Получи документы

Проект «Игровая студия «Солнечные лучики»

Елена Дудина
Проект «Игровая студия «Солнечные лучики»

1. Проблема, на решение которой направлен проект.

Игра – ведущая деятельность дошкольника, в которой складывается его познавательный и социальный опыт, формируются базовые компетентности: в условных обстоятельствах и в обобщенной форме ребенок открывает окружающий его мир, овладевает смыслом человеческой деятельности и взаимоотношений между людьми.

Игра – универсальный способ жизнедеятельности ребенка. Игра является непременным атрибутом педагогики, ее образцы передавались самым маленьким детям из поколения в поколение через взрослых и старших детей. Игра – одно из самых важных средств познания окружающего мира, это сложная внутренне мотивированная, но в то же время, легкая и радостная для ребенка деятельность. В ней закладываются основы творчества, она способствует развитию эмоционально-волевой сферы ребенка, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно – образного мышления, воображения и речи. Дети с хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом, лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся.

Публикация «Проект „Игровая студия „Солнечные лучики“» размещена в разделах

Игра обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, т. к. в ней ребенок может через игровые действия неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания, дает особое ощущение всесилия и свободы.

Сегодня, к сожалению, игра, как вид основной деятельности детей в дошкольном учреждении, проявляется не полностью. Стремясь удовлетворить социальный запрос родителей и образовательные стандарты, предъявляемые государством, акцент в детских садах смещен на интеллектуальное развитие, то есть большее внимание уделяется занятиям, а не качественной организации игровой деятельности. Следовательно, у детей остается мало возможностей для приобретения полноценного игрового опыта.

Необходимо отметить, что современными психологами и педагогами доказано, что именно через игру у ребенка закладывается определенный социальный опыт, в том числе, формируются гендерные особенности восприятия себя и другого пола. А это значит, что, став взрослым, он избежит многих неприятностей, с которыми не могут справиться даже самые образованные, но своевременно не социализированные люди.

В пункте 2.7. ФГОС ДО определены особенности развития игровой деятельности ребенка: - для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками).

Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирование социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 ФГОС ДО) : ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Игра имеет самое непосредственное отношение к подготовке детей к школе: только желание стать взрослым делает ребенка способным к освоению нового вида деятельности. Согласно Концепции организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе игровая деятельность должна является преобладающим элементом содержания и организации образования детей дошкольного возраста. В целях, создания условий достижения современного качества дошкольного образования, необходим пересмотр содержания и форм общения воспитателя с детьми.

Современные родители часто игнорируют роль игры, недооценивают её. Взрослые смотрят на ребенка, не учитывая детской позиции, детских ценностей, детского миропонимания, они ценят в ребенке «взрослые» достижения. Хотят, чтобы ребенок пытливо и бесстрастно изучал мир и был максимально серьезен. Часто взрослые усматривают в игре баловство и это самый вредный стереотип, губительно сказывающийся на всем развитии. Бедный игровой опыт не позволяет ребенку полноценно играть. Необходимо взаимодействовать с родителями, чтобы они оценили роль и значение игры в жизни ребенка.

Таким образом, мы выделяем следующие проблемы, на решение которых направлен наш проект :

1. Дефицит игрового опыта, типичность предлагаемых игровых сюжетов.

2. По определению ООН именно гендерные отношения являются одной из глобальных проблем XXI века.

3. Отсутствие в программах дошкольного образования гендерного аспекта.

4. Недооценка родителями и педагогами значения игровой деятельности для детей дошкольного возраста.

2. Концептуальные основы проекта, прогнозируемый результат.

Игра, это арена детских успехов и достижений.

Игра - доступная и привлекательная для ребенка деятельность. Она способствует сохранению его душевного равновесия, дает ощущение психологического комфорта, доставляет радость и удовольствие. Игра наполняет жизнь ребенка интересной, содержательной деятельностью, помогает изучать окружающий мир, делает первые открытия.

А. М. Горький говорил, что «Игра-это путь детей к познанию мира, в котором они живут».

Действительно, маленький ребенок - очень любознательное существо, он хочет активно участвовать в жизни взрослых людей и делать все так же, как делают они. Игра удовлетворяет потребность ребенка в активной самостоятельной деятельности, в игре ему доступно то, что еще недоступно в действительности, он может построить дом, сварить обед, летать на самолете, лечить больных.

В детском саду необходимо обеспечить единый процесс социализации и индивидуализации личности дошкольника через эмоциональное принятия ребенком себя, своей самоценности и своей связи с социальным миром. Процесс социализации разворачивается как путь активного вхождения ребенка в культуру, присвоения доступного содержания, культурно-исторического опыта в субъектной роли в разных видах детской деятельности, общения и познания. Социализация не исчерпывается адаптацией к социальной среде, а является творческим самовыражением, самореализацией личности в процессе индивидуальной деятельности и взаимодействия с людьми.

Анализ используемых в детских садах образовательных программ показал отсутствие учета гендерных особенностей дошкольников в воспитательном процессе, что по мнению исследователей (С. А. Марутян, Н. В. Плисенко, Т. А. Репиной, Л. Г. Таранниковой, С. В. Шаповаловой и др.) приводит к отсутствию у детей специфических черт характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки – нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов.

Гендер - дисциплина исследующая то, чем отличаются и в чем схожи мальчики и девочки, мужчины и женщины, то как представители обоего пола, говорят, как ведут себя, как относятся друг к другу.

Современные авторы (А. В. Градусова, В. А. Кудрявцева, Т. А. Репина и др.) справедливо отмечают, что женщину в девочке, так же как мужчину в мальчике следует формировать в дошкольном возрасте, не отделяя этот процесс от общего нравственного воспитания, т. к. именно в возрасте с 4 до 6 лет у детей формируется гендерная устойчивость.

Нейропсихологи, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении. Большую роль в эмоциональном и социальном развитии ребенка играют не только родители, но и сверстники.

Исходя из вышеизложенного, основная стратегия проекта – сотрудничество с семьей

Миссия нашего проекта – соответствует миссии детского сада, определенной в программе развития, и заключается в помощи семье в воспитании саморазвивающейся личности, способной быть успешной в семье и деловой жизни на основе раскрытия своего гендерного потенциала.

Цель проекта – создание семейной игровой студии для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Создать предметно-развивающую среду, учитывающей гендерные особенности дошкольников, для организации игровой студии

2. Обеспечить условия для партнерского взаимодействия с семьей

3. Организовать игровую деятельность в рамках игровой студии с учетом гендерных особенностей детей

4. Интегрировать деятельность игровой студии и повседневную жизнедеятельность группы

Критерии эффективности проекта :

- умение организовать свое свободное время с использованием игр

- трансляция опыта организации игр в детское сообщество и семью

- успешная полоролевая социализация, развитие личностных гендерных черт

- умение управлять эмоциями и чувствами

- выстраивание эффективных и адекватных форм взаимодействия с детьми и взрослыми

- повышение уровня общего психического развития

Критерии измерения результатов

- Развитие личностных гендерных черт

- Высокая адекватная самооценка

- Уровень управления и выражения эмоций

- Сформированность основных навыков общения

Категории участников проекта Результаты проекта

Воспитанники Наличие полифункционального игрового материала

Успешная полоролевая социализация

Повышение самооценки

Возможность свободы проявления эмоций и чувств

Умение взаимодействовать с детьми и взрослыми

Педагоги Повышение уровня компетентности

Овладение технологиями организации сюжетно-ролевой игры в разновозрастной группе

Укрепление взаимоотношений с детьми и родителями

Тиражирование опыта и возможность использования разработанной технологии

Родители Повышение уровня компетентности

Формирование детско - родительских взаимоотношений через установление равных отношений с ребенком, преодоление своей авторитарной позиции, проявление творческих способностей в изобретении новых сюжетов игр, ролей.

Детский сад Обогащение предметно-развивающей среды

Технология деятельности игровой студии

Возможность тиражирования результатов деятельности по проекту

3. Описание проекта : стратегия и механизм достижения поставленных целей.

Реализация проекта происходит в три этапа.

Подготовительный этап:

Задачи Методы и технологии Кто осуществляет деятельность Адресат деятельности Используемые ресурсы

Создание предметно-развивающей среды, учитывающей гендерные особенности дошкольников, для организации игровой студии

Анализ существующей предметно-развивающей среды

Обогащение предметно-развивающей среды группы материалом для организации сюжетно-ролевой игры

Воспитатели Среда группы Педагоги группы,

Материал для сюжетно-ролевых игр

Литература по сюжетно-ролевой игре, гендерным особенностям детей, по организации предметно-развивающей среды

Обеспечение условий для партнерского взаимодействия с семьей Организация просветительской работы с родителями

Анкетирование Воспитатели Родители Помещение группы

Подбор литературы по теме проекта

Основной этап

Задачи Методы и технологии Кто осуществляет деятельность Адресат деятельности Используемые ресурсы

Организация игровой деятельности в рамках игровой студии с учетом гендерных особенностей детей

Игровая технология

Сказкотерапия

Конструирование

Изобразительная деятельность

Групповая работа Воспитатели Дети

Родители Игровая программа студии «Солнечные лучики»

Помещение группы

Заключительный этап

Задачи Методы и технологии Кто осуществляет деятельность Адресат деятельности Используемые ресурсы

Интеграция деятельности игровой студии в повседневную жизнедеятельность группы

Игровая технология

Сказкотерапия

Конструирование

Изобразительная деятельность

Групповая работа Воспитатели

Дети Дети, воспитатели, родители Игровая программа студии «Солнечные лучики»

Помещение группы

4. План-график работ.

п/п Мероприятия Сроки Результат Ответственные

Подготовительный этап

1 Изучение литературы по теме проекта Апрель Систематизация опыта по игровой деятельности Воспитатели

2 Анализ игровой деятельности в ДОУ Май Выявление актуальных задач развития игровой деятельности в ДОУ Воспитатели

3 Написание игровой программы Июнь - июль Игровая программа Воспитатели

4 Создание картотеки игр Июнь - июль Картотека сюжетно-ролевых игр Воспитатели

Основной этап

1 Игра «Строим замок «Рыцарей и Принцесс».

Цель: разработка поли - функционального игрового материала для организации игровой деятельности по проекту

Игра проводится в два этапа:

1. Участвуют мальчики и папы – создание макета замка Рыцарей и Принцесс

2. 2. Участвуют девочки и мамы – обустройство замка Рыцарей и Принцесс сентябрь - Макет замка Рыцарей и Принцесс

- умение управлять эмоциями и чувствами

- выстраивание эффективных и адекватных форм взаимодействия с детьми и взрослыми

- повышение уровня общего психического развития

Воспитатели

2 Игра «Жители замка «Рыцарей и Принцесс».

Цель: полуролевая социализация, развитие личностных гендерных черт дошкольников Октябрь - наполнение макета замка игровыми атрибутами

- умение управлять эмоциями и чувствами

- выстраивание эффективных и адекватных форм взаимодействия с детьми и взрослыми

- повышение уровня общего психического развития

Воспитатели

3 Игра «Рыцари и Принцессы собирают друзей»

Цели: - трансляция опыта организации игр в детское сообщество и семью

Ноябрь - умение организовать свое свободное время с использованием игр

Воспитатели

Заключительный этап

1 Подведение итогов, корректировка результатов деятельности по проекту, внедрение опыта декабрь Итоговые диагностики по проекту

Описание опыта по проекту Воспитатели

5. Распространение результатов.

Категории потребителей Механизмы трансляции опыта

Методисты, воспитатели ДОУ - Семинары – практикумы

- опыт работы по проекту

- индивидуальные консультации

Родительская общественность

Педагоги дополнительного образования

Публикации по теме:

Детский мастер-класс по ручному труду «Весёлые солнечные лучики»Детский мастер-класс по ручному труду «Весёлые солнечные лучики» Материал для выполнения мастер – класса: клеевой карандаш, ножницы, простой карандаш, шаблон изображения контура девочки, распечатки.

НОД по ручному труду «Весна и весёлые солнечные лучики»НОД по ручному труду «Весна и весёлые солнечные лучики» Цель: - воспитывать у детей интерес к художественному творчеству, ручному труду; - создавать для детей все необходимые условия для развития.

Фотоотчет о проведении квест-игры «Солнечные лучики» в старшей группеФотоотчет о проведении квест-игры «Солнечные лучики» в старшей группе Фотоотчет о проведении квест-игры «Солнечные лучики» в старшей группе Анжела Сорокина 1 июня все мы праздновали День Защиты детей. В этот.

Весенний утренник для детей раннего возраста «Солнечные лучики»Весенний утренник для детей раннего возраста «Солнечные лучики» После долгой зимы наступило чудесное время года - весна. Именно с приходом весны просыпается природа после сна: ярко светит тёплое лучистое.

Фотоотчёт о весеннем празднике для малышей «Весна и её волшебные солнечные лучики»Фотоотчёт о весеннем празднике для малышей «Весна и её волшебные солнечные лучики» *** В гости к малышам пришла красавица Весна и принесла волшебную корзину с солнечными лучиками. " Я –волшебница Весна Я луга, и лес,.

Индивидуальный детский проект «Лучики-руки солнца»Индивидуальный детский проект «Лучики-руки солнца» И снова здравствуйте дорогие коллеги. Сегодня я хочу предоставить новую публикацию, в которой вы продолжите знакомство с проектами детей.

Сценарий утренника к 8 Марта «Весна и её солнечные лучики» для младшей группы ДОУ Сценарий праздника 8 марта «Весна и её лучики» для младшей группы ДОУ Ход мероприятия:Ведущий: Здравствуйте, дорогие наши малыши. Вот и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Игровая студия «Солнечные лучики»
Опубликовано: 14 декабря 2023 в 14:25
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД