Папки-передвижки

Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ

Айнура Раджабова
Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ

Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы

личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Обучение в форме игры

может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.

Для реализации такого подхода необходимо, чтобы игровые образовательные технологии,

разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную

систему игровых заданий и различных игр. Это необходимо для того чтобы, используя эту систему,

Публикация «Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах

педагог мог быть уверенным, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения

ребенком того или иного предметного содержания.

Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом

технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме

различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору,

разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры;

подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Концептуальные основы игровой технологии :

1. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и

ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к

деятельности.

2. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности -

дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность

подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное

выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

3. Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую

общим содержанием, сюжетом, персонажем.

4. В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из

интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал

должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения

учебного материала.

Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для

формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования

дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Её задачи:

1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за

счёт собственной активности ребёнка.

2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим

требованиям:

1. Технологическая схема - описание технологического процесса с разделением на логически

взаимосвязанные функциональные элементы.

2. Научная база - опора на определённую научную концепцию достижения образовательных

целей.

3. Системность - технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.

4. Управляемость - предполагается возможность целеполагания, планирования процесса

обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции

результатов.

5. Эффективность - должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть

эффективной по результатам и оптимальной по затратам.

6. Воспроизводимость - применение в других образовательных учреждениях.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной

работы детского сада и решением его основных задач.

Игровые технологии, дают ребё нку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли;

быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение

познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных

условиях».

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что

при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации

творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:

- знания методики игровой деятельности;

- профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;

- учёта возрастных и индивидуальных возможностей.

На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть

использована: для освоения темы или содержания изучаемого материала; в качестве занятия или его

части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как часть образовательной

программы, формируемой коллективом ДОУ.

Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководство педагога при

организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:

- выбор игры - зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен

выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к

игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей - происходит

естественная подмена мотивов с учебных на игровые);

- предложение игры - создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные

игровые задачи : правила и техника действий);

- объяснение игры - кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;

- игровое оборудование - должно максимально соответствовать содержанию игры и всем

требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;

- организация игрового коллектива - игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый

ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в

зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.

- развитие игровой ситуации - основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы

при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы;

взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

- окончание игры - анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в

реальной жизни.

Главный признак педагогической игры в игровой технологии - чётко поставленная цель обучения и

соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной

направленностью.

Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:

1. По виду деятельности - двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д. ;

2. По характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, контролирующие,

познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

3. По характеру игровой методики - игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по

ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в

зависимости от её хода.

4. По содержанию - музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.

5. По игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые,

режиссёрские и т. д.

Главный компонент игровой технологии - непосредственное и систематическое общение педагога и

детей.

Её значение:

- активизирует воспитанников;

- повышает познавательный интерес;

- вызывает эмоциональный подъём;

- способствует развитию творчества;

- максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или

упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке,

в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей.

Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает

опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче

усваивают материал любой сложности.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС Охрана здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать.

Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессеИгровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе. Игровая деятельность – ведущая у дошкольников, именно через игру.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.

Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей.

Применение социальных Интернет-сервисов Веб 2.0 в образовательном процессе Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться своей новостью. В настоящее время прохожу курсы «Применение социальных Интернет-сервисов.

Метеостанция в детском саду. Использование в образовательном процессеМетеостанция в детском саду. Использование в образовательном процессе Порой нам, взрослым интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть,как изменяется небо перед дождем, чувствовать как усиливается ветер.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Айнура Раджабова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ
Опубликовано: 26 ноября 2020 в 11:03
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД