Получи документы

Развитие познавательно-исследовательской деятельности (из опыта работы)

Елена Сергеевна
Развитие познавательно-исследовательской деятельности (из опыта работы)

Методический опыт работы

По разделу «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

Тема «Хотим все знать»

Автор: Постная Елена Сергеевна

Научное обоснование темы

Дошкольное детство — это уникальное время для развития способностей ребенка. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию. Развитие познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление дошкольников к познанию. А. К. Маркова, В. П. Лозовая, Ж. Н Тельнова, Г. И Щукина и другие изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у дошкольников.

Публикация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности (из опыта работы)» размещена в разделах

В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность.

Познавательно-исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность.

Актуальность

В современном быстроменяющемся мире человеку необходимо обладать умениями самостоятельно добывать знания, оперировать ими, мыслить творчески, т. е. владеть универсальными учебными действиями.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, пытливым исследователем мира, который его окружает. Ребенок дошкольного возраста

– прежде всего, неутомимый деятель, с удовольствием и живым интересом познающий и проявляющий себя в окружающем пространстве. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного и разнообразного взаимодействия с миром.

Учеными доказано, что исследование является одним из ведущих видов деятельности ребенка-дошкольника. Именно в процессе экспериментирования малыш получает возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя ученым, первооткрывателем. Очень важным условием данного процесса является то, что взрослый должен играть роль равноправного партнера, а не наставника, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Участвуя в процессе исследования, дети испытывают целую гамму эмоций: радость, удивление и даже восторг. Действуя самостоятельно или при минимальной направляющей помощи взрослого, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемные ситуации, выдвигать гипотезы и проверять их практическим путем, делая выводы. Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе познания развиваются такие психические процессы как мышление, воображение, память. Формируются также познавательные операции и познавательные умения – анализ, синтез, обобщение, классификация. Опыты и эксперименты помогают развивать так же волевую сферу и творческие способности.

Дошкольника смело можно назвать практиком. Природа ребенка изначально является субъектной, так как дошкольник – это деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно. Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития

ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности. И чем раньше это поймет взрослый, тем успешнее будет развит ребенок.

Новизна

Новизна состоит в систематичности и планомерности проведения поисковой деятельности с использованием современных образовательных технологий, которые позволяют использовать нетрадиционные формы работы, ставят ребенка в позицию думающего человека.

Цель

Цель моей работы - развитие познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению детей дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности в непосредственно-образовательной деятельности.

Задачи

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

Развивать познавательный интерес в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Формировать диалектическое мышление, то есть способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств.

Воспитывать самостоятельность, инициативу, сообразительность, пытливость, критичность.

Развивать произвольность психических процессов и саморегуляцию своих действий.

Основная часть Направление работы

Свою работу по экспериментальной деятельности с детьми строю по трё м взаимосвязанным направлениям:

живая природа;

неживая природа;

человек.

По направлению «Живая природа» : обращаю внимание детей на характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др. С детьми проводила опыты : «Где

живут зернышки», «Почему семена сеют в землю», «Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении», «Могут ли животные жить в земле», «Есть ли у растения органы дыхания», и др.

По направлению «Неживая природа» провожу опыты с воздухом, водой, почвой, светом, цветом, температурой и др. С детьми провела исследования по темам: «Волшебница вода», «В поисках сокровищ»,

«Магнитное притяжение земли» и др.

Направление «Человек» раскрывает функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений. С детьми провожу исследования по темам: «Откуда берется голос»,

«Ящик ощущений», «Зачем человеку глаза», «Есть ли у глаз помощники»,

«Мыло – фокусник», «Стеклянный город», «Чудесные спички», «Солнечные зайчики» и др.

Условия разработки опыта

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе была создана исследовательская лаборатория.

Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:

живая природа;

неживая природа;

человек;

В исследовательской лаборатории «Любознай-ка» выделены:

Место для постоянной выставки.

Место для приборов.

Место для хранения природного и бросового материалов.

Место для проведения опытов.

Место для неструктурированных материалов (емкость для песка и воды и т. д.).

Требования при оборудовании центра экспериментирования в группе:

безопасность для жизни и здоровья детей;

достаточность;

доступность расположения.

Основное оборудование исследовательской лаборатории:

Компонент дидактический:

книги познавательного характера;

тематические альбомы;

картотеки игр и опытов;

схемы, модели;

макеты;

коллекции.

Компонент оборудования:

-приборы-помощники (лупы, магниты; линейки; воронки; ножницы; зеркала, фонарики, поролоновые губки);

-емкости (оборудование для игр и экспериментов с водой - емкости одинакового и разного объема и разной формы, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.);

-природный материал: песок, глина, уголь, мел, камни; семена (горох, фасоль, подсолнечник, арбуз, кукуруза, кабачки); ракушки; коллекция листьев; плоды разных растений (шишки, желуди); скорлупа орехов, спилы дерева;

-бросовый материал: кусочки меха, перо; ткань разного цвета и фактуры, веревочки, пуговицы; яйца от киндер-сюрприза; кусочки дерева, пробки, спичечные коробки; бумага разных сортов; пенопласт, вата, фольга; винтики, болтики, леска;

-медицинский материал: пипетки; мерные ложки; одноразовые шприцы; деревянные палочки; резиновые груши; ватные палочки; резиновые перчатки);

-красители (акварельные краски; гуашь; пищевые красители);

-прочие материалы.

Компонент стимулирующий:

на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям;

персонажи, наделенные определенными чертами, от имени которых моделируется проблемная ситуация.

В процессе работы дети активно работают в уголке экспериментирования:

классифицируют предметы по оттенкам цвета, размеру, форме;

проводят разнообразные исследования свойств;

-узнают из чего сделаны различные предметы, опираясь на признаки материалов: структуру поверхности, степень прочности, звучание; качества: сыпучий, твердый, гладкий; и свойства: хрупкий, ломается, рвется, размокает.

Таким образом, грамотное сочетание материалов и оборудования в центре экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательного опыта. Если ребенок – исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь – взрослый, умный,

наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

Литература

Л. Н. Менщикова. Экспериментальная деятельность детей. - Издательство: Учитель, 2009год

В. В. Москаленко. Опытно-экспериментальная деятельность. -

Издательство: Учитель, 2009

Т. М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. - Издательство: ТЦ Учитель г. Воронеж, 2009

Л. Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - Издательство. Аркти, 2005 5. Журнал “Дошкольное воспитание”. № 11/2004. «От педагогики повседневности – к педагогике развития»

6. А. И. Иванова. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - Программа развития Издательство : Сфера, 2008 7. Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1 8. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.

Новиковская О. А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.

«Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации»/ Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. :АРКТИ, 2003. – 64с.

Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007

Доронова Т. Н., Короткова Н. А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3

Публикации по теме:

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Как мы делали шоколад»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Как мы делали шоколад» В предыдущей публикации я рассказала о том, что дети узнали о подольской кондитерской фабрике, о том, как делают конфеты. На всё это натолкнула.

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита» .

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Шпионские штучки»Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Шпионские штучки» .

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Отчет о познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группеОтчет о познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе Познавательно-исследовательская деятельность - исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними (ФГОС). Познавательно.

Развитие у дошкольников осознанного поведения в совместной деятельности (из опыта работы) Наслаждаться общением – главный признак дружбы. Аристотель. Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Антуан де.

Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности»Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности» Краткосрочный исследовательский творческий проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через творческую деятельность».

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Уголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группеУголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Уголок познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Задачи познавательно-исследовательской деятельности: - поддержать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности (из опыта работы)
Опубликовано: 26 апреля 2023 в 14:16
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Сергеевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД