Папки-передвижки

Играем с блоками Дьенеша

Наталья Дьяченко
Играем с блоками Дьенеша

«Играем с блоками Дьенеша»

Игры для детей 3-5 лет.

Для начала предложите ребёнку самые простые игровые задания на выделение блоков по какому-то одному свойству (признаку).

• Найди такую же фигуру, как эта, по цвету.

• Найди такую же фигуру, как эта, по форме.

• Найди не такую фигуру, как эта, по цвету (форме, размеру, толщине).

«Угости собачек».

Публикация «Играем с блоками Дьенеша» размещена в разделах

Цель. Развивать умение сравнивать предметы по одному – четырём свойствам. Закреплять значение слов «разные» - «одинаковые». Подводить к пониманию отрицания свойств предмета.

Перед ребёнком разложено несколько картинок с изображением собачек и блоки Дьенеша. Взрослый предлагает угостить собачек галетами, которые они так любят: дать собачкам в левую и правую лапы (положить рядом с картинками) галеты, которые различаются только по форме. Объясняет: если в левой лапе собачки галета круглой формы, то в правой может быть галета или квадратной формы, или прямоугольной, или треугольной, то есть любой некруглой формы.

Затем предлагает дать собачкам в левую и правую лапы галеты, которые различаются только по цвету. Рассуждает вместе с ребёнком.

Аналогично проводится игра с галетами, которые различаются по размеру (величине, по толщине.

В дальнейшем условия игры усложняются: галеты различаются уже по двум свойствам, затем по трём и, наконец, по четырём.

«Где мышка?»

Цель. Развивать умение выявлять свойства предмета и называть его цвет, форму, размер (величину, толщину.

Перед ребёнком разложено 8 блоков Дьенеша, различающихся по свойствам. Под одним из блоков спрятана картинка с изображением мышки. Взрослый спрашивает, называя свойство (свойства) блока : «Мышка под синим блоком («Мышка под синим большим треугольным толстым блоком) Ребёнок поочерёдно приподнимает все указанные блоки, называя их свойство (свойства). Если находит мышку, забирает себе, если нет – поиск продолжается.

Игры для детей 5-7 лет

«Бусы для матрёшки».

Цель. Развивать умение выявлять свойства предмета, читать схему. Закреплять навыки порядкового счёта.

Перед ребёнком разложены силуэтное изображение матрёшки, 15 карточек с символами свойств предметов, блоки Дьенеша.

Взрослый предлагает подарить матрёшке бусы. Объясняет: украшение составлено из трёх ниток с пятью бусинами на каждой. Место бусины на нитке обозначено крестиком. Цифра на каждой карточке указывает порядковый номер нитки бус (счёт надо начинать с верхней). Сначала ребёнок выкладывает карточки с цифрой 1 и соответствующие блоки Дьенеша – вывешивает первый ряд бус, называя порядковый номер бусины на нитке (слева направо) и свойства предмета: первая бусина – маленький жёлтый круг, вторая – большой жёлтый квадрат, третья – маленький жёлтый треугольник, четвёртая – большой жёлтый прямоугольник, пятая – маленький жёлтый квадрат.

Аналогично ребёнок развешивает бусины на стальных нитках.

«Художники».

Цель. Развивать умение сравнивать предметы по свойствам. Вызывать интерес к изобразительной деятельности и конструированию.

Перед ребёнком разложены картинки с изображениями предметов или

Пейзажами – эскизы, большие листы цветного картона, детали из цветного картона для составления композиции, блоки Дьенеша.

Взрослый предлагает «написать картину» по эскизу. Ребёнок выбирает эскиз

Бумагу для фона, необходимые для будущей картины детали и блоки.

Если на эскизе даётся только контур детали, выбирается тонкий блок, если деталь окрашена - толстый блок.

В конце работы маленький художник придумывает название своей картины.

Комплект «Логические фигуры»

Логические фигуры представляют собой плоский вариант блоков Дьенеша.

В каждом комплекте 24 фигуры (6 квадратов, 6 прямоугольников, 6 треугольников, 6 кругов, различающиеся по цвету (красный, синий, жёлтый) и размеру (большой, маленький).

Логические фигуры могут быть использованы при ознакомлении детей эталонами форм и при обучении действиям с ними. Основная цель игр (упражнений) с этими пособием – развитие логического мышления, восприятия, памяти, внимания, воображения.

«Бабочки и цветы».

Цель. Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства предмета. Совершенствовать навыки фразовой речи (рассуждение, аргументация своего выбора).

Перед ребёнком разложены карточки с изображением бабочек.

Взрослый даёт ему три логические фигуры – «цветы». К одному цветку можно подобрать только одну бабочку – такую, в которой есть хотя бы одно свойство, схожее со свойством логической фигуры.

Правило можно усложнить: бабочка выбирается по двум свойствам (например, большой синий квадрат).

В игре могут участвовать несколько детей.

Комплект карточек с символами свойств

Во многих играх с блоками Дьенеша и логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство с такими символами – важная ступень в освоении грамоты математических символов, знаковой культуры, основ программирования и т. д.

На 11 карточках условно обозначены свойства блоков (цвет обозначен пятном, форма – контурным изображением геометрической фигуры, размер (величина) – силуэтом маленького или большого домика, толщина – условным изображением человеческой фигуры). На других 11 карточках свойства блоков перечёркнуты, что обозначает отрицание свойств, например не красный.

Карточки с символами свойств могут использоваться не только как дополнение к блокам Дьенеша и логическим фигурам, но и как самостоятельный материал для игр.

«Муравьиная цепочка».

Цель. Развивать умения расшифровывать информацию, изображённую на карточке, видоизменять свойства предметов в соответствии с символами. Закреплять навыки работы по правилам.

Взрослый выкладывает в ряд силуэтные изображения пяти муравьёв (на каждом порядковый номер от 1 до 5)«муравьиная цепочка». Ребёнок выбирает карточки с символами свойств логических фигур (блоков Дьенеша0 и кладёт над каждым муравьём.

Взрослый объясняет, что муравьи - труженики передают по цепочке груз. Каждый раз, как груз попадает к очередному муравью, с ним происходит изменение в соответствии с символом, изображённым на лежащей над муравьём карточке.

Ребёнок рассуждает и выкладывает логические фигуры. Например, у первого муравья на спине большой синий треугольник. В соответствии с символом на карточке над вторым муравьём ребёнок изменит, и груз станет маленьким жёлтым треугольником, у четвёртого муравья изменится форма – груз станет маленьким жёлтым прямоугольником, а у последнего, пятого, муравья произойдёт ещё одно изменение цвета груза – он станет маленьким красным прямоугольником.

Усложнение задания: ребёнок мысленно производит изменения свойств фигур, затем кладёт груз, каким он был вначале, слева от цепочки муравьёв, - справа то цепочки. Таким образом, слева он положит большой синий треугольник, а справа- маленький красный прямоугольник.

В игре может участвовать несколько детей.

Комплект «Логические кубики».

Комплект состоит из шести кубиков. На гранях пяти кубиков изображены символы свойств блоков Дьенеша (размер, форма, цвет, толщина) и символы отрицания этих свойств. На гранях цифрового кубика изображены цифры 3-8.

Логические кубики, как и карточки с символами свойств, помогут придумать вместе с детьми разнообразные игры на овладение действиями замещения и наглядного моделирования, кодирования и декодирования.

Логические кубики используют в комплекте с блоками Дьенеша и логическими фигурами. Своеобразие логических кубиков – возможность случайного выбора свойств, а это всегда нравится детям.

«Загадки без слов».

Цель. Развивать умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определённых свойств у предметов.

Взрослый поочерёдно кидает логические кубики. Ребёнок угадывает фигуру, перечисляя её свойства. Затем взрослый кидает цифровой кубик, а ребёнок выкладывает соответствующее количество угаданных блоков Дьенеша (логических фигур).

Обручи

В играх с блоками Дьенеша можно использовать обручи разных цветв для развития ориентировки в пространстве, формирования элементарного представления о множестве и пересечении множеств.

Игра с одним обручем.

Перед игрой ребёнку объясняют значение слов «внутри» и «вне».

Обруч кладут на пол. Ребёнок выкладывает блоки в соответствии с заданием взрослого. Например: «Положи внутри обруча все сини блоки, а вне обруча – все остальные блоки». Затем ребё нок отвечает на вопросы: «Какие блоки лежат внутри обруча? Какие блоки оказались вне обруча?»

Верный ответ на последний вопрос: «Не сини», так как важно лишь то, что внутри обруча лежат все сини блоки и никаких других там нет.

При повторении игры ребёнок может самостоятельно выбрать, какие – вне его, а потом назвать общее свойств фигур вне обруча.

Игра с двумя обручами.

Когда ребёнок усвоит правила, можно усложнить игру, положив два обруча на пол так, чтобы получилось их пересечение.

Ребёнок выкладывает блоки в соответствии с заданием взрослого. Например: «Положи все треугольные блоки внутри красного обруча, а все круглые блоки внутри желтого обруча». Затем отвечает на вопрос: «какие фигуры лежат внутри и красного, и жёлтого обруча?» И т. п.

Публикации по теме:

Игры с блоками Дьенеша как средство формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Технологическая карта проекта: «Игры с блоками Дьенеша, как средство формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного.

«Мы играем, мы играем — красивую речь развиваем!» Консультация для родителей Речевое развитие ребенка – один из важнейших показателей его гармоничного продвижения вперед. Первое слово малыша - это повод для великой.

Дидактическая игра лото с блоками Дьенеша «Кто в домике живёт?»Дидактическая игра лото с блоками Дьенеша «Кто в домике живёт?» Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста-одна из главных задач современного образования. Важным помощником педагога в развитии.

Игра с блоками Дьенеша «Собери букет»Игра с блоками Дьенеша «Собери букет» Игра с блоками ДьенешаСобери букет Игра предназначена для детей от 3-х лет. В игре используются карточки содержащие сведения о блоках, они.

Конспект занятия по математике во второй младшей группе с блоками Дьенеша Конспект занятия по математике во 2 младшей группе с блоками Дьенеша Цели: 1. Формировать представления детей о геометрических фигурах:.

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Природный мир» с блоками Дьенеша ранний возраст 2–3 годаКонспект НОД по экологическому воспитанию «Природный мир» с блоками Дьенеша ранний возраст 2–3 года НОД экологическое воспитание «Природный мир» с блоками Дьенеша ранний возраст 2-3 года. Тема: «Растения». П/с: Закрепить знания о елочке.

Опыт работы по теме: Развитие математических представлений и умений использования игр с блоками Дьенеша и палочками Кьюзинера Тема: «Развитие математических представлений и умений у детей дошкольного возраста посредством использования игр и упражнений с блоками.

Сценарий развивающей игры с блоками Дьенеша «Как Ваня и Маша ходили в зоопарк» Сценарий развивающей игры «Как Ваня и Маша ходили в зоопарк». Цель: развивать умения сравнивать предметы по признакам (цвету и форме,.

Смотр-конкурс дидактических игр для экологического развития «Игры делаем своими руками: играем вместе, играем сами»Смотр-конкурс дидактических игр для экологического развития «Игры делаем своими руками: играем вместе, играем сами» Вступительное слово : (слайд №1) Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я приветствую вас на смотре-конкурсе дидактических игр для экологического.

Совместная деятельность с детьми. Занимательная математика с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера «Зайчик в гостях у ребят»Совместная деятельность с детьми. Занимательная математика с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера «Зайчик в гостях у ребят» ель: учить детей находить нужные фигуры и соотносить их со схемой по цвету и форме. Образовательные задачи: (математические) • Расширять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Играем с блоками Дьенеша
Опубликовано: 23 февраля 2016 в 07:55
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Играем с блоками Дьенеша» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Дьяченко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД