Папки-передвижки

Игра в развитии малыша

Светлана Шайхутдинова
Игра в развитии малыша

Игра в развитии малыша

Что я услышал – я забыл.

Что я увидел – я помню.

Что я сделал – я знаю.

Конфуций

Игра в развитии малыша.

Игра – неотъемлемая часть жизни любого ребенка. Она выполняет множество функций: воспитывает, обучает, развивает. Только в игре ребенок способен проявить все свои потенциалы: как физические, так и интеллектуальные. Потому основой для моделирования пространства развития личности ребёнка - создание содержательно-насыщенной, вариативной, доступной среды; обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа; организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества. В процессе игры ребенок активно взаимодействует со своими ровесниками, сравнивает свои возможности и способности с аналогичными качествами других детей, делает первые выводы. Ребенок должен испытывать ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видеть оценку своего труда. В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Для этого лучше всего подходит работа с ребенком в игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной форме. Игра для детей – это способ вырасти и стать большими. В играх дети готовятся к взрослой жизни, они пробуют что же такое - ходить на работу, быть матерью или отцом ездить на машине.

Публикация «Игра в развитии малыша» размещена в разделах

Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без разработки инновационных форм, методов, средств и инновационных технологий.

Это подтолкнуло к поиску как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов и средств работы с детьми.

Анализируя возможности нетрадиционных методов и технологий, меня заинтересовал Таким материалом стали камешки Марблс, которые, при правильном подходе, может быть успешно использован в работе с детьми дошкольного возраста.

Шарики Марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Игры с шариками Марблс – это физическое и умственное развитие ребенка. Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции. Помогает педагогу привлечь внимание детей к заданию.

Увеличение числа воспитанников с множественными сложными нарушениями развития заставляет педагогов искать, применять новые методы и формы работы. Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей, позволяющий работать в разных направлениях. Такой инновационный материал способствует развитию мелкой моторики, развитию речи, познавательной активности детей.

Разноцветные шарики и камешки я применяю для создания сюрпризного момента, для релаксации, для творчества и исследования, для разрешения негативных эмоциональных переживаний.

Игра в Марблс признана детскими психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения: она развивает меткость, скорость, точность и моторику, а красивые оттенки стеклянных камушков пробуждают в ребенке чувство прекрасного. Работая с ними у детей, развивается память, мышление, внимание, воображение, а движения пальцев рук ускоряют развитие речи ребенка.

Применяя камешки Марблс, уже в первые две недели стали заметны положительные результаты в развитии детей. Работая целенаправленно и систематически с детьми, у них повысился уровень познавательной активности. Дети стали более инициативны и самостоятельны. Игры могут быть использованы в самостоятельной деятельности, режимных моментах и на занятиях. Ребенку предлагаются камешки, карточки и т. д. Предлагаю несколько игр, особо любимых детьми.

«Чудесный мешочек»

Цель: формировать умения сопоставлять зрительные и осязательные впечатления, развивать речь.

Задание: В мешочек кладут шарики разной формы, величины, цвета. Перед ребенком образец – шарик Марблс. Педагог просит ребенка найти в мешочке такой же.

«Помоги ежику найти грибочки»

Цель: развивать цветовое восприятие, мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию

Задание: выложить дорожку от ежика к грибочками из камешков. Цветовая гамма не учитывается.

«Тучка и капельки»

Цель: учить детей соотносить и группировать предметы по размеру. Формировать зрительную координацию, понятия «большой», «маленький». Развивать мелкую моторику, логическое мышление. Развивать слуховое внимание, цветовое восприятие.

Задание: выложить камешками Марблс синего цвета капельки Тучке. Камешки могут быть разного размера.

«Пройди по дорожкам»

Цель: развивать цветовое восприятие, мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию формировать правильный захват шарика кистью руки.

Задание: взять камешки Марблс и выложить цветные дорожки, разного цвета.

Новой игровой технологией для воспитанников стал Лэпбук. Лэпбук – ещё одна инновационная форма работы с детьми. Лэпбук – это самодельная интерактивная папка с кармашками, вкладышами, окошками, которые дети могут передвигать, открывать, складывать, изучать и дополнять самостоятельно. В лэпбук собирается материал по определённой теме (имеются все времена года, транспорт, домашние животные) и дети в игровой форме получают незаметно для себя новые знания.

Лэпбук – это наглядно – практический метод обучения, определённый этап самостоятельной или совместной исследовательской, познавательной деятельности детей, которую дети проделывают в ходе изучения определённой темы.

Игровые технологии, которые я применяю в своей работе с 2019 года: Палочки Кюизенера, метод М. Монтессори.

Палочки Кюизенера

Цель методики Кюизенера – использование принципа наглядности.

Десять причин, почему для воспитания и образования детей необходимо использовать цветные счё тные палочки Кюизенера:

1. Палочки – один из немногих дидактических материалов, дающих возможность формировать у ребёнка комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным.

2. Математические представления, ребёнок получает играя.

3. Палочки формируют у детей умение ориентироваться в пространствах.

4. Благодаря использованию палочек у детей развивается логическое мышление.

5. Палочки обеспечивают возможность получать знания в результате исследований.

6. Этот материал можно использовать с целью индивидуализации обучения.

7. Игры с палочками дают возможность детям играть вместе, сообща, что позволяет им работать в команде, содержательно общаться.

Палочки Кюизенера в своей группе использую с блоками Дьенеша, что позволяет расширить интерес и возможности детей в игре.

Метод М. Монтессори основан на наблюдении, за ребёнком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть. Основной принцип Монтессори – подвигнуть ребёнка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Для того, чтобы малыш образовывал себя, его не надо наказывать или поощрять, нужно только вовремя создать ему необходимые условия.

Монтессори считает, что обучать – это значит:

- создавать развивающую среду;

- не вмешиваться в процесс без необходимости или просьбы, а только наблюдать за детьми.

Всё довольно просто и жизненно: взрослый устанавливает порядок, а ребёнок развивается в рамках этого порядка, но только в своём собственном ритме и темпе, согласно своим индивидуальным потребностям.

Задача взрослых вдохновлять детей на самостоятельные открытия и достижения.

При планировании активностей по методике Монтессори у детей младшей разновозрастной группы, придерживаюсь следующих правил:

- занятия должны быть направлены на увеличение самостоятельности ребенка,

- задействовать разные органы чувств,

- включать в себя элементы полезные для развития мелкой и крупной моторики,

- учитывать интересы ребенка и его желание.

Все обучающие и развивающие наборы по М. Монтессори располагаются в доступном для детей месте, но упражнения с мелкими предметами предлагаю лишь тогда, когда у есть время проследить за малышами.

Несколько развивающих игр по методу М. Монтессори для детей младшей группы.

Подбери пару

Принцип подбора пары можно очень широко использовать в работе с детьми:

- распечатать изображения животных и предложить сопоставить картинку и имеющиеся игрушечные модельки (то же самое можно проделать с любимыми машинками, цветочками и т. д.)

- предложить найти парные карточки (цвета, изображения).

Когда малыши освоили пары, можно переходить к более сложному варианту – сортировкам.

- разобрать по цветам карточки разных оттенков (сначала нарезала из цветного картона, а затем приобрели готовый набор,

- предложить перебрать разные виды крупы. Сначала зернышки покрупнее: фасоль, нут.

- попросить малыша поставить на одну полку домашних животных, на другую – диких животных.

Простые шнуровки – очень хорошее занятие по методике Монтессори для детей младшей группы

- изготовили верхнюю часть ботинок из линолеума, проделали отверстия, вставили шнурки и предложили малышам разобраться со шнуровкой. Дети делают это с удовольствием.

- приобрели красивые наборы для освоения шнуровок.

Для разнообразия и мотивации детей использую в работе игры, сделанные своими руками это умные кубы, развивающие книги, игры с прищепками и др.

Начали проводить игры В. В. Воскобовича, которые формируют у детей умение ориентироваться на плоскости, развивают сенсорику, мелкую моторику, логику, развивают творческие способности детей. Приобрела книгу Т. М. Бондаренко. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. 2009. -190 с.

Первая игра, которую малыши хорошо освоили - Шнур – малыш.

На конце шнурочка завязываем узелок. Начинали с обучения нырять и выныривать.

Затем учили детей огибать кнопочки. Это движение более тонкое и хорошо развивает пальчики детей. Любое действие руками способствует развитию речи, мышления. Когда дети овладели действиями одной рукой, делали все то же самое другой рукой. Развиваем обе руки, развиваем оба полушария.

Усложнили задачу, предложили словесные указания. "Лепестки" Воскобовича

Эта игра помогает усваивать основные цвета. Важно сделать цвет материально ощутимым и перенести его изучение в игровую среду ребенка.

Игра "Лепестки" представляет собой набор из 8 разноцветных "лепестков" : 7 цветов радуги + 1 белый. С помощью специальной контактной ленты, лепесточки, словно "репейник", крепятся на игровое поле из ковролина. Игровой коврик можно положить на пол, если малыш любит играть на полу, а можно прикрепить к любой другой вертикальной поверхности, благодаря двум отверстиям по краям игрового коврика. К пособию прилагается небольшая инструкция с описанием основных игр. Игра "Лепестки" Воскобовича развивает цветовое и пространственное восприятие ребенка, а также формирует навык осмысленного выражения в речи пространственных понятий: "над", "под", "между", "рядом". И не только.

Используемая литература

Т. М. Бондаренко. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. 2009. -190 с.

Лучшие игры для детей на свежем воздухе. А. В. Шамина. – М. РИПОЛ классик, 2007, - 256 с.

Интернет рессурсы.

Публикации по теме:

«Дидактическая игра в развитии психических процессов дошкольников» (раннего возраста, дошкольного возраста) Ранний возраст:Память. С предметами: «Убери лишнее?» Развивать восприятие цвета, умение обобщать предметы по признаку цвета. Развивать внимание,.

Фотоотчет «Строительно-конструктивная игра в развитии детей среднего дошкольного возраста»Фотоотчет «Строительно-конструктивная игра в развитии детей среднего дошкольного возраста» Конструирование из крупных и мелких деталей в детском саду было всегда, но раньше приоритеты ставились на мышление и развитие мелкой моторики,.

Игра для автоматизации звука в речи «Путешествие малыша»Игра для автоматизации звука в речи «Путешествие малыша» ИГРА «Путешествие малыша» Цель: Автоматизация звука в речи. Задачи: Совершенствование фонематических представлений. Развитие пространственной.

Использование игр-бродилок в социально-коммуникативном развитии дошкольников с ОНР. Игра «Путешествие поморов» своими рукамиИспользование игр-бродилок в социально-коммуникативном развитии дошкольников с ОНР. Игра «Путешествие поморов» своими руками «Игра – не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития» (Д. В. Менджерицкая). С каждым годом.

Консультация «Дидактическая игра в развитии речи детей» «Значение дидактических игр для развития речи детей раннего возраста» Ранний возраст является периодом интенсивного развития активной речи.

Консультация для родителей «Как научить малыша делиться?»Консультация для родителей «Как научить малыша делиться?» В процессе взросления каждый ребёнок проходит через череду кризисов. Первый кризис наступает в возрасте 2-3лет. Родители могут наблюдать.

Консультация для родителей «Залог здоровья малыша» Очень часто мы слышим много такого рода вопросы: «От чего зависит здоровье ребенка?», «Когда начинать заботиться о здоровье ребенка?» и.

Проект по здоровьесбережению «Здоровье малыша» Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья – не только и не столько задача медицинских работников,.

Развивающий коврик для малыша от 1 годаРазвивающий коврик для малыша от 1 года Здравствуйте, коллеги. Хочу поделиться с вами опытом создания развивающего коврика для малыша. Структура коврика. Вначале я нарисовала коврик.

Рекомендации родителям по развитию речи малыша Рекомендации родителям по развитию речи малыша Рекомендации родителям по развитию речи малыша Развитие понимания речи Учить ребёнка находить.

Библиотека изображений:

Публикация Игра в развитии малыша (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Шайхутдинова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Игра в развитии малыша
Опубликовано: 26 июня 2023 в 09:26
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД