Папки-передвижки

Характеристика дидактических игр, как вида игровой деятельности

елена лебедикова
Характеристика дидактических игр, как вида игровой деятельности

В современной психологии и педагогике игра рассматривается, как ведущая деятельность детей на протяжении всего дошкольного детства, оказывающая всестороннее воздействие на ребенка, как важнейший фактор развития мотивационно - потребностной сферы, интеллекта и произвольного поведения.

Дидактическая игра, в научных исследованиях советскими учеными Е. О. Смирнова, В. Н. Аванесова, А. К. Бондаренко,А. П. Усова, З. М. Богуславская, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. И Сорокина и другими, рассматривается как многоплановое, сложное психолого-педагогическое явление, как игровой метод обучения детей дошкольного возраста, форму обучения, как самостоятельная игровая деятельность и средство разностороннего развития и воспитания личности ребенка и является ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте. Именно в игре складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание. Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. В ней развиваются произвольное внимание и память, складывается соподчинение мотивов и целенаправленность действий.

Публикация «Характеристика дидактических игр, как вида игровой деятельности» размещена в разделах

Дидактические игры дают возможность упражнять детей в том, чтобы применять свои знания и хорошо их усвоить. В данных играх совершенствуются психические процессы ребенка, например, в играх с народной дидактической игрушкой происходит сенсорное развитие детей (развиваются восприятие величины, формы, цвета предмета); в словесных играх с картинками происходит совершенствование сравнительных, обобщающих операций, а также умения классифицировать предметы. В дидактических играх формируется умение подчиняться правилам, потому что от того, насколько ребенок соблюдает правила, зависит исход игры. Такие игры позволяют детям в живой, непосредственной форме накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение, пространственное положение, развивать глазомер, координацию движений рук и глаз. В данных играх, разворачивается целый ряд интеллектуальных умений. Дети могут целенаправленно воспринимать и различать свойства предметов, выделять сходство и различие между предметами (чем больше свойств и качеств научатся выделять дети, тем больше предметов и их свойств смогут дифференцировать и т. д., как произвольные, так и непроизвольные. Последние особенно важны, так как не вызывают у детей напряжения, возникают по их инициативе, определяются их интересом. Другими словами, дидактические игры позволяют решать разнообразные задачи развития и образования дошкольника.

Анализ содержания сборников с дидактическими играми, разработанный Л. В. Артемовой, З. М. Богуславской, А. К. Бондаренко, А. И. Сорокиной и другими, позволяет выделить сложившуюся тенденцию деления дидактических игр на игры с опорой на наглядность (предметные, настольно - печатные) и на игры без опоры на наглядность (словесные, в которых задача решается в мыслительном плане.

Так А. К. Бондаренко все дидактические игры предлагает разделить на три основных вида :

- игры с предметами (игрушками, природным материалом);

- настольно - печатные;

- словесные игры.

Кроме того, каждая группа дидактических игр имеет ещё более дробную иерархичность.

По используемому материалу дидактические игры для детей делят условно на настольно-печатные, словесные и игры с предметами.

Игры с предметами разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно - прикладного искусства и др., объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению, развивают навык уточнения представлений о том, что окружает нас, систематизируют знания, развивают мыслительные операции, процессы (синтез, анализ и др., основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому, словесные игры, проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевертышами например, «Черное и белое», «Молчок», «Краски». Такие игры развивают внимание, быстроту реакции, сообразительность, связную речь.

Своеобразие дидактической игры, как игровой деятельности заключается в том, что взаимоотношения взрослого с детьми и детей между собой носят именно игровой характер.

По мнению А. И. Сорокиной, дидактическая задача определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с образовательной программой, где для каждой возрастной группы определен объем знаний, умений, и навыков, которыми должны овладеть дети.

Дидактическая игра :

- способствует развитию познавательных способностей; получению новых знаний, их обобщению и закреплению;

- способствует усвоению общественно выработанных средств и способов умственной деятельности;

- обеспечивает расчленение сложных явлений на простые и обобщение единичных;

- осуществляет аналитическую и синтетическую деятельность;

- приносит большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях.

Как указывает А. К. Бондаренко, игровая и дидактическая задача реализуется в игровых действиях. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Основная цель правил - организовать действия, поведение детей.

Средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал; результатом дидактической игры является решение игровых и дидактических задач, решение обеих задач - показатель эффективности игры.

Своеобразие дидактической игры определяется рациональным сочетанием двух задач дидактической и игровой. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свое обучающее значение. Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка, входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника. Старшие дошкольники начинают осознавать познавательную задачу таких игр, которая опосредуется игровым мотивом, придающий ей смысл.

Широкое использование дидактических игр в дошкольных учреждениях объясняется тем, что они наиболее соответствуют силам и возможностям дошкольников, так как обучение в форме игры основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад №28 «Рябинка» Отчёт по самообразованию в старшей группе «Пчёлки».

Использование дидактических игр как средства развития речи детей младшего дошкольного возрастаИспользование дидактических игр как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста Начиная с младшего дошкольного возраста, дети проявляют большой интерес к языковой деятельности, «экспериментируют» со словами, создают.

Использование дидактических игр как средство развития детей младшего возраста «Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем.

Использование дидактических игр по экологии в непосредственной организованной деятельности. Конспект занятия «Времена года» Ребята, к нам должны прийти гости. Отгадайте, кто же это? Наши дети про них знают загадки. «Тает снежок, ожил лужок, День прибывает, когда.

Использование музыкально-дидактических игр, театрализованных спектаклей как средств самовыражения детей «Использование музыкально-дидактических игр, театрализованных спектаклей как средств самовыражения детей» Музыкально-дидактические игры.

Картотека дидактических игр по экспериментальной деятельности для детей дошкольного возраста «Тепло – холодно» Цель: Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действия тепла и холода на растения. Ход игры: Осень: Дети наблюдают.

Применение дидактических игр для развития логического мышления при проведении понятий проектной деятельности в ДОО ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ВВЕДЕНИИ ПОНЯТИЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОО ИСПОЛЬЗУЯ ПРИНЦИП ЛИЧНОСТНО.

Развитие игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста через организацию сюжетно-ролевых игр ГБОУ школа № 1315 одп-6 Подготовили воспитатели группы № 2 : Бычкова Ирина Леонидовна Хромова Ирина Николаевна Развитие игровой деятельности.

«Использование дидактических игр как способ формирования математических способностей». Самообразование в старшей группе Тема самообразования в старшей группе: «Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей» Цель: повышение.

Сборник дидактических игр как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Характеристика дидактических игр, как вида игровой деятельности (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем елена лебедикова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Характеристика дидактических игр, как вида игровой деятельности
Опубликовано: 2 сентября 2018 в 06:45
+38Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД