Папки-передвижки

Игра как способ коррекции поведения ребёнка с дефицитом внимания

Олеся Гольмакова
Игра как способ коррекции поведения ребёнка с дефицитом внимания

Что такое «игровые эпохи» - это этапы. Понимание игровых эпох сильно перестраивает работу и заставляет задуматься о том, какие игры мы можем предлагать нашим детям.

У ребёнка нет сюжетной игры, игра есть манипулятивная. Это не плохо. Никольская Ольга Сергеевна: «В отклоняющемся специфическом и аутистическом развитии нет ничего чего бы не было в корне».

Публикация «Игра как способ коррекции поведения ребёнка с дефицитом внимания» размещена в разделах

Ну, вот, составляет ребёнок рядочки; но составлять рядочки – это норма. Рядочки – это этап развития психики; - это структура занятия. Составление рядочков – это не есть только для РАС; это нормальное развитие; просто дети с задержкой могут надолго оставаться на одном этапе игры, на одном этапе психического развития.

Д. Б. Эльконин говорил, что сюжетная игра появляется в 2,5-3 года, когда ребёнок начинает совершать мнимые действия.

Ребёнок не прошё л все этапы психического развития: он не познакомился с миром, с собственным телом, с отношениями между людьми; не сформировались образы (а речь – это образы). Когда логопед говорит «кошечка», ребёнок не может представить себе кошечку, потому что у него нет образа, он не узнаёт её. Ребёнку будет всё равно на эту Репку, потому что ему не интересно, это не приносит ему удовольствие.

1-ая игровая эпоха – эта игра выглядит не как мы обычно представляем игру: «я рассадила всех лялек и они ходят в гости, режут тортик».

А что? Дети с ЗПР, РАС, с сенсорной депривацией вообще не играют?

Играют. Да, у них нет сюжетной игры, потому что они на более ранних этапах развития игры.

Для чего нужна игра?

для структуризации представлений о мире, представлений о себе;

для получения удовольствия.

1-ая игровая эпоха – это сенсорная игра.

Это не когда ребёнок получает удовольствие не от каких-то умозрительных процессов: «я представляю, что это ляля – моя доченька, а я мама и я варю ей кашку». Это, когда ребёнок накапливает представление о собственном теле, об окружающем мире, «ловит сенсорные ощущения» Например: потряхивание руками, раскачивание – это поиск сенсорных ощущений, получение удовольствия от сенсорных ощущений.

Ребёнок набирает ощущения, учится следить глазами за предметами окружающего мира, получает впечатления о том, что у него есть тело, он чувствует его, есть какие-то люди рядом.

Примеры сенсорных игр

Все монотонные игры, все бесконечные рядочки, катание машинки, ребёнок просто крутит колёса машинки и наблюдает за этим (в этот момент он получает удовольствие от ритмичного перекатывания, от этого действия, и эти действия структурируют его представления об окружающем мире, т. е. все игры с простым повторяющимся ритмом.

Потряхивание руками, раскачивание телом, катание машинки, прокрутка колёс у машинки, выстраивание рядочков, бросать машинку (нравится звук, получает акустические ощущения, перекладывание чего-либо «вытаскиваю-наполняю» (эта игра на стыке 1 и 2 эпох).

2-ая игровая эпоха – это игры с прерывающимся ритмом, игры с острыми ощущениями, игры с эмоциями.

Это игры, когда первые манипуляции с предметами, когда ребёнок начинает узнавать, что это молоток, а это машинка.

Ребёнок на этапе сенсорной игры может находиться и в возрасте 3, 4, 8, 10 лет, если этот ребёнок с грубой умственной отсталостью, либо этот ребёнок с РАС (его интеллект высок, а удовольствие он получает только от сенсорных игр).

Игра в «ку-ку» - это яркий пример игры 2-ой эпохи. Во время игры ребёнок переживает страх и получает от этого удовольствие; он чувствует, что берёт свой страх под контроль (чуть-чуть страшно, но прикольно, приятно).

Игры 2-ой эпохи со сменяющимся ритмом, с кульминацией – игра «Ехали, ехали, в ямку - бух».

Если вы 1-месячного ребёнка будете так качать, а потом подкинете. То он это не поймёт, не оценит, он просто испугается, потому что у него ещё нет представлений о своём теле и об окружающем мире.

Если на 1-ой эпохе ребёнку нравится просто раскачиваться, то на 2-ой эпохе ребёнку нравится качать-качать и подбросить (это и сенсорика, и предугадывание, и причинно-следственные связи). А на 3-ей эпохе – ребёнку не просто будет нравиться, что вы его качаете, а вы ему говорите: «давай, я охотник, а ты – лисёнок. Я тебя в одеяло поймал и хочу тебя в сетку посадить, а ты 1-2-3 – выпрыгнул и убежал». На этом этапе ребёнок от сюжета получает удовольствие.

То же самое игра в «Кошки-мышки» : «Я кошка, а ты – мышка, я буду тебя ловить.». На 2-ом игровом этапе ребёнок не может представить. Что он-мышка, а вы – кошка. От чего он будет получать удовольствие? Просто от того, что он убегает, а вы догоняете, даёте ему сенсорные впечатления от объятий. А когда он понимает, что он мышка, вы – кошка, он получает другое удовольствие и оно наслаивается на пройденные игровые эпохи.

Если ребёнок сложный, нужно последить, как он играет, от чего получает удовольствие (если мы говорим про коррекционное занятие, если мы хотим наладить с ним отношение или аккуратно перевести ребёнка с одного этап игры на другой. Нужно побыть с ним на том игровом уровне, на котором он находится.

Чаще всего наши дети находятся на 2-ом игровом этапе, когда они готовы к проживанию эмоций, когда им нравятся игры с сигналом «стоп», нравится предугадывание, нравятся причинно-следственные связи, нравятся игры с кульминацией.

Дети с грубым нарушением внимания могут быть на разном уровне игры. Мы поговорим про детей, которые очень быстрые (СДВГ, они почти не сидят, правила никаких не понимают, им всё равно, что это белочка, а это мышка, они всё кидают. Что нам делать?

Что такое игра?

Это то, что приносит ребёнку удовольствие, во что он играет сам. То, что мы используем в коррекционной работе – это игры? Нет. Скорее всего, это упражнение, которое направлено на то, чтобы развивать внимание ребёнка, обратить его внимание на нас и выстроит хоть какой-то первичный диалог. Мы, как специалисты, хотим этого, чтобы он начал воспринимать нас как полноценного участника коммуникационного акта, чтобы он начал получать удовольствие от совместных игр, чтобы он научился соблюдать очерёдность.

Можно ли назвать обучающие игры играми? Наверное, нет. Скорее всего, это упражнения, которыми мы ребёнка хотим обучить. Когда ребёнок приходит к нам, и мы говорим, что сейчас будем играть, то это, конечно, обман. Мы не играем, мы выполняем коррекционные задачи.

Поэтому мы будем говорить про некоторые упражнения.

Сначала, нужно посмотреть, что ребёнка привлекает, что ему нравится. Если мы говорим про ребёнка с грубым нарушением внимания, то в игре, которую мы ему предлагаем, его должно что-то цеплять.

Вот некоторые упражнения, которые можно адаптировать под своего ребёнка.

Детям с нарушенным вниманием нужны игры с сигналом «стоп». Они организуют нервную систему, учат собираться, останавливаться; они являются играми с кульминацией и приносят детям много удовольствия.

В них может быть сенсорный компонент. Например, ребёнку нравится, когда вы его качаете: качаем, качаем, качаем – «стоп» + прижимаем к себе («поймали»). В чём тут удовольствие – ребёнку нравится раскачивание и глубокое надавливание (это из сенсорного блока).

А мы работаем дальше с ребёнком и вытягиваем его на следующий игровой этап: учим предугадывать, когда у нас есть ритм и он прерывается (это очень важно).

Ребёнок уже на 4-ый раз при слове «стоп» будет группироваться сам. Это - очень классная игра!

Можно при слове «стоп» бросать его на кровать. Эта простая игра, в которой реализуется куча полезных для психики, внимания вещей, а также для диалога:

ребёнок воспринимает вас как полноценного партнёра игры; без вас он не может сам раскачиваться и себя сжимать;

ребёнок учится причинно-следственным связям: после «стоп» тётя меня сожмёт и сбросит;

ребёнок учится группироваться.

Ребёнку должно обязательно хотеться этой кульминации. Если ему неприятно ваше сжимание, бросок на кровать, то эта игра не подходит; кульминация должна приносить удовольствие.

Можно играть в игру «стоп» в кругу (если я хлопну в ладоши, ты остановишься, но не все эту игру возьмут, ребёнок не будет стоять и ждать, убежит.

Поэтому, если у ребёнка полевое поведение и его можно чуть-чуть организовать, поймать. Он даёт контакт глаз, и ещё начинает ждать – это просто замечательно.

Похожие игры на прерывание (смену) ритма – это раскачивание в одеяле (с 2-ух сторон взрослые берут одеяло; 1-2-3-4-5-подбросили).

Если ребёнку доставляет удовольствие эта кульминация, то ребёнок будет готов с вами в неё поиграть. Какой интерес ребёнка в этой игре? (он ждёт сенсорного удовольствия) Какой наш интерес? (мы учим ребёнка предугадывать, группироваться по сигналу; ребёнок не демонстрирует полевое поведение, не убегает, он с нами играет, он ждёт, когда вы его подбросите; и ещё ребёнок понимает, что без вас это сделать он может, а это социальный компонент; понимает, что люди нужны).

И, вот эти сенсорные игры приходят нам на помощь. Потому что, если с помощью предмета мы его организовать не можем, то мы должны спуститься и организовать его с помощью тела.

Ещё игра – поднимание маленького ребёнка в пластиковом ящике (на 1-2 раскачиваем, на 3 – поднимаем, как будто полетел).

Игра с широкой лентой, верёвкой. Накладываем верёвку на спину, концы верёвки выходят из-под подмышек, логопед стоит лицом к ребёнку, держит 2 конца верёвки в руках, начинает тянуть на себя ребёнка : «тяну, тяну, тяну - оп» (тянем-притягиваем-обнимаем). Сенсорное удовольствие: «иди-иди-иди-оп». Эта игра тоже 2-ой эпохи, когда мы учим ребёнка ждать кульминации. Эта игра со сменой ритма, а также с причинно-следственной связью, с последовательностью действий.

! !! Затем обязательно меняемся ролями («теперь ты меня тяни»).

Игра «Достань игрушку» (на конце длинной верёвки привязана игрушка, желанная для ребёнка; логопед кидает её далеко вперёд, а ребёнок тянет, перебирая верё вку 2-мя руками: тянет, тянет, тянет - достал). Эта игра тоже с кульминацией.

Игра «Уничтожение мух (пчелы, любого предмета)». Ребёнок может понимать, что это муха, может не понимать. Тут важно учить его пользоваться инструментами (клюшка, парка, выбивалка). Учить сбивать муху чем-то с поверхности. Часто на этом уровне развития дети не пользуются ложкой, они едят руками. Логопед показывает, как можно сбить муху. Что нравится ребёнку? Предмет упал с каким-то звуком, резкое движение, причинно-следственная связь. Детям нравится, но они стремятся бросить инструмент и делать это рукой. Что делает педагог? Не просто ребёнок скидывает предметы. Все предметы выставляет педагог, называет предметы, стимулирует к диалогу: «ещё один, давай сбивай»; можно сбивать по сигналу: 1, 2, 3 – бей. Эта игра организует внимание (ребёнок ждёт, когда вы поставите предмет, а не убежал, тут ребёнок учится соблюдать простое правило: «я ставлю, ты – сбивай». Это усвоение ролей, усвоение очерёдности действий. Если ребёнку нравится сбивать, то педагог реализует здесь много своих пед. потребностей. Например: Ой, подожди, сейчас я из того угла принесу предмет и поставлю его. Ребёнок ждёт (есть мотивация). А теперь меняемся ролями: «ты ставь, а я буду сбивать». Если педагог дошёл до смены ролей, то дальше воспитывать вербальный диалог будет гораздо проще.

! Усложнение игры с мухой: муха летает по всей комнате, а ребёнок следит, куда же она села; иди, сбивай, кыш. Если ребёнок знает слова, можно отработать запрет: «ай-я-яй, нельзя садиться». Исследование пространства: «Теперь села на диван».

Игра с пустой бутылкой на дутьё (насос для шариков). Нажимаем – воздух выходит. Раскладывание на разные части тела ребёнка пёрышек и сдувание (сенсорное ощущение). Расширяем задачи: увеличиваем ожидание («куда же положить, может сюда, может туда; ребёнок ждёт»). Затем смена ролей.

Суть работы, игр для детей с грубым нарушением внимания в том, что мы должны выбрать какую-то сенсорную мотивацию, которая им нравится и через неё реализовывать задачи:

очерёдности;

смены ролей;

понимание причинно-следственных связей;

ожидание кульминации;

предсказывать и предугадывать.

Бывает такое, когда ребёнок перескакивает через 2-ую эпоху: сразу из 1-ой в сюжет.

А ведь 2-ая очень важна: ощущение «я могу», «я рукой так сделаю – всё развалилось, подожду – и там это появится». Это – очень важный этап развития эмоций.

Ещё игры:

o Держи сачок, а я буду тебе бросать в него, ты лови;

o Я тебе качу мячик, а ты сачком лови;

o С зонтиком: медленно шагаем: топ-топ-топ-, а теперь быстро: топтоптоп….можно под зонтик спрятаться; игра со сменой ритма;

o Куда фонариком свечу, туда приклеивай наклейки (сенсорная игра с ожиданием).

Если ребёнок не играет в сюжет, это не значит, что у него нет игры. Если у ребёнка грубо нарушено внимание, и вы не можете ему объяснить про теремок, значит ничего страшного. Играйте с ним на том уровне, на котором он находится сейчас, потому что так больше шансов перетащить его на следующий уровень.

Если он находится ещё на сенсорном уровне, значит, он ещё не насытился этим. Значит, нам надо больше дать сенсорного и тогда легче его будет перевести на следующий уровень. Ищите те сенсорные ощущения, которые ему нравятся, и становитесь причиной появления этих сенсорных ощущений. Ребёнок обязательно должен вас заметить и оценить вас как источник положительных эмоций. Нравится ребёнку трясти верёвочками, подготовьте ему пакет с верёвками и выдавайте по 1. Этим вы располагаете его доверие к себе.

Если мы знаем, ЧТО ребёнку приносит удовольствие в игре, то из этого легко сформировать игру, в которой будут закрываться коррекционные потребности.

Предыдущие эпохи не отмирают, одна эпоха надстраивается на другую.

Публикации по теме:

«Быстрый мяч». Игра для развития внимания и ловкости у детей дошкольного возраста«Быстрый мяч». Игра для развития внимания и ловкости у детей дошкольного возраста Вашему вниманию предлагаю веселую групповую игру с мячами на развитие у детей дошкольного возраста внимания и ловкости. *Инвентарь - мячи.

Дидактическая настольная игра для развития памяти и внимания «Мемори. Эскимо»Дидактическая настольная игра для развития памяти и внимания «Мемори. Эскимо» Предлагаю вашему вниманию настольную карточную игру "Мемори. Эскимо" "Мемори" - это карточная настольная игра на развитие памяти и внимания.

Игра-мемори для развития внимания и кругозора для дошкольников «Забавные насекомые»Игра-мемори для развития внимания и кругозора для дошкольников «Забавные насекомые» Игра - мемори "Забавные насекомые" Игра предназначена для детей дошкольного возраста. Количество участников 2-6 человек. Цель: развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как способ коррекции поведения ребёнка с дефицитом внимания
Опубликовано: 13 мая 2024 в 14:18
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра как способ коррекции поведения ребёнка с дефицитом внимания» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Гольмакова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД