Папки-передвижки

Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников средствами детского дизайна

Светлана Куликова
Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников средствами детского дизайна

Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников средствами детского дизайна.

Проблемы творчества на современном этапе развития человеческого общества приобретают исключительную актуальность в связи с тем, что, по мнению современных философов, культурологов, психологов, в настоящем времени завершается переход от традиционной культуры к культуре креативной. Без максимального использования творческих возможностей человечества невозможно решать сложные научные, технические, экологические и духовные задачи современной цивилизации.

Публикация «Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников средствами детского дизайна» размещена в разделах

В современной педагогике и психологии наблюдается активизация исследований в области художественно-эстетического развития детей и в частности такого интегративного качества личности ребёнка как способность к творчеству или креативность (от англ. creativity). Здесь можно отметить работы педагогов и психологов, таких как: В. И. Волынкин, Г. Н. Пантелеев, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, И. Н. Семенов, В. Т. Кудрявцев, А. Н. Савенков, В. С. Библер, О. К. Тихомиров, Э. Г. Юдин, М. В. Межиева, и др.

На основании наблюдений за развитием старших дошкольников в условиях ДОУ, а так же по результатам опросов воспитанников и их родителей нами были сделаны выводы, подтверждающие научные изыскания о том, что способности к творческому подходу в решении различного рода задач помогают ребёнку быть успешным не только в области художественно-эстетического развития, но и в остальных образовательных областях. Согласно ФГОС – это области физического, коммуникативного, познавательного развития и развития речи детей.

Мы убеждены, что центральное место в художественно - эстетическом развитии детей занимает самостоятельная продуктивная деятельность, направленная на получение нового результата, и считаем, что такой деятельностью является творческое конструирование с элементами художественного проектирования (дизайн). В частности его разновидность, наиболее близкая и понятная дошкольникам – экодизайн. Экодизайн– это современное направление в дизайне, нацеленное на использование в деятельности природного, «бросового»и подручного материалов.

Исходя из актуальности проблемы была определена цель нашей работы: художественно-эстетическое развитие старших дошкольников средствами детского дизайна.

Задачи работы:

• определение уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста;

• организация эстетико-педагогических условий в воспитательно-образовательной деятельности (создание предметной развивающей среды);

• разработка методики проведения педагогических мероприятий, направленных на формирование уровня творческих способностей (с учётом полоролевого аспекта воспитания старших дошкольников);

• организация досуговой творческой деятельности детей, на материале художественного конструирования;

• приобщение воспитанников к благоустройству своего игрового и жизненного пространства средствами экодизайна.

Этапы работы:

Подготовительный этап: определение уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста с использованием экспресс – диагностического тестирования, предложенного В. Т. Кудрявцевым и опросников для детей и родителей. (В начале работы нами было зафиксировано 47% детей с низким уровнем способностей к творчеству. И 13% детей с достаточно высоким уровнем); организация эстетико-педагогических условий для реализации практической части работы (Создание в групповом помещении зоны творческого развития детей «Мастерилка»); разработка методики проведения педагогических мероприятий, направленных на развитие уровня творческих способностей воспитанников. (Серия досуговых педагогических мероприятий в количестве 18 образовательных ситуаций с периодичностью 2 занятия в месяц во второй половине дня).

Ознакомительный этап: знакомство с возможностями модели этапов трудового процесса «Лестница труда»; проведение экскурсий; сбор и систематизация материалов для дизайн-деятельности; организация и проведение игр-импровизаций, направленных на поиск нестандартных способов решения изобретательских задач; проведение тренинг-упражнений для развития ручной умелости.

Практический этап: ознакомление детей со свойствами разных материалов и использование их прикладных возможностей на практике при реализации собственных дизайн-разработок; участие в конкурсах и творческих проектах ДОУ; организация выставок и презентаций по результатам детской деятельности; использование продуктов детского дизайна в быту.

Заключительный этап: анализ и подведение итогов работы по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста средствами детского дизайна.

Результаты анализа уровня развития творческих способностей детей, проведенного в конце работы, полностью подтвердили нашу гипотезу о том, что специально спланированная содержательная досуговая дизайнерская деятельность детей старшего дошкольного возраста, и в частности одна из её разновидностей – экодизайн, способствует проявлению положительной динамики в художественно - эстетическом развитии старших дошкольников. О чём свидетельствует статистика (49% детей с высоким уровнем способностей к творчеству. И 51% детей со средним уровнем, а так же положительная оценка педагогической и родительской общественности.

В заключение хочется отметить, что в результате проделанной работы дети старшего дошкольного возраста получили представление об объектах материальной культуры, которые могут быть созданы посредством детского экодизайна (сказочные объекты, транспорт, мебель, одежда, утварь, игрушки подарки – сувениры и пр.)

Познакомились со свойствами и качествами, а так же научились применять на практике с учётом техники безопасности различные материалы (Бумагу, картон, пластик, металл и др.). Составили представление об экодизайне, «бросовом», подручном, природном материале, который используется в художественном конструировании.

Ребята научились экспериментировать с различными материалами (окрашивать, выжигать, склеивать и т. д., создавать замысел, планировать свою деятельность, выбирать наиболее оригинальные и экономичные варианты решения задач, доводить начатое дело до конца, используя при планировании деятельности модель «Лестница труда». Освоили «чтение» простейших чертежей, схем и технологических карт. Научились самостоятельно и с помощью взрослых находить в книгах и журналах иллюстрации для создания моделей и поделок (одежды, предметов обихода, подарков и проч.). Овладели специальными трудовыми умениями и навыками (соединение частей поделок с помощью скрепляющих материалов и т. д.).

Подводя итог, следует заметить, что творческий подход в любом виде деткой деятельности предполагает активность, созидательную позицию, открытость миру. Открытость, с которой ребёнок воспринимает окружающий мир, даёт ему возможность понимать и решать задачи. Любопытство и тяга к знаниям делают всех нас открытыми для внешнего мира. Внутренняя свобода предоставляет собранные знания в распоряжение нашему внутреннему миру переживаний. Создавая свой мир, свою форму, смысл рождается индивидуальность и творческая уникальность личности.

Список литературы:

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество – М. : Просвещение, 1990

2. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Поделки из бросового материала. Выпуск – 3. М. : Скрипторий 2003

3. Давыдов А. С. Играя, растём и умнеем. М. : АСТ, 1997

4. Ильина М. В. воображение и творческое мышление. –М. : Книголюб, 2004

5. Логунова Т. – Первые уроки дизайна. М. : Мозаика – Синтез, 2004

6. Межиева М. В. Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет. Ярославль: Академия развития, 2002

7. Пателеев Г. Н. Детский дизайн, - М. : «карапуз – дидактика», 2006

8. Савенков А. И. Маленький исследователь: Развитие познавательных способностей детей 5 -7 лет. М. : Академия развития, 2014

Публикации по теме:

Музыкально-эстетическое воспитание старших дошкольников в условиях детского сада Русский и советский философ, педагог и психолог П. П. Болонский считал, что задача эстетического воспитания заключается не столько в воспитании.

Фотоотчёт по теме: Художественно-эстетическое развитие дошкольников.Фотоотчёт по теме: Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Каждый педагог, который работает в системе дошкольного образования знает, что с 2013 года произошли существенные изменения в системе дошкольного.

Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста средствами народной педагогики ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников.Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОСХудожественно-эстетическое развитие предполагает.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников среднего и старшего возраста.Художественно-эстетическое развитие дошкольников среднего и старшего возраста. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Василий Александрович Сухомлинский Детство.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами словесного искусстваХудожественно-эстетическое развитие дошкольников средствами словесного искусства Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами словесного искусства «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший.

Музыкально-эстетическое воспитание старших дошкольников в условиях детского сада «Эстетическое творчество не должно изолироваться от повседневного жизненного творчества. Уроки поэзии, музыки, рисования как изолированные.

Педсовет: «Художественно эстетическое развитие дошкольников». Педсовет Тема «Художественно эстетическое развитие дошкольников». Цель: расширить знания педагогов о художественно-эстетической деятельности,.

Педсовет Тема: «Художественно-эстетическое развитие дошкольников» Подготовка к педагогическому совету: 1. Тематическая проверка: «Художественно-эстетическое развитие дошкольников» 2. Встреча с работниками.

Выступление на педагогическом совете «Художественно-эстетическое развитие дошкольников» Выступление на педагогическом совете:Тема: «Художественно-эстетическое развитие дошкольников» Актуальным направлением модернизации системы.

Библиотека изображений:

Публикация Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников средствами детского дизайна (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Куликова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников средствами детского дизайна
Опубликовано: 15 октября 2017 в 16:56
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД