МААМ-картинки

Характеристика самостоятельной художественной деятельности как средство развития творческой инициативы дошкольников

Меженная Елена
Характеристика самостоятельной художественной деятельности как средство развития творческой инициативы дошкольников

Постановка проблемы. Сегодня развитие самостоятельной художественной деятельности детей дошкольного возраста является одной из важнейших педагогических проблем. С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, она стала обязательной частью педагогического процесса наряду с непрерывной образовательной деятельностью, организацией режимных моментов и взаимодействием с семьями воспитанников.

Публикация «Характеристика самостоятельной художественной деятельности как средство развития творческой инициативы дошкольников» размещена в разделах

Современный мир диктует новые тенденции в воспитании и образовании детей, так от подрастающего поколения сейчас требуются не шаблонные действия, а творческий и оригинальный подход, умение человека самостоятельно ставить и решать задачи, поэтому многие педагоги указывают, что проблему воспитания самостоятельной, творчески активной и инициативной личности необходимо решать начиная с дошкольного возраста.

Анализ исследований и публикаций. Н. А. Ветлугина, Г. Г. Григорьева, Т. С. Комарова, В. В. Косминская в своих исследования рассматривали значение самостоятельной художественной деятельности как деятельности по собственной инициативе детей, в которой они стремятся освоить все разновидности искусства, через доступные им формы: игры и упражнения, придавая им репродуктивный и творческий характер.

Изложение основного материала. «Самостоятельная художественная деятельность» в педагогике определяется как свободная активность детей в специально созданной развивающей предметно-пространственной среде, позволяющая каждому ребенку выбрать деятельность по собственным интересам и способствующая ему взаимодействовать с разными видами искусства.

Для ребенка дошкольного возраста самостоятельная художественная деятельность – это воплощение его отношения ко всем видам искусства и то «среднее звено», которое соединяет ребенка с творчеством. Ее содержание ориентировано на формирование творческих способностей и активизацию детей.

Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе самого ребенка, поэтому появление творческой инициативы как важной черты личности является одной из основных проблем в теории воспитании и обучения дошкольников. Самостоятельная художественная деятельность не является учебной, она выступает одним из способов самореализации детей. Именно в процессе художественной деятельности ребенок становится более самостоятельным, наблюдательным, выражает интерес к окружающему, умеет себя занять, он отражает результат обучения и является показателем эффективности работы педагога. Происходящая в свободное от занятий время и по инициативе дошкольников, самостоятельная художественная деятельность имеет высокий уровень свободы ребенка в подборе темы, необходимых материалов, видов, художественной практики, начала и окончания работы.

Позиция педагога заключается в косвенном управлении самостоятельной художественной деятельностью :

– обеспечивает детям возможность приобретения богатства и разнообразия внешних впечатлений и транслирует психологическую установку на перенесение их в различные виды художественной практики, формирует мотивы самостоятельного творчества

– создает условия для возникновения самостоятельной художественной деятельности. Он организует благоприятную информационную и предметно-пространственную среду, заботится о наполняемости ее разнообразным материалом

– предлагает детям новые, интересные формы организации самостоятельной художественной деятельности : игровые, развлекательные, кружковые,, клубные (предлагая объединиться по интересам, вокруг любимых тем и видов художественной практики);

– осуществляет диагностику личности и отдельных ее сфер (коммуникативной, эмоциональной, социальной и т. д., внутрисемейных отношений, образа «Я»-ребенка, уровня изобразительных достижений.

– педагог может определить свое участие в самостоятельной художественной деятельности детей как созерцатель, наблюдатель, соучастник, соавтор, выступать как советчик, консультант.

Важно создать такие условия для самостоятельной художественной деятельности детей, чтобы каждый ребенок смог проявить себя наиболее полно, без какого бы то ни было влияния со стороны взрослого. Педагог должен организовать так самостоятельную деятельность дошкольника, чтобы она обеспечила ему постановку цели деятельности на основе собственных интересов, способностей и потребностей, реализацию любознательности в процессе изучения действительности.

Самостоятельная художественная деятельность служит средством развития инициативы, способности ставить и добиваться поставленной цели, умения заботиться о других и влиять на свой мир, приобретает особую актуальность при реализации образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольной организации, так как ориентирует дошкольников на работу с разнообразным материалом и выработку навыков принятия решений.

Выводы. Таким образом, самостоятельная художественная деятельность дошкольников – это деятельность, которая не регламентирована временем, руководством и организацией педагога, а возникающая по инициативе ребенка в любое свободное время. Ребенок воспроизводит то, что изучал или творит на основе имеющихся знаний и умений. Именно в процессе самостоятельной художественной деятельности происходит становление творческой инициативы в непринужденной для ребенка обстановке.

Публикации по теме:

Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольниковПосткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.

Фотоотчет о самостоятельной художественной деятельности детей средней группы по превращению цифры 2 в лебедяФотоотчет о самостоятельной художественной деятельности детей средней группы по превращению цифры 2 в лебедя Цель: формировать у детей умение рисовать контур предмета по точкам. Задачи: - учить детей средней группы последовательно соединять точки,.

Фотоотчет «Рисование иллюстраций к литературным произведениям как средство развития творческой активности дошкольников»Фотоотчет «Рисование иллюстраций к литературным произведениям как средство развития творческой активности дошкольников» Художественная литература - могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Воспитательная функция.

Фотоотчет «Уральские сказы П. П. Бажова как средство развития познавательной и творческой деятельности дошкольников»Фотоотчет «Уральские сказы П. П. Бажова как средство развития познавательной и творческой деятельности дошкольников» Уважаемые коллеги! В рамках проекта "Посткроссинг на МААМ" мои ребята впервые узнали о писателе Павле Петровиче Бажове. Оксана Николаевна.

Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников»Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников» У детской литературы сегодня много «соперников» — мультфильмы, детские телепрограммы, компьютерные игры. В отличие от художественного произведения.

«Красавица сирень». Фотоотчет о самостоятельной художественной деятельности детей 3–4 лет«Красавица сирень». Фотоотчет о самостоятельной художественной деятельности детей 3–4 лет Добрый день, уважаемые коллеги! Вот и наступила красавица весна с ее неописуемыми запахами и ароматами цветущих деревьев и цветов! Сколько.

Макеты — как средство развития игровой деятельности дошкольниковМакеты — как средство развития игровой деятельности дошкольников Макеты- как средство развития игровой деятельности дошкольников. Для интеллектуального развития детей в дошкольном учреждении используются.

Нам руки даны не для скуки. Организация самостоятельной художественной деятельности детейНам руки даны не для скуки. Организация самостоятельной художественной деятельности детей Организация самостоятельной художественной деятельности детей. Кроме работы по формированию культурно- гигиенических навыков и НОД, важно.

Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольниковВосприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников Восприятие музыки как средство формирования музыкально - художественной деятельности старших дошкольников Актуальность проблемы эстетического.

Занятие по развитию творческой деятельности, инициативы и самостоятельности средних дошкольников «В гостях у бабушки Арины»Занятие по развитию творческой деятельности, инициативы и самостоятельности средних дошкольников «В гостях у бабушки Арины» Власюк Марина Конспект НОД "В гостях у бабушки Арины" Цель: Проявление детской инициативы и самостоятельности в игровой и творческой деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Характеристика самостоятельной художественной деятельности как средство развития творческой инициативы дошкольников
Опубликовано: 24 апреля 2023 в 09:37
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД