МААМ-картинки

Консультация «Гражданское воспитание дошкольников»

Татьяна Гицевич
Консультация «Гражданское воспитание дошкольников»

Термин "гражданское"воспитание является относительно новым для нашей страны в целом и совершенно новым для дошкольного воспитания.

Раннее дошкольные программы включали раздел "Ознакомление с явлениями общественной жизни"(как часть направления "Ознакомление с окружающим",в рамках которого выдвигалась только задача патриотического воспитания детей.

Публикация «Консультация „Гражданское воспитание дошкольников“» размещена в разделах

В новых социально-исторических условиях от гражданской активности и грамотности населения страны, ее народа зависит судьба. Поэтому гражданское воспитание становится очень важным.

Задачу, которую ставит государство - воспитание активного участника,умеющего решать конфликтные ситуации, управлять собой, чувствовать ответственность за совершенные поступки, принимать людей такими, какие они есть. Необходимо учить детей защищать свои права и права другого человека. И еще одна сторона этого вопроса в том, что все начинается от семьи, все зарождается в ней.

Наш детский сад не первый год ведет работу по гражданскому воспитанию. При планировании работы по гражданскому воспитанию необходимо :

- создавать условия для выражения ребенком собственной воли и реализации его волевых импульсов (помогать ему в осуществлении желания что то сделать или исследовать, отвечать на его вопросы);

- выяснять желания и потребности ребенка;

-спрашивать его мнение и по мере взросления привлекать к принятию решений в группе (чем заняться на прогулке, что делать в данный момент - порисовать или почитать книгу);

- с четырех лет вместе планировать жизнь группы, обсуждать сюрпризные моменты для других детей,

-исключить клички, прозвища;

-знакомить с элементами культуры, традиций всех народностей;

-рассказывать о детях с проблемами в развитии, общаться с такими детьми.

Нельзя требовать от детей единообразного выполнения заданий. Для того чтобы воля развивалась,уже маленький ребенок должен иметь возможность ее проявлять. Первую информацию дети получают из книг, открыток, иллюстрации. Взрослый должен сопровождать рассматривание рассказом.

В среднем возрасте для развития логического мышления необходимы картинки-путаницы, загадки, рассказы- путаницы, небылицы типа "Это правда или нет?". Так же необходимо соблюдать нормы и традиции в жизни группы, это - вежливое обращение детей к друг другу, к взрослым, готовность помочь детям при сборе на прогулку.

Носителем этих и других норм и традиций является взрослый. К добрым традициям относятся празднование дней рождений, совместные праздники, вечера семейного общения и др. Ребенок должен понимать:

-нельзя обижать людей;

- нельзя ломать и портить результаты труда других людей, нельзя без разрешения брать чужие личные вещи.

Право личной собственности должны соблюдать не только дети, но и взрослые по отношению к детям.

Необходимо показывать детям иллюстрации, фотографии, на примере которых можно показать, что люди бывают разного возраста, разных национальностей, они могут выглядеть по- разному. Для решения тех ил иных образовательных проблем предлагается организовать центры, которые предназначены для активизации деятельности детей: как самостоятельной, так и под руководством взрослого. (Они могут занимать часть группы, кабинета или отдельное помещение).

1. Цетр краеведения

Это изучение природы родного края, его хозяйства, экономических проблем, особенностей населения, истории и культуры. Цель создания центра - всестороннее изучение родного города, края, России.

В задачи входит следующее:

-научить ребенка понимать, что у людей и у вещей есть своя история;

- пробудить у юных граждан чувство любви к своему городу, уважение к его традициям и обычаям;

-воспитать уважение к культуре других народов (обычаям, традициям);

-пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость, приобщая их к искусству, музыке, литературе,

народной культуре.

Методы и формы работы:

-создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике;

-практические действия с предметами;

-музыкально-театрализованная деятельность ;

-самостоятельная элементарно-поисковая деятельность;

-проведение экскурсий самими детьми.

Работа в центре краеведения развивает у детей речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, пробуждает любовь к родному городу, краю, России.

Содержание материалов зависит от возраста детей.

Младший возраст

Альбомы:"Наша семья","Улицы города","Мой город","Наш детский сад", "Праздники дома и в детском саду"

Художественная литература: стихи о родном городе, потешки, скороговорки.

Папки-передвижки с иллюстрациями: "Природа родного края","Растительный и животный мир гор","Наш город в разные времена года",

Картинки - иллюстрации:"Труд взрослых","Дети,живущие в других городах"Рисунки детей о себе городе, окружающей природе.

Совместные работы из бросового и природного материала

Куклы в русских костюмах.

Старший возраст

Альбомы:"Наша семья","НАш город","Россия"(города,песни,костюмы,национальная кухня)

Художественная литература: стихи, рассказы, произведения самих детей.

Традиции, обычаи, фольклор Хакасии, других регионов России (Описание, иллюстрации)

Флаги,гербы, символика родного города, России.

Макеты городов,макет или план детского сада.

Аудио и видеокасеты о природе родного края "Моя Родина"

Рисунки детей о жизни в детском саду,дома,различных праздниках и т. д.

Куклы в национальных костюмах.

Альбом одежды("всех времен и народов").

Выставки работ родителей и детей: "Моя Родина Россия"

Рукоделие: вышивка, вязание и т. д

2. Музей говорящих вещей (фольклорные избы, комнаты, в которых собраны предметы быта наших предков)

Все экспонаты музея говорят о труде,быте предков, об искусстве и старинной одежде. Предметы подбираются с учетом ряда принципов:

-каждый предмет знакомит дошкольника с историей жизни народа;

-предметы различны по назначению, использованию;

-предмет должен быть оригинальным, привлекательным, красивым.

Рекомендуется проводить игры для развития интеллекта (типа"Лото"или "Домино")

Игры типа "Лото" :"Русское лото","Русская игрушка","Народная одежда","Народные инструменты"и др.

Мини - музей истории вещей

Мини- музей должен соседствовать с библиотекой непроста: прочитав сказку,дети могут тут же познакомиться с предметами,которые в ней упоминаются. Во время экскурсий педагоги рассказывают о судьбе,назначении разных предметов, знакомят детей с правилами обращения с экспонатами,учат культуре поведения.

Практическая часть.

Анкета"Семья глазами ребенка"

1. С кем ты живешь?

2. Тебе нравится проводить время дома? Хочешь побыстрее пойти вечером домой?

3. Твои родители часто разговаривают с тобой?

4. Как они разговаривают, ласково или ругаются?

5. Тебе спокойно дома? Не страшно?

6. Кто чаще всего играет с тобой? Гуляет? Читает книжки?

7. Если ты что - то сломал,мама поможет тебе починить или будет ругаться? А папа?

8. Если ты захотел новую игрушку, шоколадку или киндер- сюрприз, родители их сразу купят?

9. Если тебя кто - нибудь обидел или ты просто расстроился, ты сразу пойдешь и все расскажешь маме? Папе? Никому не расскажешь?

10. Что ты больше всего любишь делать в субботу, в воскресенье?

11. Часто ли вы вместе куда - нибудь идете или играете в выходные дни?

12. Какой последний подарок тебе сделали родители?

13. Если тебе пара спать,а ты не хочешь еще, а хочешь поиграть, родители разрешают тебе или ругаются?

14. Когда ты вечером ложишься спать, мама и ли папа целуют тебя, и желают спокойной ночи?

Изучение социальных мотивов старших дошкольников.

Вопросы:

1. Можно ли смеяться, когда кто-то упал?

2. Можно ли обижать животных:

3. Нужно ли делиться игрушками?

4. Признался (лась) бы ты, если бы совершил (ла)нехороший поступок?

5. Можно ли шуметь, когда кто то отдыхает?

6. Можно ли драться, если у тебя отбирают игрушку?

Уровни:

1. Ребенок называет нравственную форму, правильно оценивает поведение детей, мотивирует свою оценку.

2. Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

3. Ребенок оценивает поведение детей правильно, но не мотивирует и нравственную норму не формирует.

4. Ребенок не может оценить поступки детей.

Анкета для родителей

Цель: выявить представление родителей о степени эмоционального благополучия их ребенка в группе детского сада.

1. С каким настроением ваш ребенок идет в детский сад:

а) С радостью;

б) иногда не хочет;

в) часто отказывается;

г) капризничает;

д) другие причины;

2. Каковы,по вашему мнению причины нежелания ребенка не идти в детский сад?

а) трудности в отношениях с педагогом;

б) трудности по отношению со сверстниками;

в) привязанность к матери;

г) позднее засыпание вечером;

3. Как складываются у вашего ребенка взаимоотношения со взрослыми?

а) благополучно;

б) неблагополучно;

4. Рассказывает ли ребенок дома о своих взаимоотношениях с другими детьми?

а) да;

б) нет;

в) иногда.

5. Что вам хотелось бы изменить в отношениях ребенка со сверстниками?

6. Как ваш ребенок реагирует на агрессию других детей, взрослых (когда на него кричат, отбирают игрушку, угрожают и т. д.)

7. Каков ваш ребенок в отношениях с другими детьми?

а) уравновешенный

б) терпеливый;

в) чуткий.

Социальное развитие

Исследование проводится вначале и в конце учебного года. (таблица)

Ф. И. ребенка

Легко вступает в контакт со взрослыми

Умеет попросить помощи и оказать ее

Регулирует свое поведение, установленное нормами и правилами

Сдерживает агрессивную реакцию

Согласовывает творческие индивидуальные замыслы со сверстниками

Чувствует настроение сверстников, может оказать поддержку

Аргументировано отстаивает свое мнение (точка зрения)

Имеет представление о себе и о своих возможностях

Публикации по теме:

Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» Прошло 73 года со дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Дошкольники мало знают об этой войне, о ее героях и подвигах.

Консультация «Воспитание нравственности у старших дошкольников» «…одна из наиболее трудных вещей в нравственном воспитании: учить человека делать добро и вместе с тем избегать прямолинейных советов…».

Консультация «Экологическое воспитание младших дошкольников» Экологическое воспитание младших дошкольников является очень актуальной темой в настоящее время. Это период закладывания фундамента представлений.

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, ее ценностям начинается с раннего возраста и.

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников необходимы следующие педагогические условия: - эвристическая среда в.

Консультация «Воспитание любви к книге у дошкольников» Воспитание любви к книге у дошкольников. Васильева Галина Михайловна, воспитатель МБДОУ № 13 «Светлячок». Психологи считают, что привить.

Консультация «Экологическое воспитание дошкольников» Задачи, поставленные ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности.

Консультация «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Детьми.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация «Гражданское воспитание дошкольников» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Гицевич на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация «Гражданское воспитание дошкольников»
Опубликовано: 26 августа 2018 в 19:58
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД