Лучший педагог года

Игра — экспериментирование в дошкольном возрасте

Марина Газизова
Игра — экспериментирование в дошкольном возрасте

Введение

Методические рекомендации

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Традиционный (информационный) метод обучения, который еще присутствует в отечественной образовательной системе, не стимулирует в достаточной мере развития познавательных процессов и способностей. Хорошо известно высказывание Л. С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в его хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний.

Публикация «Игра — экспериментирование в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Какое же обучение способно заглянуть в будущее? Анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что весьма перспективным на современном этапе становиться использование проблемного обучения: «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс» (С. А. Рубинштейн).

Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. Задача взрослого – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как».

Экспериментирование, как одна из форм организации детской деятельности, побуждает ребенка к активности и самостоятельности, к открытию новых знаний и способов познания (Н. Н. Поддьяков и др.)

Экспериментирование позволяет реализовать девиз: «Чувствовать - познавать – творить», т. к. :

экспериментирование дает детям реальные представления обо всех сторонах изучаемых объектов;

• в процессе экспериментирования активизируются мыслительные процессы, т. к. возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения;

экспериментирование положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка и на развитие творческих способностей.

В процессе игр-экспериментов педагоги должны решать следующие задачи:

• формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

• развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

• расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей через игру, путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

• поддержание у детей инициативности, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Методические рекомендации к подготовке и проведению игр – экспериментов

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Для проведения игр – экспериментов необходимо создать определенные условия: в каждой возрастной группе - экологические лаборатории, оснащенные специальным оборудованием, разнообразными материалами и т. д. (Приложение 1., где ребенок может самостоятельно проводить опыты, обсуждать их результаты с другими детьми и воспитателем, фиксировать на карточках или в альбоме. Игры – эксперименты могут быть не только кратковременные, но и длительные. Прежде чем приступить к ним, с детьми составляется план предстоящей деятельности.

1. Выбираем объект исследования.

2. Подбираем оборудование.

3. Уточняем, каким будет эксперимент кратковременным или долговременным.

4. Определяем, для чего проводится опыт (прогнозируем результат).

5. Закрепляем последовательность действий.

6. Вспоминаем правила безопасности.

7. Проводим игру - эксперимент.

8. Фиксируем результаты на карточках или в альбоме.

9. Анализируем результаты (совпадают ли ожидаемые результаты с реальными; какой момент опыта был самый интересный; в чем испытывали затруднения).

Цель экспериментальной деятельности : углублять представления о живой и неживой природе. Учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.

Организация работы по экспериментальной деятельности идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

1. живая природа (характерные особенности сезонов в

разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.);

2. неживая природа (воздух, вода, почва, звук, вес, свет,

цвет и др.);

3. человек (функционирование организма; рукотворный

мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.).

Предлагаемые формы педагогической работы обеспечивают личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Все игры – эксперименты, используемые в детском саду, просты в исполнении, не требуют сложного дорогостоящего оборудования и практически безопасны, они могут проводиться непосредственно детьми. Методика введения игр – экспериментов в педагогический процесс не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением игр – экспериментов. Игры – эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.

Заключение

Работа, проводимая в детском саду, показывает высокую эффективность детского экспериментирования, как метода обучения. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления обо всех сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе игр - экспериментов идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием этого является не только обогащение памяти ребенка новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. (Иванова А. И)

Нельзя не отметить положительного влияния игр - экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и игра - экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим способом познания мира, а в первые три года - практически единственным способом.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по сенсорному развитию и развитию речи в младшем дошкольном возрасте «Раскрась петушка»Дидактическая игра по сенсорному развитию и развитию речи в младшем дошкольном возрасте «Раскрась петушка» Цель занятия: учить детей различать и называть красный, желтый и зеленый цвета, повторять простые и относительно сложные фразы. А также.

Финансовые игры в старшем дошкольном возрасте Финансовые игры для детей направлены не только на изучение нового материала, но и на развитии важных навыков и чувств. Финансовые игры ориентированы.

Фотоотчет «Детское экспериментирование в раннем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Детское экспериментирование в раннем дошкольном возрасте» Ребенок рождается исследователем. Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются.

Игры по укреплению здоровья в дошкольном возрасте В процессе игр по укреплению здоровья решаются следующие задачи: - закрепляются правила поведения в опасных ситуациях; - формируется представление.

Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевая игра в младшем дошкольном возрасте»Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевая игра в младшем дошкольном возрасте» Сюжетно-ролевая игра – это воссоздание в игре социальных отношений между людьми, отношения людей друг к другу. Совместная сюжетно-ролевая.

Космические игры в старшем дошкольном возрасте Космические игры в старшем дошкольном возрасте День космонавтики – это праздник, посвящённый первому полёту человека в космос и освоению.

Развитие воображения в дошкольном возрасте Известный психолог В. В. Давыдов полагал, что воображение – это возможность ребенка видеть целое раньше частей. Приведем пример. Мальчик.

Игра для сенсомоторного развития в дошкольном возрасте «Вот так урожай»Игра для сенсомоторного развития в дошкольном возрасте «Вот так урожай» Сенсомотрное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано.

Эссе «Формирование ЗОЖ в дошкольном возрасте» Эссе «Формирование ЗОЖ в дошкольном возрасте» Здоровый образ жизни – активное состояние человека, которое требует проявления волевых усилий,.

Эссе «Развитие речи в дошкольном возрасте» Речь развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка. Под влиянием взрослых формируется речь детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра — экспериментирование в дошкольном возрасте
Опубликовано: 12 мая 2023 в 09:18
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра — экспериментирование в дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Марина Газизова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД