МААМ-картинки

Образовательный проект для детей 5–6 лет «Хлеб всему голова»

Динара Кудабаева
Образовательный проект для детей 5–6 лет «Хлеб всему голова»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида п. Маяк»

Образовательный проект

ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА

(старшая группа)

Воспитатель:

Кудабаева Д. М

2023 г.

Социальный проект по познавательному развитию:

«Хлеб – всему голова».

Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий

Вид: групповой

Продолжительность: средне-срочный

Возраст детей :5-6 лет

Публикация «Образовательный проект для детей 5–6 лет „Хлеб всему голова“» размещена в разделах

Участники проекта : дети, педагоги, родители.

Актуальность:

Хлеб – величайшее изобретение человечества, общечеловеческий символ достатка и благополучия. Особенно любили и почитали хлеб в России. Очень часто он упоминается с такими основными понятиями, как жизнь, земля, Родина. За стол никто без хлеба не садился. В давние времена к севу относились как к священному действу, готовились заранее: мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком выходили в поле. В современном мире на смену ручному труду пришли машины, новейшие технологии и как следствие повысилась урожайность. Но отношение к хлебу изменилось. К сожалению можно увидеть, как вместе с мусором люди выбрасывают хлеб, а дети играют кусками хлеба за столом. При этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям, чтобы посеять, вырастить, а затем испечь хлеб.

Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу. Через практическую деятельность мы пытаемся изменить отношение детей к хлебу. Проект разработан в силу проблемы воспитания духовно-нравственной культуры дошкольников.

Анализ ответов детей на вопрос «Как хлеб попадает на наш стол?» показал, что 39% детей не имеют об этом никакого представления, остальные дети затрудняются с ответами, их знания отрывочны. Четверо детей рассказали, что их родители (или родственники) имеют отношение к производству зерна. Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, знают и понимают его истинную цену и поэтому берегут его.

Цель проекта :

• Сформировать знания детей об общественной значимости труда хлебороба.

• Познакомить детей с тем, как хлеб попадает в магазин, как его выращивают. Довести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей.

• Познакомить детей с историей пшеницы, муки, хлеба, с их изделиями, формировать бережное отношение к хлебу.

Задачи проекта :

Обучающие:

• Расширять представление детей о многообразии хлебных продуктов;

• Учить применять полученные знания в продуктивных видах деятельности;

• Побуждать к активным действиям в совместной деятельности со взрослыми и детьми.

Развивающие:

• Развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

• Обогащать словарь детей. Научить детей концентрировать внимание и высказывать собственное мнение.

Воспитательные:

• Воспитывать уважительное отношение к труду хлеборобов и пекарей; национальную гордость за мастерство народа.

• Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. • Формировать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при рассматривании хлебных продуктов наших пекарей.

• Доставить детям радость от полученных впечатлений.

Интеграция областей при реализации проекта :

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Ожидаемые результаты: • Сформировать у детей представления о ценности хлеба; • Получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб- это итог большой работы множества людей; • Воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба; • Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Этапы реализации проекта :

I этап – подготовительный.

• Определение актуальности и значимости проекта

• Мониторинг знаний детей

• Определение цели и задач проекта

• Ознакомление детей и родителей с целью проекта.

• Разработка плана реализации проекта.

• Создание развивающей среды в группе для реализации проекта

• Изучение методической литературы

• Разработка конспектов ООД по образовательным областям

• Подбор художественной литературы, наглядно – дидактического материала подбор видео и аудиоматериалов.

Вопросы к детям по проекту «Хлеб - всему голова» :

• Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?

• Как люди выращивают хлеб?

• Почему люди с большим уважением относятся к хлебу?

• Как солнце, вода и тепло помогают зернышку превратиться в сильный колосок?

Модель трех вопросов

Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что нужно сделать, для того чтобы узнать?

Знаю что хлеб мягкий.

(Ярослав.)

Хлеб можно засушить и сделать сухарики.

(Матвей)

Его можно есть с маслом и сыром.

(Аделина)

Он пушистый и вкусный.

(Данил. К) Хлеб можно крошить в суп. чтоб суп был вкусней.

(Наиль.)

Хлеб продают в магазине.

(Вика. О) Хлеб дают собакам и птичкам. (Влад. Е)

Хлеб бывает чёрный и белый.

(Кристина) Из чего делают хлеб?

(Варя)

Как пахнет хлеб?

(Настя. Т)

Как хранить хлеб и где?

(Рома. А)

Как в чёрном хлебе появляется изюм? (Кристина Ф)

Кто печёт хлеб?

(Максим)

Кто и как его убирают?

(София. К)

Как его выпекают?

(Артём. К)

Как и из чего делают муку? (Настя Т.) Прочитать книги о хлебе.

(София. К)

В интернете

Арина. Б) Посмотреть телевизор разные передачи и фильмы.

(Алена. К) Рассмотреть картинки.

(Влада. О) Сходить на пекарню, где пекут хлеб.

(Алексей. З)

II этап – основной этап (практический)

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Образовательная деятельность и результат Совместная деятельность Самостоятельная деятельность Работа с родителями

Выявление первоначальных знаний детей о хлебе. Ввод детей в проблему Принятие задач проекта : «Хлеб-всему голова»

Беседа и анкетирование с родителями «Значение хлеба в жизни человека»

Познавательное и речевое развитие

Результат:

Появление познавательного

интереса у детей

Расширение тематического словаря,

развитие логического мышления

Экскурсия в пекарню, в магазин, в библиотеку.

НОД «Откуда хлеб пришёл»

Беседы на темы «Кто хлебу помогает», профессии людей.

«А. П. Куликов передовой механизатор п. Маяк, чемпион Всесоюзных соревнований мастеров пахоты, награжден орденами и медалями», «Детям о блокаде Ленинграда».

Экологическая игра «Что за чем?»,

Опытная деятельность: «Как получается мука?»

«Как готовить тесто?»

Исследовательская деятельность. Рассматривание и сравнение зерен при помощи лупы (пшеницы, ячменя, овса)

«Водяная мельница», Ветряная мельница» (взаимосвязь между водой, ветром и вращением,

опыт «Как готовить тесто»

Просмотр презентации «Как хлеб попал на стол», составление рассказов.

Д/и «Сложи цепочку» (родственные слова, чтение Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», М. Глинская «Хлеб», П. Каганова Хлеб – наше богатство» С Погореловский «Вот он – хлебушек душистый» В. Воронько «Вот и лето пролетело», «Вешний день пахать пора» В Крупин «Отцовское поле» Я. Тайц «Все здесь» М. Пришвин «Лисичкин хлеб». Рассматривание книг, альбомов о хлебе, придумывание рассказов о хлебе, рассматривание колосков, зерен, рассматривание и проба разных видов хлеба,

Д/и для развития мелкой моторики «Золушка»,

Д/и «Посчитай зерна»

Заучивание загадок, сбор картинок, пословиц, стихов о хлебе.

Прочитать с родителями А. Букалов «Как машины хлеб берегут»,

Просмотр диафильма В. П. Дацкевич «От зерна до каравая»

Н. Самкова «О хлебе». Экскурсия в магазин.

Художественно - эстетическое развитие

Результат:

Чувство радости от творческой деятельности,

гордости от полученных результатов. Коллективные работы :

по аппликации из разных круп, мучных изделий «Мельница», «Пшеничное поле»

Лепка из соленого теста:

«Каравай», различные хлебобулочные изделия «Что можно сделать из теста?» для игры в магазин

Лего-конструирование из конструктора «Мельница», «Комбайн», «Трактор»

Макет «От зернышка до колоска»

аппликация «Колосья», рассматривание иллюстраций И. Шишкин «Рожь» Раскрашивание раскрасок. Просмотр мультфильма «История о девочке, наступившей на хлеб» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена

Дидактическая игра «В какой сказке живет хлеб

«Бабушка Варварушка показала как раньше пекли хлеб в печке» Подбор иллюстраций о хлебе, загадок

Составление кулинарной книги Рецепты бабушек и мам «Домашняя кулинария»

Социально-коммуникативное развитие

Результат:

Развитие свободного общения детей со взрослыми,

коммуникативных навыков, всех компонентов речи. Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу.

Составление рассказов «Как наши предки выращивали хлеб», «Как хлеб на стол попал», «Откуда к нам хлеб пришел»

Игра «Хорошо - плохо», прививать правила обращения с хлебом. Игра «Узнай и назови» (хлебобулочные изделия на картинке)

Игра «Узнай по вкусу» (ржаной хлеб, батон, пряник, сушка, печенье). Организация чаепития с домашней выпечкой.

Показ сказки «Колобок» для малышей Сюжетно – ролевые игры «Булочная», «Семья», «Чаепитие»,

«Мини-магазин Хлебушко»

(дид. материал «Набор хлеба», «Продукты», «Магазин») Составление схемы «Откуда к нам хлеб пришел», замешивание теста,

выпечка хлебобулочных изделий.

Выставка хлебобулочных изделий «Вот он хлебушек душистый», как результат совместной деятельности родителей и ребенка. Составление рассказов о приготовлении своих хлебобулочных изделий

Памятка для родителей: «Правила обращения с хлебом»

Физическое развитие

Результат:

Радость от яркого праздника, от времени проведенного вместе с родителями. Артикуляционная гимнастика «В гостях у колобка»

Пальчиковая гимнастика «Зернышко», «Расти колосок» «Месим тесто», «Как у деда Ермолая», «Копна»

Спортивное развлечение «Чтобы хлеб растить - надо ловким быть», пальчиковые игры, физ. минутки Игра в подвижные игры Игра «Кто что делает?», «Скажи и покажи», «Каравай»

Досуг с родителями

«Слава хлебу на столе»

III этап- заключительный

• Обобщение результатов проекта

• Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов

• Подготовка презентации проекта

Выводы;

В процессе работы над данным проектом дети узнали, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Постарались привить уважение к труду взрослых. Дети приобретали различные знания, уточняли и углубляли представления о хлебе. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивалась познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.

Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего мира. В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. А главное: мы будем учиться бережно, относиться к хлебу, ведь это труд многих людей.

Анализ анкетирования: «Значение хлеба в жизни человека»

Проведя анкетирование среди родителей 18 детей, выявила следующие результаты:

1. Любит ли ваш ребёнок хлеб?

А) Да- ответили 12 человек,67% Б) Нет-ответили 2 человека,11% В) Не очень- ответили 4 человека,22%

2. Как часто ваша семья покупает хлеб? А) Каждый день ответили 12 человек,67% Б) Через день ответили 5 человек,28% В) Один-два раза в неделю- ответил 1 человек,5%

3. Что вы делаете с оставшимся хлебом? А) Весь доедаем- ответило 0 человек Б) Делаем сухарики, блюда из чёрствого хлеба- ответило 5 человек,28% В) Убираем до следующего раза-ответило3 человека 16% Г) Собираем крошки, остатки и кормим птиц, домашних животных ответило 10 человек,56% Д) Выкидываем- ответило 0 человек.

4. Знает ли Ваш ребенок как хлеб появляется на наших столах? А) Да, знает- ответило 11 человек,60% Б) Мы это стараемся объяснить ребёнку –ответило 5 человек,28% В)Считаете, что ребёнку рано об этом знать?-ответило 2 человека,12 %

5. Как вы учите детей бережному отношению хлебу? А) Собственным примером- ответило 10 человек, 55% Б) Знакомством с профессиями на селе- ответило 6 человек,34% В) Просмотром видеороликов о производстве хлеба- ответило 2 человека,11%

Вывод: Продолжить работу с родителями по просвещению их в вопросах воспитания у их детей уважительного отношения к хлебу, к труженикам села, чей труд почётен и необходим для того,чтобы на каждом столе, каждый день был хлеб.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М. 2001 г.

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей детского сада. – М. 1999 г.

Комарова Т. С., Зарянова О. Ю., Иванова Л. И., Карзина Г. И., Милова О. М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – М. 2000 г.

Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. ,1997.

Шорыгина Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - м. : ТЦ Сфера, 2012. - 80с.

Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой – 2-е изд., испр. и доп. - М. 2005.

365 развивающих игр (сост. Беляков Е. А. – М. 1999.

Наглядно-дидактическое пособие "Расскажите детям о хлебе". Автор: Емельянова Э. Л.

Наглядно-дидактическое пособие "Откуда что берется. Хлеб". Автор: Емельянова Э. Л.

Публикации по теме:

Краткосрочный проект в средней группе «Хлеб-всему голова»Краткосрочный проект в средней группе «Хлеб-всему голова» Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад «Островок» КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:.

Познавательно-исследовательский проект «Хлеб — всему голова» для детей старшего дошкольного возраста Матрица проекта. 1. Название проекта:«Хлеб- всему голова». 2. Тематическое поле: познание, нравственность. 3. Проблема: Низкий уровень знаний.

Проект «Хлеб всему голова» для дошкольниковПроект «Хлеб всему голова» для дошкольников Задачи проекта: Обучающие задачи: Формировать у детей представление о том, что хлеб – это итог большой работы многих людей. Расширять.

Проект «Хлеб всему голова»Проект «Хлеб всему голова» 4 декабря в нашем детском саду прошел семинар по проектной деятельности. Наш сад представила наша группа "Сказка" с проектом "Хлеб всему.

Проект «Хлеб всему голова» для детей 5–6 летПроект «Хлеб всему голова» для детей 5–6 лет Продолжительность проекта – 2 недели (краткосрочный) Возраст воспитанников: 5-6 лет Участники проекта: воспитанники, воспитатели дошкольного.

Среднесрочный проект для подготовительной группы «Хлеб — всему голова»Среднесрочный проект для подготовительной группы «Хлеб — всему голова» Вид проекта:информационно — исследовательский. Продолжительность проекта: среднесрочный. Сроки реализации проекта: сентябрь- октябрь.

Проект «Хлеб всему голова» (подготовительная группа)Проект «Хлеб всему голова» (подготовительная группа) Проект «Хлеб всему голова» в подготовительной группе 1. Тип проекта: познавательно-исследовательский. 2. Продолжительность проекта: краткосрочный.

Проект в подготовительной группе «Хлеб — всему голова»Проект в подготовительной группе «Хлеб — всему голова» Цель проекта: Расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его. Задачи проекта: Расширить знания у детей.

Библиотека изображений:

Публикация Образовательный проект для детей 5–6 лет «Хлеб всему голова» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Динара Кудабаева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Образовательный проект для детей 5–6 лет «Хлеб всему голова»
Опубликовано: 26 ноября 2023 в 13:15
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД