МААМ-картинки

Консультация «Готов ли ваш ребенок к школе»

Величко Татьяна
Консультация «Готов ли ваш ребенок к школе»

Лекция для родителей.

ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ?

Ваш ребёнок идёт в первый класс, Вы счастливы и горды. И Вы, естественно, волнуетесь. Вы думаете о том, как сложится у него в дальнейшем школьная жизнь. И даже если он неплохо готов к школе (читает, считает, хорошо рассказывает, пишет печатными буквами, Вас всё равно не покидает какое-то беспокойство. Ещё большее волнение испытывает ребёнок, ведь он находится на перепутье между дошкольной и школьной жизнью. Дети 6–7 лет реагируют на состояние неопределё нности всем своим существом: нарушается устойчивость к стрессам, растёт напряжённость. И с таким ребёнком, конечно, нелегко. Поэтому так важно понять это состояние детей и помочь им быстрее привыкнуть к новой жизни.

Публикация «Консультация „Готов ли ваш ребенок к школе“» размещена в разделах

Что такое «психологическая готовность к школе»?

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Её содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учёбе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным.

Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это, прежде всего мотивационная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.

Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание ПОЙТИ В ШКОЛУ и желание УЧИТЬСЯ существенно отличаются друг от друга. читать далее.

Интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу. читать далее.

Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. читать далее.

Умение учиться

В первом классе детей учат не только письму, чтению и счёту, но и умению учиться, а также основам теоретического мышления. Что же такое умение учиться и чем он отличается от умения читать, считать и писать?

У ребёнка, который умеет учиться, наблюдаются такие черты:

– понимает, что он чего-то не умеет, не может, и приучен говорить об этом с учителем, не считает зазорным сказать: «Я не понял вопрос», «Я забыл в какую сторону пишется буква «ю»;

– умеет отличить новую задачу от старой и задумывается над тем, как её решить, а не выкрикивает первый попавшийся ответ;

– отличает вопрос, на который можно ответить, поразмыслив, посмотрев, понюхав, пощупав, от вопроса, на который невозможно ответить без дополнительных знаний, которые можно извлечь из учебника и книг или добыть у взрослого;

– может не просто сказать взрослому о своём незнании, неумении, непонимании в негативной манере («Я не знаю», «Я забыл», «У меня не получается», но даже сформулировать причины своих трудностей, рассматривая предмет с разных точек зрения («Я не знаю марки этой машины: спереди она похожа на «Москвич», а сзади – на «Жигули», а не объявляющий с видом знатока, что это «Жигули» новой модели).

Присмотритесь к своему ребё нку: есть ли у него эти качества? Если да, то будьте уверены, что, несмотря на кривоватые палочки в прописях и пока далеко не беглое чтение, он прекрасно справится со всеми школьными трудностями.

Учите ребенка общаться

Школьное обучение – это непрерывный процесс общения. Круг общения младшего школьника значительно расширяется: незнакомые взрослые, новые сверстники, старшеклассники. Психологами и педагогами замечено, что дети быстрее и легче адаптируются к школьному обучению, если умеют общаться.

Что же родители могут сделать для того, чтобы научить ребёнка общаться? Прежде всего, надо у детей сформировать следующие навыки:

– умение слушать собеседника, не перебивая его;

– говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль;

– пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегая грубостей и вульгаризмов.

Часто родители жалуются, что дети разговаривая между собой, перебивают друг друга и вместе с тем стесняются обратиться к чужому человеку, не умеют разговаривать по телефону.

Преодолеть эти недостатки помогут игры, в которых участвуют не только дети, но и взрослые. Чтобы провести эти игры, нужны 2 игрушечных телефона или их предметы-заместители.

«Мама звонит дочке (сыну)», «Внучка поздравляет деда», «Нужно вызвать врача к заболевшему братишке», «нужно узнать, какой фильм идёт в кинотеатре», «Приглашаем в гости друзей» – эти и другие ситуации, разыгранные вами с ребёнком, сформируют у него умение вести диалог, разговаривать со взрослыми, сверстниками.

В годы, предшествующие обучению в школе, родителям важно создать условия для общения дошкольников с их сверстниками. Организация различных развлечений, детских праздников, разнообразных игр должна стать хорошей традицией каждой семьи. Дети учатся жить в коллективе, уступать, делать другим приятное, помогать, подчиняться, лидировать.

И ещё один совет: учите ребёнка слушать других, но и сами признавайте его право на собственное мнение. Общение не может строиться на основе авторитарного давления на ребёнка и подчиняться формуле «Взрослый всегда прав, потому что взрослый». Обязательно спорьте с детьми, учите их доказывать свою точку зрения, но и сами не стесняйтесь признавать свои ошибки, извиняться. Всё это – залог того, что общение в любой среде не будет доставлять вашему ребёнку огорчения.

Рекомендации по повышению уровня готовности к школе

Многие считают, что если ребёнок посещает детский сад, значит, подготовку к школе полностью обеспечивают сотрудники дошкольного учреждения. Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной. Ребё нку требуется постоянное закрепление знаний: открытия, сделанные дома, он должен проверить и закрепить в детском саду. И наоборот, знаниями, полученными в детском саду, ему нужно поделиться с домашними. читать далее.

Читать, считать, писать.

Любое обучение начинается с наблюдения и пробуждения интереса к данному виду деятельности. Движущая сила развития и обучения детей – их желание быть похожими на взрослых. читать далее.

Надо ли учить ребенка писать письменными буквами?

Нет, ни в коем случае. У ребёнка ещё слабая рука, плохо развита мелкая мускулатура. читать далее.

Играйте с ребенком

«Ну вот, – скажете вы, – нужно, чтобы ребёнок готовился к серьёзному учебному труду, а не тратил время на пустые игры». Те родители, которые думают, что чем ближе ребёнок к школе, тем меньше он должен играть, совершают большую ошибку. Психологи и педагоги обеспокоены не тем, что дошкольники много играют, а тем, что они переходят в школу «не наигравшись» и игры детей 5–6 лет примитивны и неинтересны.

Почему же так важно играть с ребенком, особенно в годы подготовки к школе?

В игре дети:

– учатся применять имеющиеся у них знания;

– ставятся перед необходимостью поиска новых знаний;

– получают богатый чувственный опыт, прежде всего касающийся свойств и качеств разнообразных предметов, окружающих их.

В игре развиваются все психические процессы – внимание, память, мышление, речь и, что особенно важно, воображение.

Взрослым важно руководить игровой деятельностью ребёнка. Во-первых, для того, чтобы игра была более целенаправленной, интересной и развивающей. Во-вторых, игра требует партнёров, а заинтересованный взрослый – хороший игровой партнёр. В-третьих, игра – своеобразное общение, и участие в нём родителей доставляет ребёнку большую радость.

Какие игры наиболее полезны для подготовки детей к школе? Есть много книг и брошюр, рассказывающих о различных играх. Родитель может выбрать игру по своему вкусу, но обратите внимание на те из них, которые:

– формируют внимание, память, сосредоточенность («Кто ушёл?», «Что изменилось?», «Что спрятали?», «Какой картинки не хватает?», «Сделай так же»);

– развивают детские представления о качествах и свойствах предметов («Что из чего сделано», «Магазин "Ткани"», «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус», «Найди такой же предмет» (по цвету, величине, форме);

– развивают логическое мышление («Что сначала, что потом», «Времена года», шашки, шахматы, «Сравни по величине») и речь («Слова наоборот», «Синонимы», «Придумывание стихов»).

Несколько советов, как организовать игру:

1. Никогда не отказывайтесь поиграть с ребёнком, даже если вам некогда. Обязательно находите (лучше заранее) время для совместной игры.

2. Подбирайте игры не слишком трудные, но и не слишком лёгкие, так как интерес падает в том и в другом случае.

3. Подробно объясняйте правила игры. Будьте объективны в оценке игрового результата. Поддерживайте ребёнка, если игра «не клеится», хвалите за честное стремление к победе.

4. Придумывайте новые игры вместе с ребёнком. Дайте ему возможность самому придумывать разные варианты одной игры.

5. Занимаясь дома с ребёнком, почаще берите себе роль ученика, а не учителя. Превратитесь в совсем глупенького, не понимающего первоклашку и задавайте ребёнку различные вопросы (Почему? Зачем).

Кто должен осуществлять подготовку ребенка к школе?

Психологам часто приходится слышать вопрос: кто же должен осуществлять подготовку ребёнка к школьному обучению, кто отвечает за успешное обучение в начальных классах – родители, воспитатели детского сада и учителя, школа?

Родители дошкольников, посещающих детские сады, часто рассчитывают на то, что дети будут подготовлены к школе силами воспитателей. Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной.

Опыт показывает, что никакое самое хорошее детское учреждение – ни детский сад, ни начальная школа – не могут полностью заменить семью, семейное воспитание. В дошкольном учреждении детям прививают многие полезные навыки, учат рисованию, счёту, письму и чтению. Но если занятиями ребёнка не интересуются в семье, не придают им должного значения, не поощряют усердия и прилежания, ребёнок тоже начинает относиться к ним пренебрежительно, не стремится работать лучше, исправлять свои ошибки, преодолевать трудности в работе. Некоторых детей такое невнимание родителей глубоко обижает, они обижаются, перестают быть искренними и откровенными. Наоборот, интерес родителей к делам дошкольника и первоклассника придаёт особое значение всем достижениям ребёнка. Помощь в преодолении трудностей, возникающих при выполнении любого рода занятий, принимается всегда с благодарностью и способствует близости родителей и детей.

.

О чем следует сказать учителю перед началом учебного года

Очень важно всё о своём ребёнке рассказать учителю. Ложный стыд и нежелание родителей сообщать учителю о тех или иных особенностях (и особенно – «слабостях») своего ребёнка усложняют не только работу педагога, но часто бывают причиной трудностей самого ребёнка. Бывает, учителю требуется не один месяц, чтобы разобраться в причинах этих трудностей, а ведь могло хватить одного разговора.

Итак – расскажите учителю о развитии и здоровье ребёнка, особенно если у него есть хронические заболевания, нарушения зрения и слуха. Особо отметьте, если ребёнок очень ленивый или левша.

Не забудьте рассказать:

– как работает ребёнок (спокойно, целеустремлённо, быстро отвлекается, рассеянный, быстро утомляется);

– каковы особенности его поведения (спокойный, дисциплинированный, беспокойный, легко возбудимый, раздражительный, плохо управляемый);

– как общается с окружающими (со взрослыми, с детьми);

– что Вы знаете об особенностях его мышления, памяти (воспринимает только конкретный материал, владеет абстрактными понятиями, может обобщать; память – хорошая или плохая);

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Готов ли, ваш ребёнок к школе?» Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной элитной гимназии к другой, что успеть.

«Застенчивый ребенок». Консультация для педагогов«Застенчивый ребенок». Консультация для педагогов Застенчивость – это довольно распространенное явление среди детей и взрослых, которое чревато многими проблемами. Застенчивые дети часто.

Фотоотчет о спортивном празднике «Готов к труду и обороне» (ГТО) «Будь готов» в группе общеразвивающей направленности 4–5 летФотоотчет о спортивном празднике «Готов к труду и обороне» (ГТО) «Будь готов» в группе общеразвивающей направленности 4–5 лет Спортивный праздник «Готов к труду и обороне» (ГТО) «Будь готов». В нашем саду прошел спортивный праздник ГТО среди детей разновозрастных.

Консультация для родителей «Активный ребенок»Консультация для родителей «Активный ребенок» Ваш ребенок очень активно двигается,ему не усидеть на месте,как же направить эту активность и энергию на укрепление физического здоровья.

Консультация для родителей «Ребенок и телефон» В век прогрессивно развивающихся технологий, трудно представить жизнь человека без телефона и других всевозможных гаджетов. Телефон давно.

Консультация для родителей «Ребенок и телефон»Консультация для родителей «Ребенок и телефон» В наше время наличие телефона у ребенка стало обычным явлением,удобно контролировать,где находится в данный момент ваш ребенок,чем занимается. Но.

Консультация для родителей «Ребенок у телеэкрана» Телеэкран - плохой или хороший помощник? Телевизоры, прочно обосновавшиеся в нашей жизни, таят в себе как пользу, так и вред, особенно.

Консультация «Леворукий ребенок в школе: обучение письму» Когда ребенок учится правильно держать карандаш, ручку, учится писать, необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой.

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Ваш ребенок — будущий школьник»Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Ваш ребенок — будущий школьник» Тема родительского собрания «Ваш ребенок – будущий школьник». Присутствовало: 20 Отсутствовало: 7 Цели: формирование активной педагогической.

Консультация для родителей «Ваш ребенок и очки» Рекомендации родителям Ваш ребенок и очки Детские глаза – очень хрупкий и тонкий оптический инструмент. Ввиду того, что до определенного.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация «Готов ли ваш ребенок к школе» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Величко Татьяна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация «Готов ли ваш ребенок к школе»
Опубликовано: 8 июля 2021 в 16:39
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД