Папки-передвижки

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Городецкая роспись»

Светлана Антюшина
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Городецкая роспись»

Тема: «ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ»

Программное содержание:

– Познакомить с историей возникновения Городецкого промысла, познакомить с городецкой росписью;

– Учить узнавать и называть основные элементы росписи (бутон, листья, розан, купавка, ромашка, учить выполнять узор из ромашек и листьев, делать оживку;

– Закреплять приёмы работы кистью: концом кисти, всем ворсом;

– Упражнять в умении смешивать краски (красную и белую; синюю и белую, получать розовый и голубой цвета;

Публикация «Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе „Городецкая роспись“» размещена в разделах

– Воспитывать уважение к труду городецких мастеров, интерес к народно-прикладному искусству России.

Словарная работа:

Городецкая роспись, подмалевок, оттенёвка, оживка, бутон, розан, купавка, ромашка.

Материал:

Выставка изделий с городецкой росписью (доска, солонка, тарелка, закладка для книг, иллюстрации, образец городецкой росписи, гуашь, кисть, баночка с водой, салфетка, тонированная бумага.

Предварительная работа:

Знакомство с особенностями элементов узора, с традициями в изображении и сочетании цветов, рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства, знакомство с историей Городецкой росписи.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Воспитатель:

– Ребята хотите познакомиться с Городецкой росписью? Для этого отправимся в мини-музей. А расскажет о росписи Городецкой мастер, который сегодня будет для нас экскурсоводом в музее.

Мастер:

– Здравствуйте, ребята!

Воспитатель:

– Здравствуйте, мастер, нам очень нравятся городецкие изделия и мы хотим побольше узнать о городецких мастерах

Мастер:

– Я буду рад поделиться своими знаниями о городецкой росписи.

Пальчиковая гимнастика

Городецкие узоры хороши! (сжимаем пальчики в ладошки).

Погляжу я на картинки (показываем ладошки,

Улыбаюсь от души! (самомассаж уголков губ).

Розовые, жёлтые, синие, зелёные (прищипываем большой и указательный пальчик на правой и левой руке).

Распустились розаны (раскрыли ладошки,

На доске берёзовой (сложили ладошки тыльной стороной).

А купавки нежные (нажимаем поочерёдно на середину ладошки,

Кажется, качаются (раскачиваем руками).

А бутоны толстые распускаются (показывают раскрывающийся бутон).

2. Беседа о Городецкой росписи

Воспитатель:

– Ребята скажите, может кто-нибудь, из вас уже слышал, что такое Городец?

Дети:

– Городец — русский народный промысел по дереву.

Мастер:

– Верно, ребята. Городецкая роспись — русский народный художественный промысел Нижегородского края. Эта роспись яркая, лаконичная, в ней присутствуют различные жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры, которые украшали прялки, мебель, ставни, двери.

Воспитатель:

– Мастер расскажите нам, как появилась Городецкая роспись.

Мастер:

– Городецкая роспись получила своё развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях близ Городца. Жители окрестных деревень слыли искусными ремесленниками, среди которых были кузнецы, ткачи, красильщики, резчики, плотники и столяры. Эта роспись родилась в Поволжье, на берегах чистой и светлой речки Узоры. Умельцы-мастера делали из дерева всё: от детских игрушек до предметов мебели. Все эти деревянные изделия мастера украшали нарядными, яркими узорами. Свои изделия крестьяне всех окрестных деревень отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.

Воспитатель:

– Ребята, как появилась Городецкая роспись и почему её так назвали?

Дети:

– Жители, которые жили рядом с городом Городец, были большими искусными умельцами по дереву, изготавливая различные изделия, украшая яркими, нарядными узорами так и появилась роспись. А назвали её Городецкая роспись потому, что возили продавать на ярмарку в город Городец, отсюда и название.

Воспитатель:

– Молодцы, внимательно слушали. Мастер, скажите, что это были за изделия, которые изготавливали мастера, что на них изображали, какие краски использовали?

Мастер:

– Ассортимент городецких изделий широк — это прялки, короба, шкатулки, сундуки, разделочные доски, посуда, деревянные игрушки, детские каталки, мебель, даже части дома — ставни, двери, ворота.

Традиционная Городецкая роспись изображает различные жанровые сцены из жизни горожан: чаепитие, застолье, гарцующих коней и всадников, птиц с распущенными хвостами. Бытовые картины дополняются пышными яркими цветами и ветками.

В росписи по дереву значительное место занимает орнамент. Элементы в росписи — розан, ромашка, купавка, бутон, глазки, листик, также круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали. Узор — это рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней. Городецкую роспись выполняют без предварительного нанесения контура рисунка.

Воспитатель:

– Ребята, назовите Городецкие изделия. Из каких элементов состоит Городецкая роспись?

Дети:

– Изделий изготавливали очень много: разделочные доски, шкатулки, двери, сундуки. В Городецкой росписи используют такие элементы как – розан, ромашка, купавка, бутон, листик, орнамент, узор. И выполняют роспись без предварительного нанесения контура рисунка.

Мастер:

– Какие же вы молодцы, вы очень внимательные ребята.

Воспитатель:

– Как я вам благодарна, вы не только хороший мастер, но ещё и замечательный экскурсовод. Нам очень интересно узнать, как выполняется роспись, расскажите, пожалуйста!

Дети:

– Да, очень интересно, расскажите нам.

3. Показ способа рисования

Мастер:

– С большим удовольствием расскажу, слушайте.

Городецкая роспись выполняется в три этапа:

Первый — подмалёвка — круговым движением кистью нанесение одного цветового пятна. Подмалёвка выполняется широкой плоской кистью. Главное при этом — научиться брать нужное количество краски на кисть. Для цветов и ягодок используются следующие краски: розовый (красный + белый, красный, бордовый (красный + чёрный, голубой (синий + белый) и синий. Для листьев чаще всего используется городецкий зелёный (зелёного, жёлтого и немного коричневого). Иногда рисуются маленькие листики коричневой краской.

Второй этап — тенёвка — нанесение скобки кончиком кисти. Основные цвета тенёвки: чёрный, тёмно-коричневый, для синих и голубых элементов тёмно-синий. Использование чёрной краски для тенёвки делает орнамент более контрастным и ярким. А тенёвка всей росписи коричневой краской делает её более нежной и лёгкой.

Третий этап — оживка — тонкая разделка орнаментальных форм белилами, всегда наносят на однотонные силуэты, что придаёт им объёмность. Основным цветом оживки является белый.

Воспитатель:

– Ребята, скажите, как называются три этапа, которые используют при городецкой росписи? Какие краски используют мастера?

Дети:

– Городецкая роспись выполняется в три этапа. Первый этап — подмалёвка, второй этап — тенёвка, третий этап — оживка.

Дети:

– Мастера используют розовую, красную, голубую, зелёную, белую, чёрную краски, а также их оттенки.

Мастер:

– Осваивать Городецкую роспись начинают с написания цветов, которые изображают в круге. Городецкие цветы отличаются разнообразием по цвету и форме. Цветы в городецкой росписи — символ здоровья и процветания.

Бутоны — разновидность городецких цветов. Вначале наносят основное цветовое пятно (подмалёвку) круговым движением кисти, затем приступают к детальной разработке орнамента (тенёвке). Выполняют её чёрным цветом или бордовым. В конце белилами наносят оживки.

Купавка — самый распространённый цветок в городецком орнаменте. Подмалёвка у неё по размеру больше, чем у бутона. Расписывают с маленького кружочка по её краю, затем делают скобку внутри круга. По краю подмалёвки рисуют скобки, по форме такие же, как и скобка внутри подмалёвки, только меньшего размера. Скобки по её краю рисуют, начиная с центра, постепенно уменьшая их в размерах до сердцевинки. Завершающий этап росписи — оживка выполняется белилами.

Розан — отражает главные признаки цветка, т. е. имеет лепестки и ярко выраженный центр в середине. Розан окружён скобками — лепестками одного размера, цвет которых совпадает с цветом середины. Техника росписи скобок та же, что и у купавки.

Ромашка — цветок не сложный по технике исполнения: кончиком кисти слегка прикоснуться к поверхности бумаги, оставляя на ней тонкий след. Затем, не отрываясь от бумаги, кисть быстро приложить и поднять. В результате получится мазок-капля — тонкий в начале и широкий на конце. У ромашки есть сердцевина, а вокруг неё рисуют лепестки-капли.

Роза — самый сложный цветок. Роспись начинают с подмалёвки — основного объёма цветка-круга, к нему пририсовывают внизу центральный округлый лепесток, за ним по кругу располагают лепестки помельче до самой сердцевины, занимающей центр верхней части цветка. После того как силуэт цветка создан, начинают его разрабатывать: элементы центральной части ограничивают большой скобой и обращают к сердцевине. Дугу-скобку и сердцевину в верхней части цветка рисуют чёрным цветом, бордовым. Края лепестков можно обвести той же краской, что и сердцевину. Затем по обе стороны дуги рисуют две-четыре капли, в зависимости от свободного места внутри дуги. За пределами дуги рисуют небольшие скобки. Внутри дуги-скобки можно нарисовать точки-тычинки.

Городецкие листья очень разнообразны по форме, размеру и расцветке. Они почти всегда расположены группами из пяти, трёх или двух листьев.

Простой городецкий лист изображают в виде тыквенного семечка. Более сложный: проводят кистью плавную дугу и соединяют кривой линией, следя за тем, чтобы лист с одного конца оставался широким. Листья всегда широки, округлы и растопырены. Листья изображаются в два приёма: с подмалёвкой и оживкой. Если подмалёвка выполнена городецкой зеленой краской, то оживку выполняют чёрной краской, если городецкой тёмно-зелёной краской, то к оживкам чёрного цвета добавляют белила.

Городецкую птицу — символ семейного счастья, изображают в различных вариантах: это и величавый павлин, насупленный индюк, задиристый петух и сказочная птица. Начинают писать их с плавной линии, изображающей изгиб шеи и груди, потом наносят линию, определяющую форму головы и спины, затем определяют линию крыла, нитевидные клюв и ноги. Чаще всего туловище выполняют чёрным цветом, крыло закрашивают городецкой зелёной краской. Хвост пишут, ограничивая с двух сторон линиями, определяющими его силуэт и закрашивают чаще алым цветом. В другом случае прорисовывают каждое пёрышко хвоста в два цвета. Оживки делают белилами, нанося тонкие мазки.

Городецкий конь — символ богатства. В основном он чёрного цвета с маленькой головкой на круто изогнутой шее, и аккуратно причёсанной гривой. Мастера изображают его несколькими способами. Одни свободными маховыми мазками пишут контур всей фигуры и только потом закрашивают его. Другие строят фигуру коня цветовыми пятнами, начиная с самого крупного вертикального элемента — груди и шеи. К ним пририсовывают очертания сбруи и седла, задней и брюшной части туловища. Плоскость, ограниченная линиями сбруи и седла, в этом варианте остается светлой. Чаще всего седло и сбрую делают алым цветом, а детали головы, ног хвоста — белилами.

Все произведения искусства создаются по законам композиции, несоблюдение или незнание которых может привести к нарушению гармонии. Композиция — построение художественного произведения, соотношение его отдельных частей (компонентов, образующее единое целое.

Воспитатель:

– Ребята, мы с вами узнали очень подробно о том, как нужно рисовать цветы, какие краски и этапы применять.

Скажите, что обозначают цветы в городецкой росписи?

Чем является городецкая птица и конь?

Почему важна композиция в произведении искусства Городецкой росписи?

Дети:

– Цветы в городецкой росписи — это символ здоровья и процветания. Городецкая птица является символом семейного счастья. Городецкий конь — символ богатства.

Соотношение отдельных частей (компонентов, росписи образуют единое целое их незнание или несоблюдение может привести к нарушению гармонии.

Воспитатель, Мастер: Совершенно верно! Молодцы ребята.

4. Самостоятельная работа

Воспитатель:

– Итак, ребята, так как мы узнали о городецкой росписи очень многое, благодаря нашему Мастеру.

А сейчас ребята я вам предлагаю побыть настоящими городецкими мастерами и украсить разделочную доску «бутонами» и «листьями».

Мастер:

– Ребята, а я вам с радостью помогу.

Воспитатель:

– В настоящее время в качестве фона используют естественный желтоватый цвет дерева. Ребята напомните мне, какие цвета в росписи используют городецкие мастера?

Дети:

– Мастера используют розовую, красную, голубую, зеленую, белую, чёрную, оранжевую краски.

Воспитатель:

– Ребята, а какие элементы в росписи используют мастера?

Дети:

– Розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы

Воспитатель:

– Это розан, это купавка, это ромашка. Посмотрите внимательно на эти цветы, они могут быть как в голубых и синих тонах, так и розово-красные. Ромашку узнать легко. У неё много тонких лепестков. У купавки центр смещён.

Воспитатель:

– Итак, как мы с вами всё повторили, занимаем свои рабочие места.

Воспитатель:

– У вас на столе лежат листы, заранее покрашенные в жёлтый цвет. Давайте приступим к первому этапу выполнения. Выбираем понравившиеся цвета и рисуем подмалёвок — круг в центре нашей работы. Пока наш круг будет подсыхать, нарисуем ещё зелёные листья, создавая композицию.

Теперь переходим ко второму этапу выполнения. Другим цветом выполняем тенёвку: рисуем круг в центре цветка, а теперь по кругу располагаем лепестки напротив друг друга. Кто мне подскажет, как можно это сделать?

Дети:

– Путём примакивания кисти.

Воспитатель:

– Прежде чем приступить к третьему этапу, надо будет немного подождать, чтобы подсохла краска. Поэтому я предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить минутку здоровья.

Физминутка:

Вот помощники мои, их как хочешь поверни (вращаем кисти рук).

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак (потираем руки).

Раз, два, три, четыре, пять (хлопаем).

Не сидится им опять (стряхиваем кистями).

Постучали (стучим кончиками пальцев).

Повертели (круговые вращения кистью).

И работать захотели (потираем руками).

Мы старались рисовали, наши пальчики устали (сжимаем, разжимаем кисти рук).

А теперь мы отдохнём (встряхиваем кистями).

Узоры рисовать начнём (потираем руки).

Воспитатель:

– Заключительный этап росписи — оживка. Нанесём белую и чёрную краску в виде точек, капелек, завитков тонкой кистью. Наша доска готова.

А сейчас я попрошу нашего мастера, оценить ваши работы.

Мастер:

– Ребята какие вы молодцы, мне очень понравились ваши работы, и хочу отметить, что большинство ребят, применяли все этапы тенёвки, оживки, подмалёвки, правильно подобрали цвета, работали аккуратно. Вы очень способные.

Ну а сейчас мне пора с вами прощаться, ведь мне нужно готовиться к «Ярмарке» на которой состоится выставка изделий городецкой росписи. И я буду очень рад, если и вы придете. До свидания!

Воспитатель:

– Это вам мы говорим спасибо, ведь без такой нужной и интересной информации которую вы нам сегодня рассказали, у нас бы не получилось таких замечательных и точных работ. Мы обязательно придём, правда же ребята? До свидания!

Дети:

– Спасибо вам большое, с удовольствием придём. До свидания!

Рефлексия:

Воспитатель:

– Давайте вспомним, что нового мы с вами узнали на занятии?

Дети:

– Мы узнали, что есть такой знаменитый город Городец. А знаменит он изделиями из дерева, которые всегда пригодятся в хозяйстве — это доски, шкатулки, коромысла, ведра, солонки и другое. Рассмотрели, какие узоры бывают на изделиях, узнали, как они называются и как их правильно рисовать. А потом мы сами превратились в мастеров.

Воспитатель:

– Чему мы научились?

Дети:

– Рисовать бутоны цветов и листья. Узнали, из чего состоят узоры городецкой росписи (подмалёвка, тенёвка, оживка, бутон, розан, ромашка, листья).

Воспитатель:

– Вы сегодня очень хорошо поработали, посмотрите, какие красивые доски мы с вами расписали! Давайте повесим все наши работы на выставку, чтобы все полюбовались нашей городецкой росписью.

Публикации по теме:

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию-аппликации в старшей группе «Синички»Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию-аппликации в старшей группе «Синички» Цель: учить детей передавать в аппликации образ птицы синицы, особенности формы головы и туловища, хвоста, вырезывая по частям из цветной.

Конспект НОД по художественно — эстетическому развитию «Чебурашка» в старшей группеКонспект НОД по художественно — эстетическому развитию «Чебурашка» в старшей группе Цель: учить детей создавать в рисунке образ любимого сказочного героя: передавать форму тела, головы, другие характерные особенности. Задачи.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Роспись тарелочки мотивом «гжель» для старшей группыКонспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Роспись тарелочки мотивом «гжель» для старшей группы Цель: Роспись рисунка - тарелочки мотивом «Гжель». Программное содержание: - Продолжить приобщать детей к истокам русской народной культуры,.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в средней группе. Рисование на тему «Роспись головных уборов»Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в средней группе. Рисование на тему «Роспись головных уборов» Художественно-эстетическое развитие. Рисование на тему «Роспись головных уборов» в средней группе Цель: развивать умение проводить прямые.

Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию «Роспись дощечки по мотивам «Полхов-майданской росписи»Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию «Роспись дощечки по мотивам «Полхов-майданской росписи» Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народным промыслом Полхов- майдан и.

Конспект НОД по рисованию «Танк» в старшей группе Цель: Формирование у детей интерес к празднику «День защитника Отечества» и желание что-то сделать своими руками. Задачи: - Расширить знания.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Птицы»Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Птицы» Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию в старшей группе «Птицы». Программное содержание: - Обучать детей рисовать птиц,.

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Городецкая роспись»Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Городецкая роспись» Цель: создание условий для ознакомления детей с городецкой росписью. Задачи: - Формировать умения рисовать элементы кистью с соблюдением.

Конспект открытой НОД по художественно-эстетическому развитию «Роспись дымковской глиняной игрушки «Козлик»Конспект открытой НОД по художественно-эстетическому развитию «Роспись дымковской глиняной игрушки «Козлик» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОЙ НОДпо художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы на тему: "Роспись дымковской глиняной игрушки "Козлика"".

Конспект НОД в старшей группе по художественно-эстетическому развитию «Снежинка»Конспект НОД в старшей группе по художественно-эстетическому развитию «Снежинка» Тема: "Снежинка"Программное содержание: Продолжать учить детей скатывать колбаски и конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Городецкая роспись» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Антюшина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Городецкая роспись»
Опубликовано: 28 декабря 2021 в 22:29
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД