жесткий, общий признак - температура, подетски - "нагретость").

Объясни слово

Задание: "Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед (нож, шляпа, мяч, письмо; зонтик, подушка, гвоздь, осел и д. д. ?"; Цель этого упражнения - научить ребенка не только узнавать новые слова через объяснение, но и ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки. Все эти упражнения вы можете делать несколько раз, дополняя ряды слов самостоятельно.

Продолжаем предложение

Игра может носить как реальный, так и шуточный характер. Об этом вы можете заранее договориться с ребенком. Взрослый начинает сложное предложение, ребенок продолжает. Вариантов может быть масса, на любую интересную ребенку тему. (Наш корабль выплыл в открытое море и тут…. Путешественники разбили лагерь на берегу реки и увидели… Принцесса неожиданно проснулась, потому что… Карлсон не смог прилететь в этот день, ему пришлось)

Рекомендованные игры доступны всем родителям и напоминаем

«Разговаривайте в присутствии детей и с детьми красиво!»

Ежедневно пополняйте словарный запас детей добрыми, вежливыми словами.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Встреча с рядовым запаса афганской войны»Фотоотчет «Встреча с рядовым запаса афганской войны» Александр Александрович Ефимов родился в 1969 г. в Алтайском крае. Был призван в ряды СА в ноябре 1987 г. С мая 1988 г. по февраль 1989.

Консультация для родителей «Игры для расширения словарного запаса ребёнка» Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили,.

Из опыта педагогической работы. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.»Дети находятся в процессе постоянного развития.

Изучение с детьми ПДД посредством обогащения Рппс на участке детского садаИзучение с детьми ПДД посредством обогащения Рппс на участке детского сада Тема ПДД актуальна всегда. С самого раннего детства дети становятся участниками дорожного движения: либо в качестве пешеходов, либо в качестве.

Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Уважаемые коллеги! Хочу предоставить.

Перспективный план обогащения содержания творческой игры «Больница» в младшей группеПерспективный план обогащения содержания творческой игры «Больница» в младшей группе Цель: расширение представлений детей о труде врача 1. ТЕМА «Кукла Катя заболела» Форма проведения: кукольный театр (2 половина дня) Материал:.

Перспективный план обогащения содержания творческой игры «Парикмахерская» в младшей группеПерспективный план обогащения содержания творческой игры «Парикмахерская» в младшей группе Цель: расширение представлений детей о труде парикмахера 1. Тема: «Мама ведет дочку в парикмахерскую». Форма проведения: игра – инсценировка.

Перспективный план развития и обогащения сюжетно-ролевой игры в ясельной группеПерспективный план развития и обогащения сюжетно-ролевой игры в ясельной группе СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ. 1. Сюжетная игра «Катя проснулась» 2. Параллельная игра «Лисичка проснулась» 3. Дидактическая игра «Накроем стол к чаю».

Предметно-игровая среда как средство обогащения содержания игрПредметно-игровая среда как средство обогащения содержания игр Средний дошкольный возраст - это время расцвета сюжетно-ролевой игры. Я как раз работаю с дошкольниками 4 - 5 лет. Все мы знаем, что для.

Рекомендации логопеда по обогащению, закреплению словарного запаса в летний период Консультация для родителей воспитанников подготовительной к школе группы Вот и наступило лето – лучшее время для отдыха, которого ребёнок.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Игры для обогащения словарного запаса дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Белоногова Татьяна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Игры для обогащения словарного запаса дошкольников
Опубликовано: 22 января 2021 в 16:31
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД