Папки-передвижки

Игра-драматизация как средство формирования коммуникативных навыков старших дошкольников

Елена Васильевна Алексеева
Игра-драматизация как средство формирования коммуникативных навыков старших дошкольников

В дошкольном возрасте дети обладают уровнем конкретного, образного, наглядного мышления. К абстрактным понятиям они переходят гораздо позже. Поэтому, чем живее, ярче, образнее, эмоциональнее будет выстроено взаимодействие, чем сильнее воспитатель будет сориентирован в чувствах и интересах своих воспитанников, тем успешнее будет проходить весь воспитательно-образовательный процесс. Наиболее полно, на наш взгляд, в этом может помочь метод драматизации. Уже в XVII веке к идее драматизации обращался великий педагог Я. А. Коменский, используя название «дидактический театр». В России также использовались разные средства театральной педагогики. В частности, Л. С. Выготский подчеркивал значимость элементов драматизации, присутствующих в играх детей : «Игра-драматизация дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества». В толковом словаре С. И. Ожегова термин «драматизация» объясняется как умение «переделать какое-либо произведение, придавая ему форму драмы».

Публикация «Игра-драматизация как средство формирования коммуникативных навыков старших дошкольников» размещена в разделах

Современная педагогика рассматривает драматизацию и как часть игровой технологии, и как презентацию – форму отчета о проделанной работе в проектной деятельности, и как отдельную, самостоятельную технологию. Драматизация многофункциональна: она помогает развивать детскую память, мышление, воображение, формирует систему моральных ценностей, способствует развитию познавательной активности, самостоятельности, толерантности, формирует культуру чувств. Но главное предназначение драматизации – создание коммуникативной среды (реальной или условной, которая способна наиболее успешно формировать коммуникативные компетенции дошкольников. В процессе любой непосредственной образовательной деятельности с использованием драматизации необходим «конфликт», постановка проблемы занятия, при этом интерес детей поддерживается начальной интригой. Воспитатель становится помощником детей в поиске решения проблемы, а сам ребенок вступает в различные виды взаимодействия: «ребёнок-ребёнок», «ребёнок-группа», «ребёнок-воспитатель» и учится не только говорить самостоятельно, но и слышать, а затем анализировать точку зрения всех участников диалога. Наиболее активно драматизация может быть использована на занятиях по развитию речи, художественно-эстетическому развитию, но и на занятиях, например, по математике термины и понятия будут легче запоминаться в образной системе с использованием яркой, эмоциональной речи.

Форма драматизации зависит от разных аспектов: во-первых, ориентируясь на количество участников, можно говорить об индивидуальной, парной, групповой, коллективной деятельности; во-вторых, само драматическое общение может строиться в форме монолога, диалога, полилога. И, наконец, по степени включенности творческой составляющей в коммуникацию детей выделяются такие ее виды, как имитация, инсценировка, ролевая игра. Имитация меньше всего связана с творческим процессом, но именно она позволяет отработать правильную артикуляцию, четкое произношение различных звуков, найти верную интонацию, то есть овладеть определенными единицами речи, необходимыми для непосредственного общения. Инсценировка относится к более сложному виду драматической деятельности. Кроме чёткого воспроизведения текста, она предполагает наличие невербальных средств общения (позы, мимики, жестов). Слуховые образы на данном этапе дети могут сравнить со зрительными, однако инсценировка требует соотнесенности с замыслом автора и ограничивает участников драматического действия рамками содержания произведения. Ролевая игра в большей степени связана с импровизацией. Включение в заданную ситуацию, исполнение роли требует от ребенка не только следования определенным правилам, но и дает ему определенную свободу выбора, развивает воображение и креативность. Игры-драматизации помогают дошкольникам пополнять словарный запас, делают их речь более нормированной, грамотной, четкой. В процессе данной работы претерпевает изменения и внешняя сторона детской коммуникации : ребята приобретают навыки использования собственного голосового диапазона, разнообразного интонационного рисунка речи, свободного и правильного дыхания, выражения различных эмоциональных состояний (грусти, радости, тревоги, восхищения, удивления и т. д.). Прием драматизации развивает и совершенствует монологическую и диалогическую речь дошкольников, помогает детям перенести полученные знания в реальные действия, вместе с героями «обыграть» и «прожить» многие эпизоды и ситуации, заставляет включаться в коллективное обсуждение и приходить к общему решению.

Публикации по теме:

«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей Наблюдая за детьми, часто замечала, что выходя из туалета или перед едой дети забывают мыть руки. Они моют чаще после напоминания воспитателя.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей«Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей« Консультация для педагогов с презентацией «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей».

Квест-игра по развитию коммуникативных навыков обучающихся с ОВЗ 5–9 классов Квест-игра по развитию коммуникативных навыков обучающихся с ОВЗ 5-9 классов[/b] Цель: содействие в социализации, расширении коммуникативной.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Театр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детейТеатр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детей Для многих детей персонажи «Театра на палочках» становятся настоящими помощниками: помогают снимать эмоциональное напряжение, позволяют.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольниковВосприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников Восприятие музыки как средство формирования музыкально - художественной деятельности старших дошкольников Актуальность проблемы эстетического.

Библиотека изображений:

Публикация Игра-драматизация как средство формирования коммуникативных навыков старших дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Васильевна Алексеева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Игра-драматизация как средство формирования коммуникативных навыков старших дошкольников
Опубликовано: 15 июля 2022 в 06:52
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД