Папки-передвижки

Игра математический квадрат

Елена Бижина
Игра математический квадрат

Дидактическая игра «Математический квадрат» для дошкольников

Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Ручеек»

Бижина Елена Сергеевна

г. Сорск

2021 г.

Дошкольный возраст самый подходящий период в жизни ребенка для развития математических способностей. Основная база закладывается в период до семи лет. В это время очень просто помочь детям полюбить математику через игры и игровые упражнения и задания. Решить эту важную задачу помогает решить дидактическая игра «Математический квадрат»

Публикация «Игра математический квадрат» размещена в разделах

Нет ничего ценнее, чем помочь ребенку на чувственном опыте освоит базовые представления об объектах окружающего мира, их свойствах: форма, цвет, размер, количество, часть и целое, положение в пространстве. Познавательная мотивация и любознательность формируется в процессе увлекательной игры. Возможность играть одному, в парах и целыми группами позволяет детям учиться общаться и взаимодействовать со взрослым и сверстниками. Графическая инструкция позволяет сформировать навык следовать правилам в игровом процесс, а возможность играть в «Математический квадрат» по личному замыслу - поможет развить творческие способности и получить индивидуальный опыт. Способность действовать по словесной инструкции позволит развить социально-коммуникативные способности и речь. Яркие элементы игры и бесконечное множество возможных вариантов их сочетания принесут ребенку эстетическое удовольствия от процесса и собственных результатов, а также результатов друзей. Вариативность исполнения заданий позволят реализовать личный творческий замысел. «Математический квадрат» отлично развивает детское воображение, которое позволит улучшить творческие результаты ребенка во всех видах деятельности. Через мелкую моторику пальцев и координацию моторики рук происходит физическое развитие ребят.

Возрастной диапазон использования дидактической игры «Математический квадрат» от трех до семи лет. Однако, для детей более старшего возраста эта игра будет не менее интересна.

Цель и решаемые задачи меняются от возраста детей и их индивидуальных особенностей. Уникальность игры в ее много вариантности. Игра хорошо выписывается в обучающую деятельность в подгрупповую и индивидуальную работу, а также будет интересна детям во время самостоятельной деятельности.

В данной игре соблюдается следующая система дидактических принципов:

– принцип психологической комфортности (создается предметно – пространственная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов);

– принцип целостного представления о мире (при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира);

– принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное “открытие” его детьми);

– принцип творчества (процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности).

Цель игры:

Способствовать познавательно – математическому развитию детей.

Задачи:

1. Развивать умение ориентироваться на плоскости и решать задачи в системе координат;

2. Развивать умение работать по схеме, видеть связь между предметами и явлением окружающего мира и его абстрактными изображениями;

3. Развивать мелкую моторику и координацию движений руки;

4. Развивать сенсорные способности, смекалку, воображение;

5. Развивать индуктивное и дедуктивное мышление, дать представление о симметрии, трансформации размера, формы, числа, формирование логико-математических представлений у детей;

6. Способствовать развитию интереса, любознательности, внимания, наблюдательности и самостоятельности.

Этапы работы с «Математическим квадратом»

Первое, что необходимо сделать при знакомстве с игрой – объяснить правила безопасности. Затем, педагог показывает как пользоваться квадратом. Как натягивать и снимать резинки, рассказать правила игры со схемами и без них.

При помощи карточек-схем легко показать, как можно на основе сделать различные узоры и силуэты (геометрические фигуры, предметы, насекомые, и тд). При помощи линий передавать простейшие сюжеты и замыслы: жук, снежинка, машина, листик, дождик и т. д. После того как дети освоили базовые навыки работы с резинками и получили первый положительный опыт игру можно многократно усложнять. Например «оживляя фигуру». Для этого берется простейшая геометрическая фигура и «дорисовывается» до сложной фигуры или сюжетной картинки.

Важный навык, который приобретают дети при работе с дидактической игрой – формирование умения «читать схему» и исполняя ее выкладывать на доске рисунок. Но, это лишь первый этап знакомства детей с возможностями игры. При помощи фантазии и подсказок взрослого ребенок может воплощать любой, даже самый смелый замысел.

Когда основные навыки работы с «Математическим квадратом» у детей сформированы целесообразно приступить к развитию словесного творчества. Ребята с удовольствием рисуют при помощи резинок собственные сказки и истории, а потом рассказывают их. Новые сюжеты можно переносить на схему. Чаще всего дети коллективно включаются в такое творчество и могут совместно иллюстрировать сказки, стихи и песни. А объединив готовые работы нескольких детей, можно по рисункам рассказать, например, сказку от начала и до конца.

Варианты игр в старшем дошкольном возрасте

Игра «Узор по образцу»

Цель:

Познакомить детей с игровым материалом, развивать способность детей к выкладыванию узоров по образцу.

Материал : математический планшет, набор маленьких резинок для творчества.

Описание игры:

Воспитатель дает ребёнку планшет, просит сосчитать штырьки, а потом, взяв резиночки (небольшое количество, показывает, как натягивать резинки на штырьки. Необходимо объяснить ребёнку, что сначала цепляем резиночку за штырёк, а потом тянем снизу вверх или слева направо. Обратите его внимание, что это можно делать не только по прямой, но и наискосок, разворачивая резинку; что резинок может быть не одна, а две, три, де еще разного цвета - пусть ребенок попробует пофантазировать.

В процессе игры можно практиковать счё т: сколько штырьков внутри фигуры, сколько по периметру. Как вариант условно делим готовый планшет пополам. С одной стороны «рисует» воспитатель, с другой – ребенок повторяет рисунок воспитателя.

Игра «Цифры играют в прятки»

Материал : математический планшет, схемы цифр.

Цель: закреплять знание цифр, продолжить учить работать со схемой, развивать моторики рук, творческого воображения, внимания ребенка.

Описание игры: Детям предлагается вспомнить, какие цифры они знают. Задумать любую из цифр. Выложить ее на планшете одним цветом, а затем «спрятать», превратить с помощью резиночек и геометрических фигур во что-либо. По готовности ребёнок представляет всем получившееся изображение, а остальные участники разгадывают, какая цифра «спрятана».

Вариант: Аналогично можно прятать буквы. Игру можно сопровождать загадками или стихами про числа и буквы.

Уровень сложности: цифра рисуется одним цветом, а узор, за который она прячется другим, в этом случае отгадывать будет легче. Для того чтобы усложнить загадку, можно использовать один цвет, либо сочетать цвета так, чтобы спрятанная цифра не была явно видна.

Низкий: по образцу.

Средний: по схеме.

Без названия (1).pngБез названия. png

Высокий: по замыслу.

Игра «Часть и целое»

Цель:

развивать глазомер; формировать понятие о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей; формировать умение называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.

Материал : математический планшет, набор маленьких резинок для творчества.

Описание игры:

Воспитатель выкладывает на планшете большую фигуру, включающую несколько рядов гвоздиков, например трапецию, прямоугольник, треугольник. Затем предлагает ребенку поделить ее на равные части, проводя «линии» резиночками или разделить на максимальное количество частей (какое, посчитайте вместе) и назвать эти кусочки - геометрические фигуры.

Игра «Пространственное ориентирование»

Цель:

совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений (вверху, внизу, слева, справа); закреплять знания названий геометрических фигур, цвета и величины.

Материал : математический планшет, набор маленьких резинок для творчества, геометрические плоские фигуры.

Описание игры:

расположи снизу большой зеленый треугольник, а сверху два маленьких: красный и синий и т. д. · расположи слева квадрат и треугольник, а справа – две трапеции; · Какие фигуры и какого цвета расположены слева на планшете? Задание можно разнообразить, давая детям задания: · Какая фигура справа от квадрата?; · Какого цвета треугольник снизу?; · Сколько треугольников сверху?; ·Воспитатель «рисует» на планшете геометрические фигуры (или просит детей «нарисовать») и задает вопросы:

Игра «Чудесные превращения»

Материал : математический планшет, набор резиночек для творчества, геометрические фигуры.

Цель: развитие творческих способностей, воображения, меткой моторики рук.

Описание игры: «Оживляем» геометрические фигуры: на поле изображается квадрат, прямоугольник или треугольник, линия прямая или ломаная, а затем с помощью резиночек и геометрических фигур картина «дорисовывается», например, прямоугольнику добавляются круглые колеса, квадратные окна и получается автобус.

Дети рассказывают, во что превратилась фигура.

Вариант: Дети играют в парах. По очереди дополняют картинку с помощью изображения одного элемента. Рассказывают, что изображено на картине, какие геометрические фигуры они использовали и сколько.

Без названия (2).pngБез названия (3).png

Игра «Сколько гвоздиков внутри»

Цель:

упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей.

Материал : математический планшет, набор маленьких резинок для творчества.

Описание игры:

Воспитатель дает задание ребенку «нарисовать» резинками фигуру, внутри которой будет один гвоздик. Теперь такую фигуру, в которой будет два гвоздика. Теперь пусть ребенок придумает самые разные фигурки, внутри которых только один, не занятый резинками гвоздик. Другое задание: придумать фигуру, внутри которой ни одного гвоздика.

Игра «Загадки»

Цель:

развивать умение создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения); анализировать форму предметов в целом и из отдельных частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, по представлению; развивать фантазию и речь.

Материал : математический планшет, набор маленьких резинок для творчества.

Описание игры:

Воспитатель загадывает загадки, а отгадки ребенок «рисует» резиночками на планшете.

Варианты загадок:

1. От ветра он не прячется, а, грудь, подставив, катится. (Парусник)

2. Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожка, Шляпка есть - нет головы. (Гриб)

3. Летом вырастают, осенью опадают. (Листья)

4. Вставь в замочек, поверни. Дверь любую отопри

Ростом мал, но так могуч. Называется он… (ключ!

5. Спал цветок и вдруг проснулся - Больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел. (Бабочка)

«Занимательные задачи»

Всем известны задачи со счетными палочками. При работе с ними возникают некоторые неудобства, во-первых при выкладывании они сдвигаются, что нарушает форму фигуры, во-вторых существуют задачи, при решении которых, недостаточно длинны палочки, например, разделить квадрат на два треугольника.

С помощью математического планшета и резиночек для творчества эти проблемы легко решаются, у ребенка появляется возможность для развития творчества и мелкой моторики рук.

Материал : математический планшет, набор маленьких резинок для творчества.

Цель: упражнять в умении составлять геометрические фигуры с помощью определенного количества резиночек, пользуясь приемом «пристроения». Уточнение представлений детей о геометрических фигурах; их элементарных свойствах (количество углов и сторон)

Описание игры. Воспитатель предлагает детям отсчитать 5 резиночек, проверить и положить их перед собой. Затем говорит: "Скажите, сколько потребуется резинок, чтобы составить треугольник, для одной стороны используем одну резиночку. Сколько потребуется резиночек для составления двух таких треугольников? У вас только 5 резиночек, но из них надо составить тоже 2 треугольника. Подумайте, как это можно сделать, и составляйте". При обсуждении пользоваться выражением "пристроил к одному треугольнику другой снизу" (слева и т. д.)

Составить 2 равных треугольника с помощью 5 резиночек.

Составить 2 равных квадрата с помощью 7 палочек.

Рисуем «Узоры на окнах»

Материал : математический планшет, геометрические фигуры.

Цель: развитие творческого мышления, воображения, моторики рук.

Описание игры: Коллективная работа. На планшете дети «рисуют» с помощью резиночек и с использованием геометрических фигур по теме. Планшеты соединяются с помощью резиночек, дополняя рисунок.

Что за звёздочки резные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь - вода в руке. (Снежинки)

Без названия (4).png

Варианты игр. Тема; Рисунок; Поля объединяются в ряд или прямоугольное; квадратное поле; Транспорт; Автобус, трамвай, машина и т. п. ; Дорога; Растения; Садовые, полевые, комнатные растения; Сад, поле, луг, оранжерея; Насекомые; Жуки, бабочки, палочники и т. п. ; Зеленая поляна; Осень; Листья разных деревьев; Осенний ковер.

Уровни сложности:

Низкий: по образцу.

Средний: по схеме.

Высокий: по замыслу.

Игра «Большой-маленький»

Цель:

совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные больше и меньше.

Материал : математический планшет, набор маленьких резинок для творчества, геометрические плоские фигуры.

Описание игры:

Воспитатель «рисует» маленький домик, елочку, снежинку, и предлагает ребенку рядом изобразить большой домик, звездочки, снежинку и т. д.

Игра «Столбики»

Цель:

совершенствовать умение сравнивать несколько предметов по высоте; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные выше и ниже.

Материал : математический планшет, набор маленьких резинок для творчества, геометрические плоские фигуры.

Описание игры:

Воспитатель «рисует» линию определенной высоты, и предлагает ребенку рядом изобразить линию выше и ниже. Задать ребенку вопрос: какой столбик выше: желтый или розовый и т. д.

Игра «Линии»

Цель:

совершенствовать умение сравнивать несколько предметов по длине; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные длиннее и короче.

Материал : математический планшет, набор маленьких резинок для творчества, геометрические плоские фигуры.

Описание игры:

Воспитатель «рисует» линию определенной длины, и предлагает ребенку рядом изобразить линию длиннее и короче. Задать ребенку вопрос: какая линия короче: желтая или синяя и т. д.

Игра «Угадай и проверь»

Цель:

совершенствовать умение ориентироваться на ограниченной территории; развивать глазомер; формировать понятие о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей.

Материал : математический планшет, набор маленьких резинок для творчества, геометрические плоские фигуры.

Описание игры:

Воспитатель задает ребенку вопрос: сколько домиков и какого цвета можно разместить на планшете? Ребенок может попытаться ответить, просто глядя на планшет, а затем решить задачу практически. Можно придумать разные задания этого типа в зависимости от того, какого цвета гвоздики использованы на планшете.

Иллюстрирование и разучивание стихотворения «Букет для мамы»

Цель: развитие умения работать по схеме, развитие речи, моторики рук, воспитывать умение составлять коллективную работу.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Лисья берёзы, ветка рябины,

Без названия (5).pngБез названия (6).png

Листики, тополя, листья осины,

Без названия (7).pngБез названия (8).png

Листики дуба мы соберём,

Без названия (9).pngБез названия (10).png

Маме осенний букет отнесем.

Какой листик не попал в букет для мамы?

Ход игры: дети по схеме на планшете «рисуют» резинками и геометрическими фигурами свою часть стихотворения. Затем планшеты объединяются в ряд и можно рассказать стихотворение.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Логический квадрат»Дидактическая игра «Логический квадрат» Хочу поделиться с вами увлекательными играми, которые мы сделали из лоскутков ткани. Игра "Логический квадрат"Цель : Развивать логическое.

Дидактическая игра «Математический кейс»Дидактическая игра «Математический кейс» Дидактическая игра "Математический кейс" Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших.

Дидактическая игра «Математический квадрат»Дидактическая игра «Математический квадрат» Пополняя развивающую среду математической зоны решила сделать данное пособие. Основа для будущего пособия,пустотелый квадрат,и натолкнула.

Дидактическая игра «Математический планшет с крышечками» для развития математических способностей дошкольниковДидактическая игра «Математический планшет с крышечками» для развития математических способностей дошкольников Развитие математических способностей, по мнению учёных необходимо развивать в дошкольном возрасте. Именно в дошкольном возрасте необходимо.

Дидактическая игра «Волшебный квадрат»Дидактическая игра «Волшебный квадрат» Уважаемые коллеги!Представляю Вашему вниманию дидактическую игру "Волшебный квадрат". Над созданием данной игры, которая является также.

Мастер-класс «Квадрат настроений»Мастер-класс «Квадрат настроений» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников. Эмоции помогают детям воспринимать окружающую действительность,.

Дидактическая игра «Математический чудо-паровозик»Дидактическая игра «Математический чудо-паровозик» Чеснокова Элла. Многофункциональная игра для изучения цвета, формы, количества предметов, обучение сложению и вычитанию в пределах 10.

Развивающая игра «Квадрат Воскобовича четырехцветный, или Квадратные забавы»Развивающая игра «Квадрат Воскобовича четырехцветный, или Квадратные забавы» Тема: «Развивающая игра: «Квадрат Воскобовича четырехцветный» или «Квадратные забавы». Уважаемые коллеги! Я думаю, что многие из вас.

Развивающая игра «Квадрат Воскобовича двухцветный»Развивающая игра «Квадрат Воскобовича двухцветный» Развивающая игра "Квадрат Воскобовича двухцветный" Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию ещё одну замечательную развивающую игру.

Развивающая игра «Прозрачный квадрат, или Нетающие льдинки озера Айс»Развивающая игра «Прозрачный квадрат, или Нетающие льдинки озера Айс» Тема: Развивающая игра «Прозрачный квадрат» или «Нетающие Льдинки озера Айс». Лариса Гацко. Блог. Прозрачный квадрат Воскобовича – это.

Библиотека изображений:

Публикация Игра математический квадрат (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Бижина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Игра математический квадрат
Опубликовано: 22 февраля 2021 в 23:12
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД