МААМ-картинки

Конспект ОД в форме игры-путешествия «Путешествие по Африке»

Ирина Кузнецова
Конспект ОД в форме игры-путешествия «Путешествие по Африке»

Конспект педагогической деятельности с детьми 5-6 лет

Игра-путешествие «Путешествие по Африке

Интеграция образовательных областей.

Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель: формирование знаний детей о материке Африка и ее природных зонах (са-ванна, пустыня).

Задачи.

Образовательные:

1. Формировать представления детей о природных зонах Африки, достопримеча-тельностях.

Публикация «Конспект ОД в форме игры-путешествия „Путешествие по Африке“» размещена в разделах

2. Формировать представления детей о многообразии объектов животного и рас-тительного мира Африки.

3. Совершенствовать умения детей сравнивать, выделять признаки, группировать объекты живой природы по их особенностям, месту обитания, питанию.

Развивающие:

1. Обогащать словарный запас детей по теме Африка словами : оазис, лиса-фенек, гиена, фламинго, сурикаты, тушканчик.

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи при выполнении заданий.

Материал и оборудование: карта природных зон Африки, глобус, картинки с изо-бражением животных саванны и пустыни, животных средней полосы, песочница, палочки (с одной стороны острый конец, с другой — кусок поролона) по количест-ву детей.

Предварительная работа.

1. Чтение стихов, отгадывание загадок про Африку.

3. Просмотр презентации «Кто в Африке живет

Содержание педагогической деятельности

1 часть. Вступительная.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам. Давайте поздоро-ваемся с гостями.

Дети: Приветствуют гостей.

Воспитатель: Ребята, я к вам пришла не с пустыми руками. У меня есть коробочка, как вы думаете что там? (беседа с детьми, высказывают свои предположения) Хотите посмотреть что там?

Воспитатель: (открывает коробочку) Что это? Кто знает?

Ответы детей: пирамида.

Воспитатель: Совершенно верно, это пирамида. А как вы думаете, в какой стране она находится?

Дети: в Египте.

Воспитатель: А кто из вас знает, на каком материке расположен Египет?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Пойдемте я вам покажу.

Воспитатель подводит детей к глобусу.

Воспитатель: Ребята, вы знаете что это? (показывая на глобус)

Дети: глобус.

Воспитатель: А кто знает, что такое глобус?

Дети: это модель Земли.

Педагог вместе с детьми рассматривают на глобусе Африку.

Воспитатель: Кто сможет показать на глобусе материк Африки? Африка располо-жена от России очень далеко. Берега Африки омывают два океана Атлантический и Индийский. А хотели бы вы сейчас отправиться в путешествие по Африке?

Дети: Да

Воспитатель: Как же нам туда добраться?

Дети: Ответы детей

Предположения детей.

Дети: На самолёте

Воспитатель: Правильно только на самолёте мы можем попасть в Африку. А что нам нужно, чтобы сесть в самолёт?

Дети: Билет.

Воспитатель: Правильно, билет, ещё его называют посадочный талон. Я вам раз-дам талоны, а вы найдёте свои места в салоне самолёта, проходим (билет – это карточка-символ геометрической фигуры, дети находят на стульчиках фигуры и занимают свои места). Ну вот все на своих местах, можно взлетать.

Видео физминутка «Смотрите в небе самолёт» (дети по показу выполняют дви-жения)

2 часть. Основная.

Воспитатель: Вот мы и в Африке. А что вы знаете об Африке?

Ответы детей

Воспитатель:

Африка - самый жаркий материк, на котором расположена величайшая пустыня мира – Сахара. Путешествуя по Африке мы с вами познакомимся с природными зонами пустыни, саванны и джунглями.

Дети с педагогом подходят к экрану на котором карта природных зон Африки.

Педагог с детьми рассматривает карту и отмечает цвет каждой природной зо-ны, и его значение.

Воспитатель: Куда ребята вы хотите отправиться в первую очередь?

Ответы детей

В зале организованы две зоны саванна и пустыня. Дети подходят к любой из зон.

Воспитатель: В тропических саваннах есть два сезона: зимний и летний.

Зима - это так называемый «сухой сезон» в тропической саванне. В этот период зона саванн получает очень малое количество осадков. Это самое прохладное время года, когда температура воздуха не поднимается выше +21 градуса. В сухой сезон в саваннах нередки пожары.

Лето - в дождливый сезон в саваннах отмечается высокая влажность. Тропические ливни начинаются в мае или начале июня. В сезон дождей африканская саванна расцветает : бурно растут густые леса, цветут живописные луга.

Животный мир саванны - это уникальный мир, которого нет больше нигде на Земле. В первую очередь из-за многообразия крупных и очень крупных животных. Как вы думаете, какие крупные животные обитают в саванне?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Ребята скажите, пожалуйста, как называются животные, которые питаются растениями?

Дети: Травоядные.

Воспитатель: Саванны давали пищу бесчисленным стадам травоядных животных, которые переходили с места на место в поисках водоемов. Их сопровождали мно-гочисленные хищники. Ребята, а кто такие хищники?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете, какие хищники обитают в саванне?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Хотите проверить свои предположения? Посмотрите на экран. Все животные вам знакомы?

На экране картинка с животными саванны.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какие растения растут в саванне?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Визитной карточкой саванн является баобаб. Выглядит баобаб очень своеобразно: вместо стройного ствола – пузатая бутылка, вместо пышной кроны – торчащие в разные стороны ветки. Они растут в одиночку или группами. Высота баобабов может быть до 25 м. Посмотрите на экран, какое огромное это дерево. (картинка дерева – баобаба на экране)

Африка – родина кофейного дерева. Это невысокое вечнозеленое растение с бе-лыми пахучими цветами. Плоды кофе темно – красного цвета с двумя зернышками. Сырые зерна кофе зеленые. Из Африки к нам пришел и детский напиток – какао. Плоды растут прямо на ветке дерева. Спелые плоды золотисто – желтого цвета, по форме и размеру напоминают дыню. Их снимают с деревьев, раскалывают и выби-рают семена – какао – бобы. На специальных фабриках какао – бобы поджаривают, мелют, делают порошок какао. Из порошка варят вкусный и питательный напиток – какао. Посмотрите на экран, какое красивое дерево. (картинка кофейного дерева на экрагне)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое джунгли?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Джунгли – это лес, густые заросли, непроходимые леса. В Африке джунгли расположены ближе к центру континента, между пустынями Сахара и Ка-лахари. Джунгли Африки известные своим разнообразием флоры и фауны: эпичес-кие деревья, лианы, обвивающие их, и широкий спектр обитателей, от разноцветных птиц до хищных зверей и насекомых. Как вы думаете какие животные обитают в джунглях?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Среди животных, обитающих в джунглях, можно встретить обезьян, тигров, слонов, змей, крокодилов и многих других видов. Посмотрите на экран (картинка с животными в джунглях)

Воспитатель перемещается с детьми в зону пустыни.

Воспитатель: Отправляемся дальше? Перед нами пустыня, как жарко! Ребята что такое пустыня?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Пустыня – это большое пространство, покрытое песком. Как назы-вается самая большая пустыня, вы знаете?

Дети: Сахара.

Воспитатель: Сегодня мы поближе познакомимся с этим местом – пустыней, в пустыне редко бывают дожди, и песок легко переносится ветром, и образуются песчаные холмы. Эти холмы называют – барханы. Повторите все вместе это слово.

Дети: повторяют новое слово

Воспитатель: Лето в пустыне длится 5-6 месяцев, оно безоблачное и жаркое. Средняя температура воздуха летом +30 градусов. Местами жара достигает 40-50 градусов. В результате, песок в пустыне днем накаляется, при желании в песке можно испечь яйцо. А вот ночи в пустыне, наоборот, прохладные. За все лето, бы-вает, не выпадает ни капли дождя. Он испаряется, не долетев до земли. Ребята мы уже знаем, что в пустыне очень жарко, как вы думаете там растут растения?

Дети: высказывают свои предположения.

Воспитатель: А какие растения растут в пустыне?

Дети: называют свои варианты

Воспитатель: в пустыне редкая растительность, хорошо приспособленная к жар-кому и сухому климату, с глубокими корнями, крохотными листьями или колюч-ками вместо них. Самое распространенное растение пустыни Верблюжья колючка.

Расти в пустыне верблюжьей колючке помогает уходящая вглубь на 3—4 метра корневая система. Верблюжая колючка является одним из главных пастбищных растений в зоне пустынь. Верблюжья колючка богата сахарами, которые в тёплую погоду выделяются у неё на стеблях, застывая комками. Листья верблюжьей ко-лючки очень мелкие и узкие. Это минимизирует излишнюю потерю влаги. Некото-рые ветви растения превратились в колючки, защищающие от посягательств жи-вотных на их жизнь. Несмотря на такую защиту, верблюжью колючку едят все кому не лень. Верблюды не прочь полакомиться этим богатым источником сахаров. Люди тоже употребляют растение в пищу. Посмотрите на экран. (картинка верб-люжьей колючки)

Кактусы — это колючие растения, которые могут расти в самых сложных услови-ях. Кактусы хорошо приспособились к жизни в пустыне, они могут спокойно пере-носить сильную жару. Кактусы интересны своей формой : они бывают в виде шари-ков – круглые и ребристые, лепешек, столбиков. Все кактусы покрыты колючками различного цвета и размера. Колючки – это броня кактуса, защищающая его от травоядных животных. Обратите внимание на экран. (картинка кактусов)

Воспитатель: Если в пустынях мало растений, то чем же питаются тогда животные – обитатели пустыни?

Дети: рассуждают

Воспитатель: они питаются мелкими грызунами, насекомыми, и теми растениями, которые найдут. И еще стараются селиться ближе к оазису. Ребята, вы знаете что такое оазис?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Оазис – это место около водоема, островок растительности в пусты-не. Какие животные могут встретиться нам в оазисе? Пустыне?

Дети: черепаха, верблюд, фенек, тушканчик, сурикаты.

Воспитатель: Тушканчик - маленькие грызуны. Сурикаты- роют подземные ходы, углубляясь на 2 метра. В норах прячутся и растят детей. Пока одни добывают про-питание, другие стоят на посту. Поднявшись на задние лапы, зверьки осматривают окрестности на предмет приближения хищников. Посмотрите на экран.

Дети с педагогом ещё раз перечисляют животных, которые представлены на картинке.

Воспитатель: Что вы знаете о верблюде?

Дети: свои варианты ответов.

Воспитатель: Это животное крупных размеров, приспособлено к проживанию в пустынях и степях. Встречаются верблюды двух видов: двугорбый, и одногорбый. Издавна известно, что верблюд очень выносливое животное и может прожить до 40 лет. Верблюд способен выдержать без воды почти до двух недель и около месяца без еды, но когда доберется до воды, то может выпить почти 100 литров. Верблю-жья шерсть считается хорошим лекарством от разных заболеваний.

Воспитатель: Дети, а хотите узнать, почему копыта верблюда не проваливаются в песке?

Дети: Ответы детей.

Опыт «Почему копыта верблюда не проваливаются в песке».

Воспитатель: Подходите ко мне и возьмите палочки.

(Подготовлены палочки, где с обратной стороны прикреплён кусочек поролона.)

Воспитатель: Подойдите к песочнице, представьте, что это пустыня.

Нажмите на песок острым концом палочки, что происходит?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, он проваливается. А теперь нажмите на песок другой стороной палочки. Что мы видим?

Дети: Рассуждают.

Воспитатель: Карандаши не проваливаются. Почему?

Дети: Рассуждают, на них наклеена подушечка и т. д.

Воспитатель: Правильно, так и широкие копыта верблюда благодаря своим поду-шечкам – толстым мозолям не проваливаются в песок. Какой можно сделать вывод: широкие копыта верблюда благодаря своим мозолистым подушечкам не про-валиваются в песок.

Дидактическая игра «Выбери животных пустыни и саванны».

Воспитатель: Ребята, подойдите и встаньте вокруг стола, перед вами разложены картинки с изображениями разных животных. Вам необходимо выбрать животных, обитающих в саванне и пустыне. Распределите животных по месту их обитания.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: Ребята, назовите ваших животных.

Дети: Ответы детей –это слон, он обитает / живет в саванне (медведь не живет в Африке.) и т. д.

Воспитатель: Скажите, а чем питаются слоны, жирафы?

Дети: Травой.

Воспитатель: Правильно, слоны и жирафы едят листья, траву, кору, поэтому как называют таких животных?

Дети: называются травоядными.

Воспитатель: А вот львы и тигры добывают себе добычу, самостоятельно, как их называют?

Дети: Хищниками.

Воспитатель: Ребята, мы уже задержались и нам пора возвращаться, занимайте места в самолёте.

3 часть. Заключительная.

(Во время полёта ведём беседу о путешествии)

Воспитатель: Вот сколько нового и интересного мы сегодня с вами узнали, путе-шествуя только по одной Африке. Ребята, где мы сегодня побывали? Что делали, чем занимались? Вам понравилось путешествие?

Дети: высказывают свои мнения

Воспитатель: А что вам понравилось больше всего? Что вам запомнилось? Ребята, а вы запомнили, почему верблюд не проваливается в песок?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: А что такое барханы, оазис?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Вы молодцы, много запомнили. Я вам подготовила в подарок рас-краски животных Африки.

Публикации по теме:

Конспект физкультурно-оздоровительной деятельности в форме квест-игры «Путешествие по странам» (подготовительная группа)Конспект физкультурно-оздоровительной деятельности в форме квест-игры «Путешествие по странам» (подготовительная группа) Конспект физкультурно-оздоровительной деятельности квест- игра «Путешествие по странам» (Подготовительная к школе группа) Цель: Развитие.

Конспект интегрированного занятия по физкультуре «Путешествие по Африке» для детей 5–6 лет с ОВЗКонспект интегрированного занятия по физкультуре «Путешествие по Африке» для детей 5–6 лет с ОВЗ Цель: создание условий для ознакомления родителей с методами профилактики нарушения осанки и плоскостопия, совершенствования координации.

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в форме квест-игры «Путешествие в мир природы»Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в форме квест-игры «Путешествие в мир природы» Цель: Формирование у детей основ экологической культуры в процессе ознакомления с окружающим миром. В процессе детского экспериментирования.

Конспект НОД в форме игры-путешествия «В гости в детскую поликлинику» в старшей группе Цель: формировать представление о профессии врача окулиста. Задачи: - познакомить детей с профессией врача – окулиста, его деятельностью;.

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [С] в старшей группе в форме квест-игры «Путешествие за сокровищами» Цель: закрепление произношения звука [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнять и совершенствовать.

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по Африке» в подготовительной группе Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Путешествие по Африке» в подготовительной группе. Реализация содержания программы.

Конспект занятия по здоровьесбережению «Мишка-Топтыжка» для детей второй младшей группы в форме путешествия Цель: Продолжать формировать у детей бережное отношение к своему здоровью. Привлечь детей к занятиям физической культурой Развивать физические.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект ОД в форме игры-путешествия «Путешествие по Африке» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Кузнецова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект ОД в форме игры-путешествия «Путешествие по Африке»
Опубликовано: 17 декабря 2023 в 19:11
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД