Лучший педагог года

Гражданско-правовая игра «Подросток и закон» для учащихся 7–9 классов класса

Марина Сусидко
Гражданско-правовая игра «Подросток и закон» для учащихся 7–9 классов класса

Сценарий внеклассного мероприятия

Гражданско-правовая игра «Подросток и закон»

для учащихся 7-9 классов класса

Цель:

Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся.

Задачи:

- Способствовать воспитанию законопослушного гражданина;

- Развивать правовую культуру учащихся;

- Уметь различать виды правонарушений, видеть разницу между преступлением и проступком;

- Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Публикация «Гражданско-правовая игра „Подросток и закон“ для учащихся 7–9 классов класса» размещена в разделах

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

Презентация к гражданско-правовой игре «Подросток и закон».

I. Организационный момент.

– Здравствуйте! Как вы считаете, что обозначает слово “здравствуйте”?

(Пожелание здоровья и счастья)

А что для вас здоровье? Счастье? (Это самое большое богатство; видеть улыбки родных и близких; просыпаться утром и выполнить все намеченные на день планы)

Критерии оценивания: За каждый правильный ответ 1 балл.

II. Объявление темы и постановка цели:

Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст 12-13 лет. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Нельзя оступиться! Нельзя оказаться на пути нарушения закона. Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

Я думаю, вы догадались, что наше занятие пройдет в форме игры, в ходе которой мы попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность. Перед ее началом я прошу каждого из вас сказать, чему он хочет научиться на сегодняшнем занятии? Ответы детей пишем на доске.

Для начала предлагаю вашему вниманию изречения, афоризмы известных людей. Как вы видите, в них сделаны пропуски. Пропущены слова: "ответственность", "права", "обязанность". Вставьте недостающие слова в афоризмы. (Дети высказывают свои предположения)

Афоризмы.

1. “Настоящая … бывает только личной. Человек краснеет один. ” Ф. Искандер (Ответственность)

2. “Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших, но не любим, чтобы нам напоминали о наших … .” Э. Борк (Права, обязанности)

3. “Корень слова “…” объясняет его смысл – способность отвечать, отзываться, действовать. ” П. Коэльо (Ответственность)

4. “Отделение … от … так же смертельно, как отделение головы от туловища. ” И. Шевелев (Права, обязанности)

5. ". влекут за собой обязанности. "(Латинское изречение) (Права)

- Какие 3 слова нам встретились в этом задании? Правильно "права", "обязанности", "ответственность", именно об этих понятиях пойдет разговор на занятии.

III. Основная часть:

В повседневной жизни о праве чаще вспоминают тогда, когда оно по каким-либо причинам окажется нарушенным или когда возникла спорная ситуация и даже прямой конфликт. Чем лучше люди знают свои права и обязанности, тем лучше складываются их отношения и тем увереннее они чувствуют себя в достаточно сложных условиях современного общества. Знать права, уметь ориентироваться в них – необходимо всем.

(2 слайд) ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

- Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

(3 слайд)

Законы записаны в Конституции – основном законе государства.

Кроме Конституции существуют:

(4 слайд)

- «Конвенция о правах ребенка»,

- «Семейный кодекс»,

- «Гражданский кодекс»,

- «Трудовой кодекс»,

- «Уголовный кодекс».

Итак, начнем игру и первый конкурс «Разминка».

Каждой команде по очереди будет задаваться вопрос, на который вам необходимо ответить одним словом. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Раунд 1 «Разминка»

1. Что такое право? (Норма, правило).

2. Что является основным законом нашего государства? (Конституция).

3. Защитник на суде? (Адвокат)

4. С какого возраста наступает уголовная ответственность? (С 14 лет).

5. Обвинитель на суде? (Прокурор)

6. Как называется открытое хищение имущества? (Грабёж).

7. Как называется нападение с целью овладения имуществом (Разбой).

8. Как называется общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным кодексом? (Преступление).

9. Обстоятельство, исключающее пребывание обвиняемого лица на месте преступления в момент его совершения. (Алиби).

10. Мера пресечения, состоящая в заключении под стражу обвиняемого. (Арест).

11. Незаконное перемещение через государственную границу товаров, ценностей и иных предметов. (Контрабанда).

12. Основной документ в нашей стране, удостоверяющий личность гражданина. (Паспорт).

13. Гражданин, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред. (Потерпевший).

14. Преступление, заключающееся в умышленном или неосторожном лишении жизни другого человека. (Убийство).

15. Денежное взыскание, мера материального воздействия, применяемая в случаях и порядке, установленных законом или договором (Штраф).

Шуточные вопросы:

1. Как называется покушение на убийство, разрешённое мушкетёрам в 16 веке? (Дуэль).

2. Информация, распространяемая старушками? (Слухи)

3. Чьей тюрьмой 2000 лет была лампа? (Джина).

4. Кого эксплуатировал Карабас-Барабас? (Кукол).

5. Кто посягал на личную неприкосновенность Красной Шапочки? (Волк).

6. Героя какой сказки посадили в самом начале? (Репка).

7. Где нашла политическое убежище Белоснежка? (У гномов).

8. Кто пользуется правом свободного перемещения на нетрадиционном летательном аппарате? (Баба Яга)

9. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в плену? (Снежная Королева)

Продолжим нашу игру. Глава 2 Конституции РФ определяет права и свободы человека и гражданина. Распределите в таблице предложенные высказывания.

Раунд 2. «Права. Обязанности. Ответственность».

- Жить и воспитываться в семье.

- Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

- Получить паспорт гражданина РФ.

- Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения. - Исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе нарушения Устава школы.

- Работать в свободное от учебы время.

- Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

- Уголовная ответственность за отдельные виды преступления.

- Охрана здоровья.

- Получить основное общее образование.

Все ли высказывания вы распределили в первые два столбика. Что осталось? Читайте по очереди. Что обозначают эти высказывания? Правильно остальные высказывания – это ответственность. За каждое нарушение правил необходимо нести ответственность. Народная мудрость гласит: «Не было бы нарушения, не надо было бы нести ответственность».

«От тюрьмы и от сумы не зарекайся» - эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы.

Раунд 3: «Ответственность несовершеннолетних».

Одним из видов ответственности несовершеннолетних является уголовная. Она наступает с 14 лет за 20 видов правонарушений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ и с 16 лет. Первой команде, определить за какие из ниже перечисленных преступлений ответственность наступает с 14 лет, а второй команде – с 16 лет.

1. Побои

2. Убийство

3. Кража

4. Грабеж

5. Клевета

6. Мошенничество

7. Терроризм

8. Неправомерное завладение автомобилем

9. Умышленное причинение вреда здоровью

10. Контрабанда

(Подчёркнутые с 16 лет, остальные – с 14 лет

Раунд 4: «Знаете ли вы закон

Существует 4 вида ответственности. Назовите.

(уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая)

Перед вами ситуации. Определите, какие виды юридической ответственности наступают в каждой ситуации.

• Мальчик разбил мячом окно (Гражданско-правовая)

Подросток появился на улице в состоянии алкогольного опьянения (Административная)

• Ребята избили одноклассника (Уголовная)

• Девочка украла телефон из портфеля одноклассницы (Уголовная)

• Ученик прогулял занятия в школе (Дисциплинарная)

• Девочка перешла дорогу в неположенном месте (Административная)

• Ученик рисует на парте (Гражданско-правовая)

• Мальчики нецензурно выражались в автобусе (Административная)

Раунд 5: Квалифицируйте преступление.

Перед вами лежат таблицы, в первом столбце которых перечислены различные преступления и правонарушения. Команды должны заполнить второй столбик, то есть дать юридические названия данным деяниям.

№ п/п Преступления, правонарушения Юридическое название

1 Иван исписал стены дома надписями «Спартак – чемпион!» Вандализм

2 Михаил «забыл» оплатить покупку в супермаркете Кража

3 Петя сел в чужой автомобиль, «чтобы прокатиться» Угон

4 Вася сообщил в милицию о том, что в школе, якобы заложена бомба Заведомо ложное сообщение об акте терроризма

5 Коля заставил малыша дать 10 рублей Вымогательство

6 Женя приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения Хулиганство

7 Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала ее на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания Оскорбление

8 Витя отобрал у Кости CD-плейер Грабеж

Раунд 6: «Шуточные четверостишия»

В этом задании описаны правонарушения и вы должны сказать последующие наказания.

Маленький мальчик звонил по «ноль-два»,

Про бомбу в школе поведал сперва.

Милиция быстро нашла пацана!

Штраф двести тысяч – вот шутки цена.

Ответ: заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей. Либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет.

В спасателя маленький Вася играл,

Он людям карманы от денег спасал.

Но за руку быстро мальчишку схватили,

В милицию сдали и дело «пришили».

Ответ: кража, т. е. тайное хищение чужого имущества – наказывается штрафом в размере до 80-ти тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок от 6-ти месяцев до 1 года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Художником стать мальчик с детства мечтал,

На стенах домов «красоту» рисовал.

Таланта не понял сержант Иванов,

Родителям штраф он назначить готов.

Комментарий: осквернение зданий, порча жилых домов влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей.

Маленький мальчик в большом магазине

Матом ругался, катался в корзине,

Бабуси и деды вздыхали не зря!

Милиция вмиг усмирит дикаря.

Ответ: мелкое хулиганство, т. е. нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан квалифицируется как административное правонарушение и наказывается штрафом от 500 до 1500 рублей или административным арестом до 15 суток.

Раунд 6 «Сказочный юрист»

На следствии многие правонарушители, выгораживая себя, начинают придумывать то, чего не было, рассказывать сказочные истории про себя. Мы с вами тоже любим сказки. Давайте вспомним некоторые из них в конкурсе «Сказочный юрист». Вам необходимо по описанию сюжета сказки, увиденного глазами юриста, вспомнить название сказки.

1. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц, и лишь благодаря своеобразному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка»).

2. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. («Волк и семеро козлят»).

3. В этой сказке речь идёт об искателе приключений, который без хорошей физической подготовки отправился в путешествие с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Колобок»).

4. В этой сказке речь идет о трех братьях близнецах, которые подверглись нападению злого серого разбойника. Мужество и смекалка старшего брата помогли сохранить жизнь и здоровье близнецов. («Три поросенка»).

5. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части, но не сумевшим это сделать. В итоге – богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба»).

6. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд; причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и работнике его Балде»).

Всегда надо помнить о том, что за совершённые поступки надо отвечать. Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.

-Итак, мы завершаем нашу работу. Все были молодцы. Показали свои знания, работу в группе, умение творчески мыслить. Пока жюри подводит итоги, подумайте и ответьте на вопрос: - Для чего подростку необходимо знать свои права, выполнять свои обязанности и помнить об ответственности? ( Предполагаемый ответ: - Чтобы меньше попадать в неприятные, сложные ситуации).

Итак, давайте запомним, если человек совершает противоправные действия, нарушает тем самым правила поведения в обществе и права других людей за это придется отвечать по всей строгости закона. Будем уважать закон и друг друга.

А сейчас вспомните ваши личные цели, которые вы ставили перед началом занятия и скажите, чего вам удалось или не удалось добиться.

Я вижу, что наше многоуважаемое жюри уже подвело итоги игры и готово объявить победителя. Вам слово. (жюри объявляет победителя, награждает грамотами, подарками).

Подводя итоги нашего занятия хочу процитировать слова французского философа ХVIII века Вольтера: «Только слабые совершают преступления: Сильному и счастливому они ни к чему…». Спасибо за игру.

Приложение 1

За какие преступления ответственность наступает с 14 лет,

1. Побои

2. Убийство

3. Кража

4. Грабеж

5. Клевета

6. Мошенничество

7. Терроризм

8. Неправомерное завладение автомобилем

9. Умышленное причинение вреда здоровью

10. Контрабанда

Приложение 2

За какие преступления ответственность наступает с 16 лет,

1. Побои

2. Убийство

3. Кража

4. Грабеж

5. Клевета

6. Мошенничество

7. Терроризм

8. Неправомерное завладение автомобилем

9. Умышленное причинение вреда здоровью

10. Контрабанда

Приложение 3

№ п/п Преступления, правонарушения Юридическое название

1 Иван исписал стены дома надписями «Спартак – чемпион!»

2 Михаил «забыл» оплатить покупку в супермаркете

3 Петя сел в чужой автомобиль, «чтобы прокатиться»

4 Вася сообщил в милицию о том, что в школе, якобы заложена бомба

5 Коля заставил малыша дать 10 рублей

6 Женя приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения

7 Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала ее на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания

8 Витя отобрал у Кости CD-плейер

ПАМЯТКА ШКОЛЬНИКУ

Дорогой друг, ты учишься в школе, в которой тебе ещё учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают одноклассники и учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.

* Не теряя времени, узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.

* Запомни все, что касается тебя и твоего обучения.

* Ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

* Школа – твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.

* Веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.

* Ты должен аккуратно вести тетради, ведь это твоё лицо.

* Если потребуется твоя помощь, не раздумывай – помоги. В следующий раз помогут тебе.

* Помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

* Как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.

* Если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи социальному педагогу и учителям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

Какие права и ответственность имеет ребенок по мере взросления?

14 лет вправе, с согласия родителей, совершать любые сделки.

10 лет дает согласие на изменение своего имени и (или) фамилии.

10 лет выражает свое мнение о том, с кем из его родителей расторгающих

брак в суде, он хотел бы проживать после развода.

С рождения на имя ребенка может быть открыт счет в банке

16 лет имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах

присутствие инструктора

18 лет гражданин становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности

10 лет может вступать в детские общественные объединения

С рождения ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию

14 лет допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей

16 лет имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин

16 лет несет уголовную ответственность за любые преступления

14 лет вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами

14 лет несовершеннолетние родители вправе требовать установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке

18 лет избирать и голосовать

14 лет подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления

(убийство, разбой, кража, вымогательство и др.)

Ты послушай мой совет-

Пить, курить – тебе во вред!

Ты Закон соблюдай

И с любовью изучай!

Каждый должен права знать,

И чужие уметь соблюдать!

А иначе можно серьёзно,

В этой жизни ещё схлопотать.

г. Кулебаки

МБОУ школа № 6 имени Героя РФ Морева И. А.

Подготовила социальный педагог М. А. Сусидко

2023 год

г. о. г. Кулебаки

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Определи форму предмета» для учащихся младших классов коррекционной школыДидактическая игра «Определи форму предмета» для учащихся младших классов коррекционной школы Здравствуйте! Не для кого уже не секрет, что дидактические игры являются очень эффективным методом в обучении детей, который активно воздействующих.

Дидактическая игра-шнуровка для учащихся 3 класса коррекционной школы «Пришей пуговицу»Дидактическая игра-шнуровка для учащихся 3 класса коррекционной школы «Пришей пуговицу» В 3 классе коррекционной школы по предмету «Труд» в разделе «Работа с текстильными материалами» на уроках учащимся даются понятия: ткань,.

Интеллектуальная игра «Загадки старых переплетов». Внеклассное мероприятие для учащихся 7–9 классов Интеллектуальная игра «Загадки старых переплётов» Косарева Лариса Ивановна Интеллектуальная игра «Загадки старых переплетов» внеклассное.

Правовая игра для обучающихся с ОВЗ 5–9 классов «Права и обязанности детей» Форма проведения: конкурсная программа Цель: 1. Формирование правовой культуры обучающихся с ОВЗ (нарушениями интеллекта). Ознакомление.

Внеурочная деятельность по обществознанию. Правовая игра для 5–11 классов «Каждый гражданин должен знать Конституцию!» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Одинцовская средняя общеобразовательная школа №12 (143000, Московская область, г. Одинцово,.

Профилактическое занятие-игра «Подросток и закон»Профилактическое занятие-игра «Подросток и закон» Профилактическое занятие-игра «Подросток и закон» Цель: профилактика правонарушений и преступлений в подростковой среде через повышение.

Программа кружка «Творческая мастерская» для учащихся 1–4 классов и 5–8 классов Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 120 ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ: Протокол № ___ Директор МАОУ гимназии №.

Урок-игра в летнем лагере для учащихся начальных классов «Чудеса России»Урок-игра в летнем лагере для учащихся начальных классов «Чудеса России» Праздничное путешествие «Чудеса России» (урок-игра в летнем лагере, для детей 8-12 лет) Цель: способствовать формированию у детей младшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гражданско-правовая игра «Подросток и закон» для учащихся 7–9 классов класса
Опубликовано: 26 октября 2023 в 09:55
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Гражданско-правовая игра «Подросток и закон» для учащихся 7–9 классов класса» (включая файлы) размещена пользователем Марина Сусидко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.

9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД