Лучший педагог года

Игра как показатель развития

Наталья Журавлева
Игра как показатель развития

«Что наша жизнь? Игра- это умозаключение классика недаром стало крылатой фразой. Трудно переоценить вклад игры в развитие

ребенка. Играя, он познает мир, учиться общаться, совершенствует

физические, интеллектуальные и волевые навыки. Игра- это средство выплеснуть накопившееся напряжение, освободиться от тревоги и страха, отдохнуть и примерить на себя другую модель поведения. В игре дети способны решить много проблем и добиться разных высот.

Публикация «Игра как показатель развития» размещена в разделах

По мере роста ребенка изменяются и его игры. Мы с вами сегодня поговорим о творческих играх. Творчество – это всегда процесс создания чего-то нового: каких-то ценностей материального или духовного мира. Чтобы создать такой продукт, человек должен обладать уже достаточными способностями и умениями, а также владеть определенными знаниями и иметь желание создать что-то свое, уникальное и оригинальное.

Конечно, серьезные произведения искусства создаются не сразу - личность проходит длинный путь развития своих творческих способностей. Сегодня мы с вами попробуем понять, когда возникает способность к творчеству, как она проявляется и развивается со временем.

Самый распространенный вид детского творчества - это рисование. Малыши относятся к нему как к новой игре. У детей младше 3-х лет это отражение нового открытия (оказывается, если взять карандаш и провести по бумаге, то останется линия какой-то формы). Ситуация меняется, только когда ребенок становится способным подчинять свое поведение какой-то цели. Обычно это происходит в три, а чаще в 4 года. В этот период начинает свое бурное развитие воображение ребенка. Чтобы увидеть в нарисованном лошадку или машину, подчас и взрослым необходимо хорошее воображение.

Конечно дошкольники больше играют в рисование, чем серьезно им занимаются. Соответственно и взрослые пока не очень критичны к результатам их творчества. С возрастом изменяется качество рисунков, картинки изображенные одними ребятами могут отличаться от картинок, созданных другими ребятами. Причина различия в том, что рисование- это игровая деятельность, в которой отражается как эмоциональное состояние, так и уровень его общего развития. Каким должен быть рисунок вашего ребенка?

Чтобы ответить на этот вопрос, последим за развитием детского рисунка.

В 3-4 года- это как правило примитивные рисунки. Чаще всего они отображают один предмет. Какой? Это не всегда легко понять. Лучше спросить об этом у самого ребенка. Он может сказать, что сам не знает- значит это просто свидетельство активности в освоении мира. Если же ребенок хотел изобразить человека или кошку, то можно сказать, что замысел был и малыш попытался его реализовать. И не беда, что вместо кошки вы обнаружите овал, а вместо человека - неровный круг. Это нормально для этого возраста. В данном возрасте они сосредотачивают свое внимание не на предмете в целом, а на его отдельных частях. В 3-х летнем возрасте действиями ребенка руководит больше воображение, чем разум.

Дети от 4 до 5 лет прорисовывают детали гораздо чаще. Но необходимо отметить, что их изображения еще не обладают объемом- то, что имеет определенную толщину в действительности. На их рисунках выглядит плоским, например, рука изображается в виде палочки. Для этого же возраста характерно изображать дам, человека, кошку – одной величины. Зато вы можете гордиться, что в рисунке ребенка возник сюжет. А если ребенок помимо туловища наградил своего героя пальцами на руках, глазами и ушами на голове, да еще пол можно различить по одежде, значит, развитие воображения и творческого изображения идет семимильными шагами.

Возраст от 5 до 6 лет, наверное, самый продуктивный в плане рисования. Дети уже неплохо рисуют и любят это занятие. Темой рисования может стать все новое - увиденное, услышанное или даже почувствованное. В этом возрасте ребенок стремится изображать предметы так, чтобы они были узнаны окружающими. Поэтому часто заимствуют шаблоны. Так появляется стереотипное солнышко в углу рисунка, домик из квадрата и треугольника. При этом дети стараются все изображать по правде, они начинают соблюдать пропорции, пытаются отобразить объем фигур. Замысел рисунка ведет за собой действия самого ребенка. Если он хочет, чтобы на его картинке человек погладил кошку, то он будет пытаться изобразить человека нагнувшимся. Конечно, это получится не сразу. Поэтому большинство хорошо развивающихся детей, способны стирать нарисованное и пытаться исправить изображение, видя его расхождение с замыслом. Это не просто ребенок научился пользоваться стирательной резинкой, а проявление зачатков такого важного для жизни качества, как умение ставить перед собой цель, выбирать пути ее достижения и реализовывать их.

Дети 6-7 лет - существа гораздо более социальные, чем были год или два назад. Этот факт находит отражение и в рисунках. По этим рисункам можно уже определить, кто автор- девочка или мальчик, где они живут. Но сюжеты остаются - это изображения людей и животных, но прорисованы более детально, объемно, часто с передачей настроения. Это уже не схема, а целостная картина.

Развитие рисунка продолжается и после 7 лет, но как правило под руководством взрослых. И из игры превращается в занятие.

Рисование не единственный вид творчества. В дошкольном возрасте ребенок осваивает конструирование. Дети 3-4 лет обычно осваивают игру под названием «Колобашки», в процессе которой они учатся понятиям объем, форма, размер. Любят крупный конструктор и создают предметы из 3-5 деталей.

Дети 5-6 лет создают более сложные конструкции из большего количества деталей, при этом они руководствуются каким-то образцом, схемой или своей фантазией.

Опыт свободных игр очень важен для естественного развития ребенка - в них он учится что-то создавать, творить своими руками.

Любовь к такого вида занятиям может стать основой здоровой созидательной жизненной позиции. Радуйтесь вместе с детьми, что они растут и могут уже многое делать самостоятельно, могут выражать свои переживания в рисунке или конструкции и быть понятыми другими через этот результат творчества.

Мы сегодня поговорили с вами немного о творческих играх. Но если рассматривать жизнь маленького человечка, то в ней много и других игр соответствующих возрасту. Например - это игры с перевоплощением. Этот этап детской игры очень важен в развитии.

Во - первых, он говорит о более последовательной работе воображения и памяти. Не имея перед собой зрительный образ, ребенок может регулировать свое поведение, мысленно сверяясь с ним.

Во- вторых, имитационная игра- это важный шаг при переходе к настоящей ролевой игре.

В-третьих, поставить себя на чье-то место - это способ познания окружающей реальности.

Есть игры социальные, в которых наши дети совершенствуют навыки общения и взаимодействия с другими людьми. И много других игр. Если вас заинтересовала эта тема, то мы можем продолжить ее на других занятиях «Школы для родителей». Мы можем обсудить как при помощи игр помочь ребенку поднять самооценку, если это необходимо. Помочь справится с появившимися страхами, научить самоконтролю, как помочь гиперактивному ребенку, как при помощи игр развивать внимание, память.

А сейчас мы с вами проведем небольшой тест (лично для каждого). Проверьте себя, сумели ли вы создать своему ребенку благоприятную атмосферу для развития его творческой личности.

(этот тест я нашла где-то в недрах интернета)

Мини-тест «Помогаете ли вы развиваться ребёнку творчески

1. Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно.

2. Все вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.

3. Я поставила стенд, на котором ребенок может показывать свои работы.

4. Не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на стуле, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.

5. Я предоставила ребенку комнату или часть комнаты исключительно для его занятий.

6. Обязательно показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.

7. Поручаю ребенку посильную работу.

8. Помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения.

9. Беру ребенка в поездки по интересным местам.

10. Устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы ребенок ему следовал.

11. Никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.

12. Никогда не наказываю ребенка унижением.

13. Снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.

14. Приучаю ребенка мыслить самостоятельно.

15. Регулярно читаю ребенку.

16. Побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.

17. Нахожу время каждый день, чтобы побыть с ребенком наедине.

18. Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейных дел и путешествий.

19. Никогда не дразню ребенка за ошибки.

20. Хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы и песни.

21. Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.

22. Позволяю ребенку играть со всяким хламом.

23. В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы.

24. Не хвалю его беспредметно и неискренне.

25. Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.

26. Даю ребенку возможность самостоятельно принимать решения.

27. Никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: "Я этого тоже не умею".

28. Поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.

29. Верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему.

30. Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не уверена в позитивном конечном результате.

Если Вам удалось ответить утвердительно на все вопросы - браво, Вы делаете все, чтобы Ваш ребенок рос творческой личностью, не закомплексованной и ориентированной на успех и достижения. Если утвердительных ответов большинство - Вам есть над чем работать. Ну а если отрицательные ответы доминируют - срочно пересматривайте свои отношения с ребенком (и прежде всего - свое отношение к нему!

Публикации по теме:

«Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка» «Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка»Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с.

«Игра как деятельность, форма и метод развития и саморазвития ребёнка» Игра подобна реке у которой два берега. Один берег реки-забава, другой-нравственный урок. Игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются.

Игра как средство общения и развития ребёнка «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое весь духовный мир ребенка.

Песочная терапия как важный показатель благополучного развития детей-дошкольниковПесочная терапия как важный показатель благополучного развития детей-дошкольников На своих занятиях я стараюсь чаще использовать игры с песком. Я приготовила для них очень необычную игру. Рисование кварцевым цветным песком.

Готовность будущих социальных педагогов к формированию социальных компетенций обучающихся как показатель социального качества Клипинина В. Н., кандидат педагогических наук, доцент Вашнёва В. И., старший преподаватель ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К ФОРМИРОВАНИЮ.

Проект «Игра как средство развития личности ребёнка» Игра, как средство развития личности ребёнка. ___ воспитатель: Яковлева Наталья Владимировна Полевской,.

Народная подвижная игра, как средство развития личности ребенка Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. Многие виды фольклора подтверждают предположение ученых о том, что истоки по-движных.

Обобщение опыта работы «Игра как средство развития речи»Обобщение опыта работы «Игра как средство развития речи» I. Описание опыта. 1.1. Условия возникновения и становления опыта. Актуальность. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком.

Пальчиковая игра как средство речевого развития детей Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В настоящее время можно.

Игра как средство развития речи дошкольников Игра как средство развития речи дошкольников. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный.

Библиотека изображений:

Публикация Игра как показатель развития (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Журавлева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Игра как показатель развития
Опубликовано: 25 января 2018 в 13:34
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД