МААМ-картинки

Консультация «Готов ли ваш ребенок к школе»

Людмила Кулешова
Консультация «Готов ли ваш ребенок к школе»

Уважаемые родители! Скоро у наших детей начнется новый важный этап жизни. Впереди школа. Дети и боятся, и с трепетом ждут этого момента, а родители задаются вопросом, а все ли они делают для того, чтобы хорошо подготовить своего ребенка к школе, чтобы тот смог избежать трудностей в освоении школьной программы. Поговорим сегодня о готовности ребенка к школе, что же мы вкладываем в это понятие. Обращаю ваше внимание на то, что настоящая, истинная подготовка начинается с его прихода в детский сад, продолжается в среднем 4 года и является важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка, как в детском саду, так и в семье.

Публикация «Консультация „Готов ли ваш ребенок к школе“» размещена в разделах

Подготовка к школе не ограничивается покупкой ребенку необходимых вещей для учебы. И даже определенный уровень знаний, умений и навыков ребенка, который, конечно же, имеет значение, не определяет готовности ребенка и не будет гарантом школьной успешности. Самое главное при переходе на качественно новую ступень – это его физическая и психологическая готовность к школе. Раскроем эти понятия

Физическая готовность – это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу.

Прежде всего, создайте у себя дома условия, способствующие нормальному росту, развитию и укреплению здоровья:

Четкое и строгое выполнение режима дня (приучает ребенка к определенному распорядку)

Достаточная продолжительность ночного и дневного сна (в сумме примерно 12 часов) предотвращает утомляемость.

Свежий воздух – подлинный эликсир здоровья

Важная забота родителей будущих первоклассников – про ведение своевременного и полного медицинского осмотра ребенка, а затем выполнение всех назначений врача.

Советы родителям:

Пусть прочно войдут в уклад жизни вашей семьи утренняя зарядка, пешеходные прогулки, экскурсии, походы, посильный физический труд, купание/плавание. Затраты энергии на активный рост и большую двигательную активность полностью компенсируются только полноценным и регулярным питанием.

Психологическая готовность представляет собой комплекс взаимосвязанных направлений развития ребенка : мотивационная готовность; волевая готовность; интеллектуальная готовность; социальная готовность.

Мотивационная готовность – предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе : игровой, познавательный, социальный.

Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть:

– к новому педагогу;

– к новому коллективу;

– к новым требованиям;

– к повседневным обязанностям.

Школьное обучение – это непрерывный процесс общения. Круг общения младшего школьника значительно расширяется: незнакомые взрослые, новые сверстники, старшеклассники. Психологами и педагогами замечено, что дети быстрее и легче адаптируются к школьному обучению, если умеют общаться. К школе у детей надо сформировать следующие навыки общения:

дошкольников с их сверстниками. Организация различных развлечений, детских праздников,

умение слушать собеседника, не перебивая его;

говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль;

пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегая грубостей.

В годы, предшествующие обучению в школе, родителям важно создать условия для общения разнообразных игр должна стать хорошей традицией каждой семьи. Дети учатся жить в коллективе, уступать, делать другим приятное, помогать, подчиняться, лидировать.

Родители должны не только научить ребёнка слушать других, но и признавать его право на собственное мнение.

и еще очень важный момент – то, как вы реагируете на своего ребенка, каким вы его видите, как оцениваете его успехи и неудачи. Детям, как воздух, просто необходима уверенность в том, что вы в него верите, что вы уверенны в его возможностях. Это дает сильный толчок для формирования самоуверенности, самоуважения. В дальнейшем ребенку это пригодится для самоутверждения в школе. Поэтому чаще хвалите ребенка за какой-нибудь даже очень маленький положительный момент в его деятельности. При неудачах не ругайте его, не говорите, какой он бестолковый, он это и сам чувствует. Ребенка надо поддержать : «У тебя сейчас не получилось, но, если ты попробуешь еще раз, то все получиться. Я в этом уверен».

Волевая готовность.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка : способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

«Надо» выходит на первый план вместо «хочу». Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться работать», без осознания этого «надо» ребёнок не сможет хорошо учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать и так далее.

Совет родителям:

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании. Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры, и подвижные игры.

Интеллектуальная готовность – включает багаж знаний ребенка, определенный уровень развития мыслительных процессов: наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи хорошую память и внимание). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически, делать выводы.

К 6-7 годам ребенок должен знать : свой адрес и название города, в котором он живет; название страны и ее столицы; имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы; времена года, их последовательность и основные признаки; названия месяцев, дней недели; основные виды деревьев и цветов; домашних и диких животных.

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Социальная (коммуникативная) готовность – это настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребёнок, может быть, внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиям, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.

Социальная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.

Она предполагает следующие умения: способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, при необходимости, уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.

Совет родителям:

Поддерживайте доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Помните – личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

В детском саду общению детей друг с другом уделяется большое внимание, они учатся дружить, общаться, мириться. Но также очень важно, какое внимание этому вопросу уделяют родители, в каких условиях семейного общения живет ребенок, приветствуют родители общение своего ребенка со сверстниками во дворе или изолируют от него, как оценивают его поведение.

На что еще следует обратить внимание при подготовке к школе :

Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:

Правильное произношение всех звуков.

Умение различать звуки речи на слух.

Владение навыками звукового анализа и синтеза: умение выделять звук на фоне слова;

слышать и выделять первый и последний звук в слове; определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);

определять количество и последовательность звуков в слове, место звука слове

по отношению к другим;

называть слова с заданным звуком; уметь составлять слова из звуков.

Словарный запас:

в своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные, понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов, знать многозначные слова.

Сформированность грамматического строя речи:

ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).

Связную речь:

к 7 годам ребёнок должен уметь

пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки

составлять рассказ по картинке

составлять рассказ по серии картин

отвечать на вопросы по тексту.

При пересказе (рассказе) обращается внимание

– на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль,

– на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ,

– на лексику (полнота и точность использования слов,

– на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).

Речевую коммуникацию:

ребё нок должен быть достаточно активен в общении:

– уметь слушать и понимать речь,

– строить общение с учетом ситуации,

– легко входить в контакт с детьми и взрослыми,

– ясно и последовательно выражать свои мысли,

– пользоваться формами речевого этикета.

Развитие самостоятельности

– Ребёнок должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучить ребёнка к гигиене.

– Научите ребенка убирать своё рабочее место, бережно относиться к вещам.

– Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них.

– Поручите ему какие-нибудь домашние дела, чтобы он научился выполнять свою работу без помощи взрослых. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котёнка, поливать цветы.

– Родители не должны делать то, что дети забыли или не захотели выполнять.

– Практика показывает, если дети до поступления в школу имели дома

посильные для них обязанности, они легче справлялись с учебной деятельностью.

Подготовка руки к письму

Эта подготовка предполагает развитие тонких движений руки и зрительно- двигательных координаций. Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее совершенствуются ее движения.

При подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Готов ли, ваш ребёнок к школе?» Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной элитной гимназии к другой, что успеть.

Фотоотчет о спортивном празднике «Готов к труду и обороне» (ГТО) «Будь готов» в группе общеразвивающей направленности 4–5 летФотоотчет о спортивном празднике «Готов к труду и обороне» (ГТО) «Будь готов» в группе общеразвивающей направленности 4–5 лет Спортивный праздник «Готов к труду и обороне» (ГТО) «Будь готов». В нашем саду прошел спортивный праздник ГТО среди детей разновозрастных.

Консультация для родителей «Активный ребенок»Консультация для родителей «Активный ребенок» Ваш ребенок очень активно двигается,ему не усидеть на месте,как же направить эту активность и энергию на укрепление физического здоровья.

Консультация для родителей «Благодарный ребенок»Консультация для родителей «Благодарный ребенок» Каждый родитель хочет дать своему ребенку самое лучшее:образование,красивые вещи,привить правильные манеры. Но нередко отдавая своему чаду.

Консультация для родителей «Ребенок и гаджеты»Консультация для родителей «Ребенок и гаджеты» Многих родителей волнует постоянное "общение "ребенка с телефоном,встает вопрос как влияет он на детскую психику,страх о том,что такое.

Консультация для родителей «Ребенок и книга»Консультация для родителей «Ребенок и книга» Ко дню детской книги на МААМКнига – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы,.

Консультация для родителей «Ребенок и книга»Консультация для родителей «Ребенок и книга» Консультация для родителей «Ребенок и книга». Важность чтения книг для развития человека невозможно переоценить. Это неиссякаемый источник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Готов ли ваш ребенок к школе»
Опубликовано: 13 декабря 2023 в 08:47
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД