Лучший педагог года

Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Галина Викторовна Янгулова
Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Пояснительная записка

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной»

А. С. Макаренко.

Проблема патриотического воспитания в современных условиях обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. Стала более заметной постепенная утрата подростками традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, неуважительное отношение к государству. Проявляется устойчивое падение престижа военной службы.

Публикация «Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Сегодня важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать уже в дошкольном периоде социально значимые качества личности, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов нравственного и патриотического воспитания. Для формирования активной личности гражданина – патриота своего Отечества, его мировоззрения, духовного мира, нужны подходы, оптимизирующие этот процесс. Среди средств, направленных на улучшение патриотического воспитания детей, особое место занимает нравственное образование в дошкольном образовательном учреждении. Нравственность – это воспитанное качество личности, поскольку нравственно зрелый человек должен иметь черты характера, соответствующие общепринятому в конкретном обществе на данном этапе его развития, установленному порядку, нормам, традициям социальной жизни. Патриотизм – это глубокое социальное чувство, включающее в себя непременно гордость за прошлое и настоящее своего Отечества, проявляющееся в конкретных благих делах и поступках и в стремлении отстаивать и защищать интересы Родины.

Нравственно-патриотическое воспитание является важной задачей становления личности и выступает одним из главных условий ее жизнеспособности в обществе.

Воспитание ребёнка – это сложный педагогический процесс. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение играет пример взрослых близких людей. На конкретных примерах из жизни старших членов семьи необходимо прививать детям «чувство Родины», которое начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с ближайшим окружением, с родным домом и городом. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины);

- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

- люди берегут и охраняют природу;

- есть общие профессиональные и общественные праздники.

И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Поэтому от того, что каждый педагог вложит в своих ребят сегодня, зависит завтрашний результат. Для этого мы предлагаем нашим педагогам консультации на тему «Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» (приложение №1, которые раскрывают актуальность темы, нормативно-правовую базу по патриотическому воспитанию, суть работы по гражданско-патриотическому воспитанию. Педагоги приходят к пониманию того, что если мы воспитаем патриотов, добрых, здоровых людей, – значит, можно быть уверенными в развитии и становлении нормального общества и сильной державы.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь нашего дошкольного образовательного учреждения с родителями, что способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин <;. > Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А. С. Макаренко наши педагоги используют при работе с детьми, и с их родителями.

Показателем стабильности развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников в МБДОУ «Детский сад №162» стала работа, организованная в рамках краевого оборонно-массового и военно-патриотического месячника.

Целью данной работы является:

- формирование у дошкольников потребности совершать добрые дела и поступки;

-воспитывать чувство сопричастности к окружающему;

-развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность;

-возрождать интерес к истории возникновения и развития казачества;

-воспитывать любовь и уважение к Российской армии, к своему Отечеству.

Блок НОД и бесед из цикла «Кубанские казаки» (приложение №2) познакомил детей с историей возникновения и развития казачества, с назначением кубанского казачьего войска. Многовековая история наших народов доказывает, что без патриотизма и нравственных чувств немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского и человеческого долга и уважения к законам.

В блок НОД и бесед из цикла «Кубанские казаки» входят:

- беседа с детьми подготовительной группы на тему «Кубанские казаки – стража пограничная», количество участников: 2 воспитателя, 33 воспитанника;

- НОД по ознакомлению с окружающим с детьми старшего дошкольного возраста «Дар Екатерины

- НОД по рисованию с детьми подготовительной группы на тему «Кубанские казаки – защитники южных границ

- беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Казачий атаман А. Д. Безкровный – талантливый полководец, бесстрашный воин»

Блок НОД и бесед из цикла «Наша армия родная» (приложение №3) расширил представления детей о Российской армии и видах войск. Сформировал эмоционально-положительное отношение к воинам – защитникам нашей Родины. Ребята с удовольствием рисовали защитников Отечества, вместе с педагогами в творческой мастерской готовили подарки для них.

В блок занятий и бесед из цикла «Наша армия родная» входят:

- тематическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста на тему

«Защитники нашей Родины»,

- тематическое занятие с детьми средней группы и с детьми групп компенсирующей направленности на тему «Российская армия – наша защита», количество участников

- занятие по аппликации с детьми старшей группы на тему «Военно-морской флот», количество участников

- занятие по рисованию с детьми подготовительной группы на тему «Российская армия: виды войск», количество участников

- концерт «Для Вас, защитники Отечества!»

- спортивное развлечение «Будем в армии служить

- фотовыставка «В каких войсках служил мой папа

- творческая мастерская «Подарки для защитников Родины

- занятие по изобразительной деятельности (метод ниткографии) с детьми групп компенсирующей направленности для детей с ОНР и ЗПР на тему «Мой любимый папочка», количество участников: 2 воспитателя, 30 воспитанников;

- вернисаж детских работ «Мой папочка любимый».

В блок НОД и бесед из цикла «Дорогами победы» (приложение №4) входят:

- мультимедийное представление для детей старшего дошкольного возраста на тему «Краснодар в годы Великой Отечественной войны. Освобождение Краснодара»

- знакомство детей с памятником воинам, принимавшим участие в освобождении города Краснодара от немецко-фашистских захватчиков.

Общаясь с ветеранами ВОВ, слушая их воспоминания, знакомясь с музейными реликвиями народного подвига, воспитанники овладели огромным духовным богатством. Невозможно было не заметить горящие детские глаза и неподдельный интерес в тот момент, когда ребята на себя примерили форму солдата. Мы подвели детей к пониманию того что Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Блок НОД по ознакомлению с художественной литературой «О тех, кто с честью форму носит!» (приложение №5). Художественное слово – есть развитие личности на основе того духовного богатства, которым пронизан русский язык. Поэтому мы отбираем литературные произведения по нравственным критериям. Это сказки, загадки, потешки, произведения русских писателей, поэтов, а также жития святых, адаптированные к дошкольному возрасту. Задачи воспитателя – раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме. Мы придаем большое значение увеличению словарного запаса детей, путем смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения.

Среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является игра. Педагоги нашего дошкольного учреждения подобрали картотеку игр «Будущий защитник» (приложение №6). Эти игры имеют нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации, воздействуют на эмоциональную сферу детей и оставляют в их памяти глубокий след.

Во всех мероприятиях, посвященных оборонно-массовой и военно-патриотической работе, принимали активное участие родители воспитанников. Отдых совместно с родителями – это всегда праздник, оставляющий неизгладимое впечатление в памяти детей.

Подводя итог, хотелось бы закончить словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II : «Судьба России, её будущее – в руках педагогов, воспитателей, учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять: образовательное учреждение станет мёртвым, а труд его безотрадным, если педагоги будут передавать воспитанникам лишь некоторую сумму знаний. Нет и не может быть развития без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству».

Публикации по теме:

«Что такое счастье?» (размышления о жизни, видеоролик «Счастье — это наши дети!») «Счастье – это мягкие, тёплые ладошки! За диваном – фантики, на диване – крошки! Что такое счастье? – проще не ответить: Счастье есть у.

Мой первый день в детском садуМой первый день в детском саду «Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши.

Библиотека изображений:

Публикация Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Галина Викторовна Янгулова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Опубликовано: 17 февраля 2014 в 20:05
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД