Лучший педагог года

Игровая среда современного детского сада

Ботвина Татьяна Витальевна
Игровая среда современного детского сада

Т. В. Ботвина

МБДОУ «Детский сад № 26 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

ИГРОВАЯ СРЕДА СОВРЕМЕННОГО ДЕТСТВА

Игровая среда ребенка в стремительно меняющемся мире становится все более значимым фактором интеллектуального, нравственного и духовного развития будущего поколения.

Игровая среда, как любая развивающая среда не может быть построена окончательно. Завтра она уже перестанет стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его.

Публикация «Игровая среда современного детского сада» размещена в разделах

На сегодняшний день наметился принцип выбора родителями игрушек - взрослые хотят получить в магазине развивающую игрушку для своего ребенка, чтобы она не только развивала мыслительные процессы, память, внимание и т. д., но и одновременно полностью заменяла сотоварища ребенку по играм. Производители игрушек успешно пользуются такими запросами общества, во всех инструкциях можно встретить перечисление развивающих свойств игрушки. Получается, что игрушки для игры переориентированы в игрушки для развития.

Происходит замена традиционных игрушек совершенно новыми, невиданными ранее – трансформеры, куклы LOL, Монстер Хай, Фёрби, и т. д. В большинстве случаев игрушки покупаются стихийно. Родители очень часто покупают игрушки детям, тем самым перенасыщают игровую среду ребенка, что ведет к небрежному обращению к игрушкам, неумению выстраивать игровые сюжеты, неумению ориентироваться среди многообразия предметного игрового мира.

Содержание и формы игрушки находятся в непосредственной связи с социальным строем общества, с уровнем его культуры. К сожалению, большинство современных игрушек, продаваемых в магазинах, представляют собой другую культуру, которая не характерна для русского менталитета. Игровая среда современных детей формируется зарубежными производителями

Часто игровая среда ребенка воплощает недоигранные в детстве фантазии самих родителей, пытается развивать, а иногда и подменять живое общение. Она переполнена игровыми предметами и не всегда оставляет место для самой игры.

У современных детей наблюдается рост числа игр, содержащих насилие. Происходит это из-за того, что игровая среда ребенка часто сама по себе бывает агрессивна. Агрессивные игрушки ориентируют на проявление гордыни, тщеславия, ложного героизма, поощряют страсть к наживе, культивируют обман, злобу.

Особый вид игрового материала составляют настольные игры: Лего, лото, Хали-Гали, Добль, Дженга и др. Случается, что родители приобретают настольные игры, не считаясь с тем, что обозначенный в инструкции возраст значительно выше возраста их ребенка. Родители, покупая игру «на вырост», не развивают, о наоборот, отбивают желание ребенка играть. В результате ребенок начинает относиться к играм как к чему-то трудному и неинтересному.

В магазинах можно часто встретить звучащие и музыкальные игрушки: погремушка, барабан, ксилофон, металлофон, свистульки, бубен и т. д. Их назначение – способствовать развитию музыкальных способностей: слуха, ритма. Очень важно, приобретая такую игрушку, проверить, как она звучит, так как часто на прилавках лежат фальшиво звучащие игрушки, которые принесут ребенку только вред.

Технический прогресс современности не обошел и область детства. Например, малыша вполне устраивает телефон, где он, набрав номер и нажав кнопку, слышит звонок. Желание услышать звонок стимулирует его действия, вызывает радость. Многие педагоги видят ценность игрушечного телефона в том, что он способствует развитию детской фантазии, речи. Бесспорно, игрушка имеет значение для развития речи и воображения детей. Но уже в возрасте 4-х лет ребенок испытывает недовольство от такого телефона. В его представлении телефон должен звонить после набора номера и кто-то обязательно должен взять трубку на том конце. Вероятно, игрушечный телефон для детей разного возраста не должен быть одинаковым. Игрушка должна непременно изменяться, усложняться, опережать опыт ребенка, ставить перед ним задачу.

В игре возникает необходимость в домиках и других сооружениях – больница, автомобиль или самолет. Большой популярностью сейчас пользуются готовые покупные домики и палатки. Поначалу дети с удовольствием сидят в таком домике, а потом зачастую из-за невозможности преобразовать его под конкретные нужды домик превращается в заброшенную ненужную мебель.

Играть для ребенка не значит развлекаться. Это важное средство познания, освоения окружающего мира и осознание, утверждение себя в мире. Игра - это та деятельность, которая ведет за собой все развитие ребенка. Главный признак игры – самостоятельный выбор и развитие сюжета, свободный переход от одного сюжета к другому. Направлять игру могут идеи из жизни, книг, видео и ненавязчивые подсказки взрослых.

Таким образом, можно отметить обстоятельства, которые отражают современную действительность. Огромное количество игрового материала на современном рынке, которое приводит к перенасыщению среды. Но в то же время может чувствоваться недостаток необходимых игровых средств. Кроме того, материалы и игрушки часто подбираются хаотично, без учета особенностей развития ребенка и его возраста, часто из личных предпочтений родителей, причем из «женских» предпочтений, так как в большинстве своем главным ухаживающим взрослым является в семье мать. Взгляды на современную игровую среду сегодня различны, по этому поводу можно долго дискуссировать, но самое главное, чтобы выбранная игрушка способствовала воспитанию в ребенке положительных качеств, развитию умственных, познавательных способностей, будила любознательность, интерес, бережное отношение к окружающему миру.

Библиографический список

1. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2006. – № 6.

2. Микляева, Н. В. Игровая среда в домашних условиях / Е. А. Решетило, О. Г. Лопатина // Сфера. – 2012. – 128 с.

3. Осорина, М. В. Секретный мир детей в пространстве взрослых // Питер. – 2009. - 304 с.

4. Смирнова, Е. О. Современная детская субкультура // Консультативная психология и психотерапия. – 2015. - №4 (88). С. 25-35

Публикации по теме:

Развивающая среда в подготовительной логопедической группе детского садаРазвивающая среда в подготовительной логопедической группе детского сада Развивающая среда логопедической группы представляет собой- единое образовательно- развивающее пространство. Способствует развитию желания.

Образовательная среда в старшей группе детского садаОбразовательная среда в старшей группе детского сада Образовательная среда в старшей группе д/сада. Цель: Поделиться с коллегами опытом оформления образовательной среды в группе. Образовательная.

Предметно-развивающая среда в старшей группе детского садаПредметно-развивающая среда в старшей группе детского сада В нашей группе развивающая среда оформлена в едином экостиле с использованием экологических природных материалов. При организации оформления.

Предметно-развивающая среда в старших группах детского садаПредметно-развивающая среда в старших группах детского сада Воспитатель Щепкина Т. В Предметно-развивающая среда в д/саду. Среда - развития ребёнка в структуре ФГОС – это комплекс материально-технических,.

Развивающая предметно-пространственная среда на участке детского садаРазвивающая предметно-пространственная среда на участке детского сада В нашей дошкольной образовательной организации каждый педагог старается сделать все возможное, чтобы создать уют, комфорт, обеспечить безопасность.

Развивающая среда на участке детского садаРазвивающая среда на участке детского сада Лето – самая любимая пора детей. Можно целыми днями проводить время на свежем воздухе, что позволит укрепить детский организм. В тоже время.

Развивающая среда на участке детского сада летомРазвивающая среда на участке детского сада летом Летом большую часть времени дети вместе с воспитателями проводят на улице, на территории своего участка. Каждый год мы стараемся пополнить.

Развивающая среда на участке детского сада. МетеостанцияРазвивающая среда на участке детского сада. Метеостанция Добрый день, уважаемые коллеги! В летний период воспитанники детского сада большую часть времени проводят на улице на участке детского сада.

Библиотека изображений:

Публикация Игровая среда современного детского сада (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ботвина Татьяна Витальевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Игровая среда современного детского сада
Опубликовано: 26 октября 2023 в 18:20
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД