Получи документы

Игровые упражнения для развития речи у неговорящих детей

Костенич Марина Александровна
Игровые упражнения для развития речи у неговорящих детей

Логопедические упражнения на стимуляцию речи в домашних условиях

Тема, задачи, оборудование

Содержание

«Приветствие и прощание»

Задачи:

- вводить в оборот речевые, обиходные слова;

- учить приветствовать и прощаться словами и жестами в соответствии с ситуацией. Взрослый, входя в комнату, где находится ребенок, поднимает руку, улыбается и произносит: «Привет!» Если взрослый находится в комнате вместе с ребенком, а кто-то входит, нужно помочь ребенку поднять руку для приветствия и поощрять его к произнесению последнего. Таким же образом воспитанника обучают ритуалу прощания. Нужно следить, чтобы ребенок видел, что взрослый выходит из комнаты. Если ребенок не делает попыток ответить на приветствие или не машет в ответ, взрослый останавливается у двери и повторяет оба действия. Если ребенок все еще не имитирует движения и выражения, нужно привлечь к помощи третье лицо.

Публикация «Игровые упражнения для развития речи у неговорящих детей» размещена в разделах

«Назови свое имя»

Задачи:

- расширять языковые, выразительные способности.

Оборудование: зеркало. Взрослый подходит к зеркалу вместе с ребенком, показывает отражение:

- Кто это? Это…

(Взрослый называет первый звук или слог имени ребенка и произносит его полностью, лишь когда воспитанник сам пытается его произнести, хвалит за каждую попытку проговаривания. Постепенно имя называют полностью.

«Звукоподражание»

Задачи:

- побуждать к самостоятельному произнесению звуков.

Оборудование: игрушечные автомобиль, самолет, собака, кошка. Когда ребенок без посторонней помощи сможет подражать звукам, можно научить его различать звуки и подражать им в конкретной ситуации. Взрослый ставит на стол игрушечные самолет и автомобиль:

- Дай мне то, что гудит «у-у-у».

(Взрослый отчетливо произносит звуки. Если ребенок правильно выполняет задание, хвалит его. Если необходимо, взрослый помогает.)

- Как гудит автомобиль?

Упражнение повторяется с другими предметами, которые издают хорошо различимый шум. Прежде, чем учить ребенка сочетать звукоподражания и предметы, важно, чтобы он овладел звуками.

«Пропевание звуков»

Задачи:

- подражать простым согласным звукам.

Оборудование: картинки с изображением кур, гусей, коров. Взрослый садится с ребенком и поет песенку. Затем показывает картинки с изображением животных и называет их. Необходимо привлекать внимание ребенка на положение рта при произнесении названий домашних животных и птиц. Например:

- Прибежали две курочки, - поет и следит, чтобы он смотрел на соответствующую картинку.

Показывает картинку с изображением курочек и просит ребенка произнести слоги: ко-ко-ко, при этом гласные звуки нужно растягивать, петь.

Взрослый старается постепенно подвести ребенка к тому, чтобы он имитировал звуки животных. Хвалит его за каждое подражание. Затем стимулирует ребенка четко произносить звуки и целые слова.

«Сочетание звуков»

Задачи:

- улучшать артикуляцию;

- осваивать комбинации звуков. Взрослый сажает ребенка на колени и вместе с ним произносит согласные. Если ребенок делает это охотно, можно начать произносить простые открытые слоги: ма, мо, му, мы и т. д.

Например: ребенок несколько раз произнесет звук К, взрослый делает паузу, а потом говорит: «Коза». Затем повторяет слово по слогам. Проговаривать нужно те согласные звуки, которые ребенок уже успешно повторяет.

«Простые восклицания»

Задачи:

- учить повторять и спонтанно самостоятельно произносить звуки;

- распознавать связь «звук – действие

Оборудование: мяч. В процессе игры с ребенком взрослый роняет мяч и восклицает:

- О-о!

Повторяет эти действия много раз, побуждая воспитанника к звукоподражанию. Если ребенок затрудняется в произнесении восклицания, взрослый придает его рту форму буквы О.

Когда ребенок начал восклицать «О-о!», взрослый бросает ему мяч и хвалит. Если воспитанник самостоятельно произносит звук О, его учат говорить его протяжно (выражение удивления).

Взрослый показывает ребенку любимую игрушку или сладость и восклицает: «О-о-о!» Если ребенок повторяет восклицание, он получает поощрение.

Когда ребенок овладеет обоими восклицаниями, создается ситуация, в которой он сможет их применить. Так, в течение дня взрослый роняет предметы и наблюдает за тем, произносит ли ребенок звук О. Если воспитанник произносит какой-нибудь другой звук, взрослый повторяет его несколько раз, и возвращается к звуку О.

«Члены семьи»

Задачи:

- развивать речевые способности и коммуникацию.

Оборудование: фотографии членов семьи, домашних животных. Взрослый показывает ребенку фотографию с изображением члена семьи и произносит: «Мама. Это мама. Кто это? Это…»

Ребенок дополняет предложение. Если он затрудняется, взрослый обращает внимание на артикуляцию, медленно повторяя слово. Затем помогает ребенку произнести его, помогая поставить губы в необходимое положение. Необходимо повторять движения, пока воспитанник не назовет слово как минимум пять раз.

Аналогичная работа проводится с другими фотографиями. Затем взрослый показывает фотографии в известной ребенку и в произвольной последовательности. Когда ребенок пять раз правильно назовет фотографии, указывают на реального человека и повторяют вопрос: «Кто это?»

В течение дня взрослый спрашивает имя человека, которого видит ребенок.

«Совместное пение»

Задачи

- развивать артикуляцию и просодические компоненты речи ребенка. Сядьте с ребенком на пол и спойте ему простую песенку. Сопровождайте ее жестами и следите за частым изменением высоты тона, чтобы он научился отличать пение от разговора. Движениями и жестами покажите ему, что пение приносит Вам много радости. Спойте, например, «Ладушки, ладушки» и хлопайте при этом в ладоши. Возьмите руку ребенка, чтобы он хлопал вместе с Вами. Когда ребенок начнет повторять Ваши движения, прервите песню и коснитесь его губ, чтобы пробудить его к дальнейшему пению. Следите, чтобы он смотрел на Ваш рот, когда Вы произносите звуки четкими движениями рта. Можете также попытаться своими руками помочь ребенку.

Сначала за каждую попытку петь вместе поощряйте ребенка. Постепенно ожидайте от него выразительной реакции. Когда привыкнет к совместному пению, приучайте соблюдать мелодию и изменяющуюся силу звука.

«Слова, обозначающие действия»

Задачи:

- учить усваивать понятия, обозначающие действия, и расширять языковые, выразительные возможности.

Оборудование: картинки с изображением людей, выполняющих повседневные действия. Взрослый садится напротив ребенка и показывает картинку, на которой человек выполняет хорошо различимое известное действие (например, изображение бегущего человека).

Взрослый произносит: «Смотри, человек бежит!» При этом он подчеркивает слово, выражающее действие, чтобы ребенок заметил, о чем идет речь. Повторяет предложение «Человек бежит» много раз, подчеркивая глагол. Затем спрашивает: «Что делает человек?» Если ребенок попытается сказать «бежит» или «бежать», взрослый его сразу поощряет.

Для начала используются слова-действия: «сидеть», «спать», «бежать», «прыгать». Взрослый следит за тем, чтобы ребенок проговаривал нужное слово. В течение дня используется любая возможность для закрепления слов, выражающих действие. Например, если ребенок бегает, взрослый спрашивает: «Что ты делаешь?» или «Тебе нравится бегать?» Если перед домом идет человек, он показывает на него и задает вопрос : «Что делает человек?»

Сначала работа проводится лишь с двумя-тремя словами, которые ребенок изучил ранее. Так закрепляется словарный запас.

«Произнеси слова»

Задачи:

- учить произносить осмысленные слова.

Оборудование: мяч, кукла. Сначала работа проводится со словами, состоящими из одного-двух слогов, звучащих идентично («мама», «папа», «баба»). Выбирают слова с простыми начальными звуками, которые уже знакомы ребенку: М, П, Б и т. д.

Взрослый сажает ребенка на колени лицом к себе. Показывает на себя и говорит: «Мама!» Берет руку ребенка, подводит ее к своему лицу и повторяет слово «мама». Поощряется каждая попытка произнести слово. Аналогично проводится работа с другими словами (мяч, кукла). При их произнесении показывается соответствующий предмет, чтобы ребенок мог соотнести слова с объектом.

«Покажи нужный предмет»

Задачи:

- расширять словарный запас;

- улучшать выразительность речи.

Оборудование: три пары предметов домашнего обихода, хорошо знакомые ребенку. Ребенок знает, что должен использовать речь, чтобы получить предмет, который ему нравится. Он выбирает из двух предметов тот, который хотел бы получить. Взрослый и ребенок садятся напротив друг друга за стол, на котором лежат два предмета: один из них представляет интерес, а другой – не имеет значения (например, игрушечный автомобиль и крышка кастрюли).

Взрослый рукой ребенка касается каждого предмета и называет его медленно и четко. Нужно, чтобы ребенок их потрогал. Так ему будет легче связать название с объектом.

Взрослый удерживает руки ребенка и спрашивает: «Что бы ты хотел?» Малыш должен понять, что ничего не получит, если не выразит свое желание словами. Если он произнесет «машина» или подобно звучащее слово, взрослый хвалит его и дает поиграть с машинкой пару минут.

Эти действия повторяются с другими предметами. Нужно обращать внимание на то, какие предметы ребенок называет быстрее, начинаются ли они со звуков, которые ему легче произносить: п,б,м,н,д,к,т.

«Кому принадлежит предмет?»

Задачи:

- формировать выразительность речи;

- учить употреблять существительные в родительном падеже.

Оборудование: предметы, которые легко распознать по их принадлежности членам семьи (ботинки отца, платье мамы, игрушка брата). Взрослый садится с ребенком за стол, на котором лежат четыре предмета. Он поднимает каждый и говорит: «Папины ботинки, Сашина машина…». Затем просит ребенка показать их и произносит: «Дай мне папины ботинки!»

Такая работа проводится со всеми предметами. Затем взрослый спрашивает: «Чьи это ботинки?», и если ребенок медлит с ответом, называет первый слог или звук в слове. Взрослый хвалит малыша, если он пытается назвать предмет правильно. Не следует ожидать, что ребенок сразу скажет: «Папины ботинки». Приемлемый ответ: «Папа ботинки». Взрослый повторяет правильный вариант ответа.

«Большой и маленький»

Задачи:

- учить использовать слова, обозначающие свойства и размер.

Оборудование: два одинаковых предмета различной величины, например, кубики и бусины. На столе лежат два кубика различной величины. Взрослый говорит:

- Дай мне большой кубик. –

Ребенок выполняет задание. Взрослый:

- Хорошо, это большой. Еще раз посмотри на большой кубик и скажи сам…

За каждую попытку ответить взрослый хвалит ребенка. Нужно добиться, чтобы воспитанник самостоятельно произносил слово, обозначающее величину.

«Где находится предмет?»

Задачи:

- учить понимать предлоги под и над.

Оборудование: три чашки, сладости. Взрослый садится за стол напротив ребенка и показывает сладости. Часть их спрятана под опрокинутой чашкой, пусть малыш возьмет их. Ребенок должен привыкнуть к этому процессу: совершать действия несколько раз. Часть сладостей взрослый кладет на чашку и просит воспитанника взять их.

Когда малыш начнет искать сладости на чашке и под ней, взрослый начинает произносить фразы с предлогами на и под. Он показывает ребенку конфету, кладет ее под чашку (на чашку) и говорит: «Смотри под чашкой (на чашке)». Эти действия повторяются несколько раз.

Взрослый стимулирует ребенка к произнесению предлогов: не позволяет взять сладость, пока тот не скажет, где он находится. Губами показывает, как произнести данное слово и, если необходимо, касается пальцами губ ребенка. Постепенно взрослый приучает ребенка говорить осознанно и обращать внимание на произношение.

«Описание предмета»

Задачи:

- учить составлять простые предложения из двух-трех слов.

Оборудование: большой лист картона, изображения людей, которые что-то делают (например, идут, бегут, спят). На столе перед ребенком лежит лист картона с начерченной посередине горизонтальной линией. Слева вверху надпись: «Что он (она) делает?» Это ориентир для взрослых с целью правильного использования картинок (их размещения во время выполнения игровых упражнений). Используются изображения людей, выполняющих какое-то действие (три одинаковых картинки). Взрослый показывает рисунок и говорит, что делает человек: «Посмотри – мальчик бежит!» Затем кладет картинку на лист картона.

Далее взрослый показывает еще одну картинку с изображением бегущего человека и спрашивает: «Кто?» Он стимулирует ребенка к ответу: «Мальчик (девочка, мужчина, женщина)» и т. д. Взрослый кладет рисунок в левый верхний угол листа картона.

Если малыш не отвечает, взрослый привлекает его внимание к первому рисунку, повторяет предложение: «Мужчина бежит» и показывает второй рисунок, говоря: «Кто? Мужчина».

Затем взрослый показывает еще один такой же рисунок и кладет справа на лист картона. Спрашивает ребенка: «Что он делает?» Взрослый стимулирует ребенка к ответу предложением.

Важно, чтобы изображенные на рисунке действия были известны ребенку, и можно различить пол человека.

«Ответы на простые вопросы»

Задачи:

- учить вести беседу.

Оборудование: предметные картинки, бусины, чашка. Взрослый ставит чашку на стол, кладет три бусины и садится напротив ребенка. Задает малышу три вопроса по теме, затрагивающие его интересы и деятельность, на которые он может ответить. Например: «Как нам пройти в магазин?», «Что мы купим в магазине?», «Что мы сделаем с вещами, которые купим в магазине?» Если ребенок даст правильный ответ на один вопрос, взрослый кладет в чашку бусину и хвалит ребенка.

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для развития речи детейИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группеИгровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группе «Отвечай быстро» Употребление существительного в родительном падеже с предлогом «У»; согласование прилагательного с существительным в роде.

Игровые упражнения для развития слоговой структуры словаИгровые упражнения для развития слоговой структуры слова В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделяется категория детей с общим недоразвитием.

Игровые упражнения по развитию речи с использованием картинок для среднего дошкольного возрастаИгровые упражнения по развитию речи с использованием картинок для среднего дошкольного возраста В ходе игр по картинкам у детей совершенствуется речь и они учатся правильно строить речевые высказывания. В начале четвёртого года жизни.

Игры и игровые упражнения для развития смыслового чтения младших школьников ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Развитие восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности,.

Игры и упражнения для развития речи дошкольниковИгры и упражнения для развития речи дошкольников "Кто кем был или что чем было" (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.

Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые упражнения для развития речи у неговорящих детей
Опубликовано: 6 декабря 2023 в 13:51
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД