Лучший педагог года

Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников

Прасковья Сергеевна Давыдова
Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

студентка Давыдова Прасковья Сергеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо - Восточный федеральный университет

имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

Аннотация. В статье рассматривается, как использование игровых технологий в современном образовательном процессе способствует формированию универсальных учебных действий.

Публикация «Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников» размещена в разделах

Ключевые слова: игровые технологии, формирование универсальных учебных действий.

Введение. В настоящее время при реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования основное внимание исследователей направлено к проблеме формирования универсальных учебных действий школьников.

В связи с этим формирование универсальных учебных действий определяется как одно из основных направлений в образовании. Д. С. Елисеева считает, что «на данный момент, несмотря на большое количество научных исследований, посвященных учебно-познавательной деятельности, способам ее формирования, подходам к развитию общеучебных умений и навыков. Тем не менее, большинство учителей испытывают трудности при внедрении нового в образовательных целях, они продолжают опираться на традиционные способы формирования знаний, умений и навыков».

Сущность универсальных учебных действий и способы их формирования отражены в концептуальных положениях, разработанных авторами: А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, О. А. Карабановой, И. А. Володарской.

Игровые технологии играют огромную роль в формировании УУД в начальной школе. С. А. Аксючиц, Т. Н. Серегина определяют «игру» как «вид деятельности в определенных условиях, который направлен на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором развивается и совершенствуется самоуправление поведением».

Изложение основного материала статьи. Определение «игровые технологии» содержит довольно обширную категорию способов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр в целом, педагогическая игра обладает значимым показателем — отчетливо установленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в определенном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Применение игр в современном образовательном процессе активизирует деятельность школьника, формирует познавательную активность, внимание, наблюдательность, мышление, память, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.

При игровых формах занятий на уроках создается определенные приемы и ситуации, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.

Можно использовать основные направления реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий :

— перед обучающимися в форме игровой задачи ставится дидактическая цель;

— правилам игры подчиняется учебная деятельность;

— в качестве средства используется учебный материал, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

— с игровым результатом связывается успешное выполнение дидактического задания.

На уроках при использовании игровых технологий необходимо соблюдать условия:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для обучающихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий :

1) ролевые игры на уроке;

2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок — соревнование, урок — конкурс, урок — путешествие, урок — КВН);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т. д.);

4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5) различные виды внеклассной работы (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т. п., которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Личностные УУД развиваются при участии обучающихся в дидактических играх, которые способствуют их самоутверждению, развивают стремление к успеху, настойчивость, разные мотивационные качества, сдержанность.

Регулятивные УУД способствуют критически оценивать собственные знания в действии, приводить их в систему, совершенствовать мышление, осознать способы самоконтроля и самооценки.

Познавательные УУД развиваются на основе использования игр, содержание которых связано с предметными областями. Они способствуют расширению кругозора, познавательной деятельности, формированию определенных умений и навыков.

Коммуникативные УУД развиваются при использовании игровых технологий на основе организации взаимодействия участников друг с другом, которые способствуют воспитанию самостоятельности, формированию нравственных, эстетических позиций. Игровые технологии формируют навыки сотрудничества: умение уступать и убеждать, умение договариваться, способность брать на себя инициативу, осуществлять взаимную помощь, приходить к компромиссному решению проблемы.

Вывод. Таким образом, игровые технологии формируют познавательные УУД (сравнивать, искать хитроумные решения, находить закономерности); личностные УУД (фантазировать, проявлять интерес к окружающему миру, к себе, ориентировать на моральные нормы); регулятивные УУД (планировать, оценивать правильность выполнения действий); коммуникативные УУД (умение слышать, слушать, понимать партнера, выполнять согласованно совместные дела, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, правильно выражать свои мысли).

Для формирования УУД игровые технологии необходимо использовать на различных уроках в начальной школе : урок «открытия» новых знаний, урок закрепления пройденного материала, интегрированный, комбинированный уроки. Игру или игровой момент можно провести на различных этапах урока по разным предметам. Игровые технологии можно применять для самостоятельной работы, организации познавательной деятельности обучающихся, использовать для закрепления контроля знаний, для организации групповой и индивидуальной работы.

Использование игровых технологий в обучении делает процесс познания наиболее доступным и увлекательным, а усвоение знаний более качественным и прочным.

Список использованной литературы

1. Аксючиц с. А., Серегина Т. Н. Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий учащихся. Материалы Шестых Международных научных чтений «Калуга на литературной карте России». Калуга: Издательство Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского, 2018. —С. 162–169.

2. Асмолов, А. Г., Бурменская, Г. В., Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. —М. : Просвещение, 2011. — 152 с.

3. Елисеева, Д. С. Возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. [Текст] / Д. С. Елисеева. — Уфа: Лето, 2013. —С. 91–94.

4. Карабанова, О. А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны? [Текст] / О. A. Карабанова. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2010.— № 2.—С. 11–12.

5. Осмоловская, И. М., Петрова, Л. Н. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов [Текст] / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. — 2012.— № 10.—С. 6–12.

6. Пидкасистый П. И. Технология игры в обучении и развитии [Текст] / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. — М. : РПА, 2010. —С. 80.

Публикации по теме:

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Игровые технологииИгровые технологии Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира.

Игровые технологии по теме «Корова»Игровые технологии по теме «Корова» 1. Театрализация песни «Кто пасется на лугу.» (см. видео)-"Далеко,далеко на лугу пасутся ко. " 2. Беседа с детьми по плану с использованием.

Игровые технологии по теме «Коза»Игровые технологии по теме «Коза» Одной из форм организованной образовательной деятельности является педагогическая игра. Она вовлекает дошкольника в активную работу,развивает.

Игровые технологии по теме «Мышка-норушка»Игровые технологии по теме «Мышка-норушка» Не первый год живёт в Математическом уголке свинка Ненила (уверена,что не только у нас), подкармливаем периодически желудями, тыквенными.

Игровые технологии по теме «Пчела»Игровые технологии по теме «Пчела» Игровое упражнение " Пчёлки на лугу ". - Ты куда спешишь, пчела? - Извините, ждут дела! Каждый луговой цветочек Ждёт меня с утра до ночи.

Игры и игровые упражнения для развития смыслового чтения младших школьников ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Развитие восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности,.

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Объединение «Мастерская театра для школьников» как средство социализации школьниковОбъединение «Мастерская театра для школьников» как средство социализации школьников Проект:Объединение «Мастерская театра для школьников», как средство социализации школьников. Объединение «Мастерская театра для школьников».

Библиотека изображений:

Публикация Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Прасковья Сергеевна Давыдова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников
Опубликовано: 19 апреля 2023 в 03:30
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД