МААМ-картинки

Специфика словаря прилагательных у детей с ОНР

Галина Николаевна Игнатьева
Специфика словаря прилагательных у детей с ОНР

Анализ словаря прилагательных показал, что для всех детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов характерно частое употребление ограниченной группы определений. Причем, у детей с ОНР эта группа намного больше. Рост словаря прилагательных у них происходит за счет появления новых слов и более частого употребления уже имеющихся слов в лексиконе.

Дети с ОНР в употреблении прилагательных допускают ряд ошибок:

Публикация «Специфика словаря прилагательных у детей с ОНР» размещена в разделах

1. Недифференцированное определение качеств предметов.

Этот вид ошибок наиболее характерен для речи данной категории ребят. Выделив качество предмета, они испытывают трудности в обозначении его соответствующим словом. Возможно, это связано с тем, что у ребенка эти качества и в восприятии недостаточно дифференцированы. Например, серая шапка названа «черной».

2. Несоподчинение качеств предметов.

Ошибки вызваны тем, что ребенок, ориентируясь не только на более ярко выраженные качества предмета, но и на менее выделяющиеся, при описании не соподчиняет эти качества. Так, серые брюки с коричневым ремнем и белой пряжкой описываются следующим образом: «брюки коричневые, черные, белые».

3. Употребление прилагательных безотносительно к тем качествам, которые

они обозначают.

4. Ошибки персеверативного характера (повторение названного прилагательного для описания других предметов, у которых отсутствует качество, соответствующее данному слову).

По мнению некоторых психологов, существует определенная зависимость между усвоением отдельных слов и сдвигами в познавательном развитии ребенка.

Процесс выполнения заданий на описание предметов, их изображений и представлений о них позволяет говорить о некоторых особенностях в познавательной деятельности детей с ОНР. В частности, обращает на себя внимание неточность и фрагментарность восприятия, недостаточная обобщенность представлений, неполноценность таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, обобщение. Эти дети мало привлекают свой перцептивный опыт к описанию воспринимаемого. Если и используют, то вне связи с воспринимаемым в данный момент. Несмотря на большую конкретность их описания неточны.

Изложенное выше позволяет сделать выводы о специфике словаря этих детей :

- значительное расхождение между величиной активного и пассивного словаря. Небольшая часть слов употребляется необоснованно часто, в то время как остальные имеют низкую частоту употребления. Большинство слов низкой частоты употребления, которые помогают дифференцированно обозначать свойства окружающего мира, в речи отсутствуют.

- неточное, недифференцированное употребление слов; не только сходные, но и отличающиеся по смыслу понятия обозначаются при помощи одного слова;

- недостаточно слов, обозначающих общие понятия, и в то же время мало слов, конкретизирующих эти понятия, раскрывающих суть;

- затруднена активизация словарного запаса;

-зависимость недостаточности словаря от особенностей познавательной

деятельности; неточности восприятия, неполноценности анализа и т. д. Для пополнения и активизации словарного запаса эффективными могут быть словесные игры. В любой такой игре происходит решение определенной мыслительной задачи, то есть одновременно совершается коррекция как речевой, так и познавательной деятельности. Это чрезвычайно важно для детей с ОНР.

Работа ведется с учетом общих закономерностей овладения именами прилагательными в онтогенезе. Таким образом, в первую очередь необходимо работать над образованием и употреблением в активной речи качественных прилагательных и изменением их в числе. Далее в план включены игры и упражнения на образование простых притяжательных прилагательных (Олин, папин) и согласование их сначала с существительными и местоимениями, а затем и с порядковыми числительными в числе и падеже. И только после отработки категорий рода имен прилагательных (мужского и женского, а затем среднего) становится возможным использование дидактических игр и упражнений на образование и изменение в роде, числе и падеже сложных притяжательных прилагательных (волчий, заячий). Ближе к концу года я предлагаю применять игровые задания на согласование всех разрядов прилагательных с другими частями речи не только в роде и числе, но и в падеже. 3десь идет интенсивная работа по закреплению в активной речи детей флексий имен прилагательных в косвенных падежах. В середине года также используются задания на образование антонимов прилагательных и прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением. Работа по обогащению словаря прилагательных ведется в течение всего года на занятиях всех лексических и грамматических тем.

Мной была разработана программа, цель которой – повышение уровня грамматически правильного употребления имен прилагательных у 6-летних детей с ОНР.

Данным методическим продуктом предусмотрено активное использование дидактических игр и упражнений, направленных на развитие навыков словоизменения и словообразования прилагательных, как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях в течение года были разработаны десятки дидактических игр и упражнений, позволяющих в интересной и доступной форме развивать навыки правильного употребления прилагательных в активной речи детей с ОНР.

Результаты проведенных диагностических исследование по итогам реализации программы продемонстрировали положительную динамику в развитии уровня понимания и грамматически правильного употребления имен прилагательных у детей с ОНР.

Пример дидактического упражнения

Игровое упражнение «Мой, моя» (Наумова Э. Д., с. 78)

Цель: Закрепление согласования существительных с притяжательными прилагательными мой, моя, мое в роде.

Ход: Логопед раздает предметные картинки так, чтобы у каждого были картинки с предметами мужского, женского и среднего рода. Затем он предлагает внимательно рассмотреть эти предметы, отобрать только те, о которых можно сказать:

«Это мой красный.». «Это моя синяя.». Далее дети называют предметы, определяя род путем подстановки притяжательного прилагательного : «У меня мой огурец».

Победит тот или та команда, кто сделает меньше ошибок в ответе и правильно и быстро отберет нужные карточки (ответ должен состоять из двух слов).

Вариант:

Цель: Отработка геометрических форм и закрепление согласования

существительных с прилагательными по родам.

Ход: Одновременно с определением рода с помощью притяжательных прилагательных мой, моя, мое дети закрепляют знание геометрических форм.

Публикации по теме:

Презентация «Специфика музыкального воспитания детей с задержкой психического развития» Доклад музыкального руководителя МДОУ «Детский сад комбинированного вида №176» Заводского района г. Саратова «Специфика музыкального воспитания.

Игры для развития речи «Подбор прилагательных. Что бывает? Цепочка слов» • Подбор прилагательных Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложнocти игры: малышам необходим наглядный.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Особенности усвоения словаря прилагательных младшими школьниками с речевым недоразвитием Тема нашей работы — Особенности усвоения словаря прилагательных младшими школьниками с речевым недоразвитием. В процессе употребления имен.

Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе» Выступление логопеда Родительское собрание № 1. Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении.

Родительское собрание на тему «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе» Родительское собрание Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи». Время.

Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе» Выступление логопеда Родительское собрание № 1. Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении.

Специфика музыки и ее возможности в эстетическом воспитании детей с нарушениями интеллекта Музыка в школе – одно из средств эстетического воспитания и образования учащихся, с помощью которого формируются и развиваются музыкальные.

Специфика посттравматических стрессовых расстройств у детей на отдаленном этапе травматизации Очень долго в нашем обществе и, соответственно, в психологии из-за закрытости информации о неминуемо происходящих время от времени в нашей.

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Специфика словаря прилагательных у детей с ОНР (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Галина Николаевна Игнатьева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Специфика словаря прилагательных у детей с ОНР
Опубликовано: 4 декабря 2019 в 13:51
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД