МААМ-картинки

Игрушки коренных народов Якутии (2 фото)

надежда руфова
Игрушки коренных народов Якутии

Игрушки коренных народов Якутии.

Общество формирует игрушку в соответствии с существующими в нем канонами межпоколенной связи. Когда развитие городской культуры оторвало ребенка от мира природы, общество преподнесло ему натуралистичных двигающихся лающих собачек, мяукающих кошек, поющих птиц и прочие подобия живой природы. Но когда реальный мир природы вспыхнул в каждом доме на экране телевизора, и копирование живого мира стало излишним, полки магазинов заполнились смешными, условными и удивительно очеловеченными тиграми, обезьянами, в чем, возможно, проявилось стремление человека к общению с природой, отгороженной от него урбанистической культурой сегодняшнего дня.

Публикация «Игрушки коренных народов Якутии» размещена в разделах

Дети первоначально играли ветками, камешками, костями животных. Постепенно взрослые стали изготавливать специальные предметы для игры с чисто практической целью: привить ребенку трудовые навыки, передать нормы поведения в семье и в обществе, сообщить основы мироощущения.

История изучения игрушки насчитывает сто лет. К началу XX в. в музеях были собраны, правда, еще очень небольшие, коллекции игрушек различных народов России. В Москве был основан Кустарный музей Московского земства, в котором русская игрушка заняла центральное место, в Санкт Петербурге – Музей этнографии народов России им. императора Александра III, где игрушки входили в этнографические собрания по многим народам. В это же время опубликовалось большое количество разнообразных исследований, которые сделали игрушку одной из самых популярных тем начала XX века.

Исследователи пришли к выводу о единстве большинства видов игрушек у всех народов мира. они к традиционным игрушкам относят следующие группы:

1. звуковые (сенсорные) игрушки – трещотки, погремушки, жужжалки, бубенцы и т. д.

2. Двигательные (моторные) игрушки – мяч, волчок, бильбоке и т. д.

3. Оружие

4. Образные игрушки – куклы и игрушки, изображающие животных.

Выделенные в данной классификации виды широко распространены и культуре коренных народов Якутии. В любой традиционной культуре наблюдается обязательное половозрастное распределение игрушек. Детская игрушка народов Якутии также разделяется на игрушки для девочек и игрушки для мальчиков, что отмечается многими исследователями. Однако это деление охватывает далеко не все виды игрушек. Так, волчки, трещотки, бильбоке, погремушки являются всеобщими.

Звуковые игрушки.

К группе звуковых игрушек относится якутская игрушка – жужжалки «тымтык куугунэй” - деревянная пластинка с дырочками, в которые продета нитка длиной 30 – 40 см.

В некоторых центральных районах распространенной детской игрушкой был “ойуун” (шаман) – конусообразный волчок, который вращали веревочкой. Волчок долго вращался и издавал протяжный звук. Если сверху в его отверстие бросали несколько маленьких угольков, то в сумерках создавалось впечатление “вращающегося во время камлания шамана”.

Двигательные игрушки.

Очень проста и азартна игра “куорчэх”. Куорчэх – это взбитые сливки. Мутовка носит то же название. Играющие должны раскрутить свои мутовки, у кого дольше продержится во вращении – тот победил.

Также очень распространены якутские настольные игры. “Хаамыска”- игра пятью деревянными кубиками или позвонками крупной рыбы. Эта игра заимствована у русских. Осталось название игры, искаженное от “камешки”и правила игры. В зоне распространения леса играли кубиками, вырезанными из дерева. На Севере, где нет леса, но в реках водится крупная рыба, для игры использовали позвонки крупной рыбы.

“Хабылык” – подбрасывание палочек определенным способом.

“Дугда” или “баайа” –азартная игра, где подсчет очков ведется “коровами”.

Мячики. Якутские дети играли мячиками из скатанной шерсти.

Мячики эвенских детей шьются из кусочков замши и набиваются оленьей шерстью.

Оружие.

Игрушки, изображающие животых, часто используются в совместных играх, хотя чаще ими играют мальчики. чЕткое разделение существует только в оружии и куклах. Оружие используется в играх только мальчиками, куклы целиком относятся к играм девочек, в чем достаточно четко проявилось разделение труда. Наибольшее распространение среди игр мальчиков получила охота.

Игрушки, которые дети использовали в своих играх, с точностью повторяли орудия охоты и лова. Это были луки со стрелами, удочки и различные ловушки, причем только первые игрушки ребенку делали взрослые, далее дети изготовляли их сами.

У якутских детей среди игрушек самоделок встречались и миниатюрные орудия труда: деревянные лопаты, вилы, грабли и т. д. делая их, мальчики получали первые практические навыки, знакомились с технологией их изготовления, учились пользоваться этими инструментами. Т. о., приобщение ребенка к трудовой деятельности начиналось с игры.

Большинство исследователей видит в игрушках одно из средств привития ребенку хозяйственных навыков.

Образная игрушка.

Образы животных, которые наполняли мир детской традиционной игрушки народов Якутии XIX – начала XX в. в. : олень, птица, медведь, конь, собака и крупный рогатый скот.

Олень.

Зуб оленя, бабки, изображающие оленей, или олени из дерева были широко распространены у эвенов, эвенков, изредка встречались у скотоводов якутов, но практически отсутствуют у оленных чукчей. Мальчики – чукчи вооружаются обрывком аркана и накидывают на любой одушевленный или неодушевленный предмет. Складывают из камней воображаемые стада и, взявши в руки ветки тальника с многочисленными отростками в виде рогов оленя, воображают себя едущими на паре оленей. Игрушки – олени у эвенских детей используются при играх в «стойбище», «перекочевку», «ловля оленей», «волк и олени» и т. д.

Игрушки – собаки, встречающиеся у якутов, эвенков, указывают на существование когда-то в культуре этих народов представлений о собаке – охранительнице.

Бык, корова – животные, которые присутствовали только в игрушке якутов и неизвестны другим скотоводам Сибири. Они свидетельствуют о важности сохраняемой игрушкой информации. Якуты, оторвавшись от основного массива скотоводческих народов, оказались в окружении чуждых им форм хозяйственной деятельности. Именно поэтому возникла потребность закрепить в игрушке основные черты своего собственного типа хозяйства.

В фондах Якутского краеведческого музея им. Ем. Ярославского хранятся обнаруженные экспедицией И. Д. Новгородова в 1944 г. при раскопках детского погребения XVII в. на родовом кладбище борогонского якута Солук Боотура восемь фигурок, вырезанных из бересты, очень похожих друг на друга. Фигурки напоминают силуэт коровы и ее головы. На существование еще в древности у предков якутов детских игрушек, изображающих быка и корову, обратил внимание также и А. П. Окладников.

Фигурки коров обычно вырезали из тальника или деревянных палочек длиной 8 – 10 см., диаметром 2 – 3 см. У них не делали ног – вырезали как бы увиденными сверху, т. ч. выделялись продолговатое туловище и голова со сходящимися впереди рогами. Изготовление изображений животных из сырой лучины требует фантазии и верной руки.

Как отмечал в прошлом столетии В. Л. Серошевский, изображения лошадей среди детских игрушек встречались не очень часто.

Деревянные фигурки лошади делали с любовью и более тщательно. Часто на скульптуре выделялось красиво оформленное седло с переметными сумами. И. П. Сойконнен в 1920 г. наблюдал, как невеста получила в подарок от родителей игрушечную лошадь, на которой были седло, уздечка и изготовленное по заказу кузнецом специальное серебряное украшение на ногу (бо5ох) – как делали в старину для лошади невесты.

Куклы.

У якутов наряду с бабками, «одетыми» в лоскуты материи и шкурки, существовали куклы, представляющие собой рулончик ткани, обернутый большим количеством лоскутков. Верхняя часть основы оборачивалась «платочками» так, что у куклы появлялось «лицо» без обозначенных черт, у «шеи» основа перетягивалась полоской ткани, что выделяло головку куклы. Такие безликие и бесполые куклы оживали в игре, превращаясь в женщин, мужчин, составляли целые семьи. Дети вносили в них все необходимое для игры содержание, которое черпали из окружающего мира взрослых. К примеру, иногда большой кукле под передник вкладывали маленькую, что соответствовало изображению беременной женщины.

Игры с куклами эвенкийских детей имеют три основных сюжета: «гость пришел», «перекочевка», «стойбище». Косточка или птичий клюв становились куклой и приобретали значение человека, только если на них появились лоскуток ткани или одежда. У эвенков голые бабки в игре могли изображать оленей, собак, коней, но бабки с повязанными лоскутками ткани представляли только человека.

Матерчатые или деревянные куклы, встречающиеся у якутов, эвенков, с изображением лиц, возникли под влиянием русской игрушки. Куклы без изображения лица встречались у всех народов, имели целью развитие воображения и фантазии ребенка.

Абстрагированный, условный характер игрушки превращал ее в объект, насыщенный многими смыслами и образами, которые в игре приобретали реальное наполнение и способствовали активному, творческому познанию ребенком окружающего мира. Потому мнение о примитивности традиционной игрушки абсолютно неправомерно.

Игрушка – культурный знак с глубоким полисемантическим содержанием. Игрушка – очень древнее и многогранное по своему содержанию явление человеческой культуры. С помощью игрушки ребенок открывает для себя мир и постигает накопленный жизненный опыт взрослых. В ней соединены мифология и реальность, детская фантазия и практицизм взрослых. В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, верования, достижения искусства.

Игрушки коренных народов Якутии
Фото №1 Игрушки коренных народов Якутии
Публикации по теме:

Праздник пробуждения природы  «Ворна хатл» с подвижными играми коренных народов СевераПраздник пробуждения природы  «Ворна хатл» с подвижными играми коренных народов Севера 26 апреля 2019 года в наш детский сад была приглашена Рахимова Елена Едайковна из центра национальных культур «Монтажник». Для ознакомления.

Проект «Зима начинается в Якутии»Проект «Зима начинается в Якутии» Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Мюрюнский детский.

Фотоотчёт о мероприятии, посвящённом международному Дню коренных народов, во второй младшей группеФотоотчёт о мероприятии, посвящённом международному Дню коренных народов, во второй младшей группе Во 2 младшей группе, прошли мероприятия к международному дню коренных народов. Мы живём в Республике Карелия, поэтому я решила отметить.

Фотоотчет «Привет из Якутии» или «Весточка из прекрасного далека»Фотоотчет «Привет из Якутии» или «Весточка из прекрасного далека» Фотоотчет «Привет из Якутии», или «Весточка из прекрасного далека». Блог. Лариса Гацко. Как хорошо иметь друзей, и не важно, насколько нас.

Фотоотчёт «Посткроссингу не страшны километры! Ура, у нас друзья из Якутии!»Фотоотчёт «Посткроссингу не страшны километры! Ура, у нас друзья из Якутии!» С помощью замечательного проекта "Посткроссинг" мы подружились с воспитателем Оксаной Николаевной Гуляевой и детьми её группы из детского.

Лэпбук «Дикие животные Якутии»Лэпбук «Дикие животные Якутии» Ф. И. О педагога -Гуляева Оксана Николаевна. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Кэскил».

Посткроссинг на МAAM «Письмо из Якутии»Посткроссинг на МAAM «Письмо из Якутии» Продолжается наше участие в проекте «Посткроссинг на МААМ». В проекте мы недавно, но уже подружились с детьми из города Краснодара, города.

План мероприятий, посвященный Международному году языков коренных народов, в средней группеПлан мероприятий, посвященный Международному году языков коренных народов, в средней группе 2019 год объявлен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом родных языков коренных народов. С 18 по 27 марта на территории Октябрьского.

Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников»Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников» Уважаемые коллеги, представляю Вам практическую часть семинара-практикума прошедшем в нашем ДОУ «Традиционные игры коренных малочисленных.

Выставка книг «Колыбель Севера» и стенгазета, посвященные Международному году языков коренных народовВыставка книг «Колыбель Севера» и стенгазета, посвященные Международному году языков коренных народов К Международному году языков коренных народов оформлена выставка художественной литературы «Колыбель Севера». Здесь сказки разных народов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игрушки коренных народов Якутии
Опубликовано: 20 января 2022 в 16:29
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД