МААМ-картинки

Глобальные компетенции как компонент функциональной грамотности

Грищишин Владимир
Глобальные компетенции как компонент функциональной грамотности

Глобально компетентный человек обладает навыками и взглядами, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире, способен использовать знания о мире и критически мыслить при рассуждении о глобальных событиях. Сочетая знания, полученные при изучении школьных дисциплин, и приобретенные в школе способы мышления, такой человек способен задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать собственную позицию относительно местных, глобальных или межкультурных проблем. Он также демонстрируют медиаграмотность, т. е. способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения СМИ.

Публикация «Глобальные компетенции как компонент функциональной грамотности» размещена в разделах

2. способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения

Глобально компетентный человек способен рассматривать глобальные проблемы, а также взгляды и поведение других людей всесторонне. Он учитывает и ценит то, что позволяет преодолевать межкультурные различия и находить точки соприкосновения с представителями других культур (например, основные права человека, общий опыт). Сохраняя свою культурную самобытность, он одновременно осознает сущность культурных ценностей и убеждений окружающих его людей. Признание позиции или убеждений другого не обязательно означает их принятия. Однако способность видеть сквозь иной «культурный фильтр» дает возможность углубить собственные взгляды и, таким образом, принимать более зрелые решения при взаимодействии с другими людьми.

3. способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола

Глобально компетентный человек способен понимать культурные нормы, интерактивные стили и степень формальности межкультурного контекста и может соответствующим образом адаптировать свое поведение и общение. Он стремится к уважительному диалогу, выражает желание понять других людей и общаться с ними.

4. способность и склонность предпринимать конструктивные действия в направлении устойчивого развития и коллективного благополучия

Глобально компетентный человек содействует улучшению условий жизни в своем сообществе, в построении более справедливого, мирного, инклюзивного и экологически устойчивого мира. Этот аспект отражает роль молодых людей как активных и ответственных членов общества и связан с их готовностью реагировать на ту или иную местную, глобальную или межкультурную проблему или ситуацию.

Проблемы разработки инструментария «Глобальные компетенции» в исследовании PISA :

1) Еще нет четкого научного определения и описания области, которая оценивается.

2) «Правильные», «неправильные» ответы другие. «Правильный», «неправильный» ответ должен оценивать степень готовности обучающегося к решению глобальных задач, как самостоятельно, так и совместно с представителями различных национальностей и культур.

3) Сложно создать валидный и надежный инструмент. Многие задания не были взяты в исследование PISA для апробации, т. к. у разработчиков не было единого подхода к определению что правильно, а что неправильно.

4) При разработке первых заданий PISA по глобальным компетенциям выявилась опасность односторонности или предвзятости выдвигаемых оценок в предлагаемых ситуаций. Это проявилось, в том числе, в частом использовании стереотипов в ситуациях, где предлагалось проверить способности к межкультурному взаимодействию.

Пример ситуации: Учащийся участвует в совместной работе с двумя школьниками, приехавшими из других стран. Он ждет двух сокурсников, которые опаздывают, и задается вопросом «Почему они могут опаздывать». Разрабатывается задание с выбором ответов, среди которых «люди в стране XY не ценят встречи вовремя» или «люди в стране XY, похоже, не соблюдают договоренности».

Очень аккуратно следует подходить к отбору ситуаций и к формулируемым ответам.

5) Предложенные ситуации подразумевают четко выраженные социально желательные реакции учащихся через стереотипное содержание и варианты ответа. Такие задания реально оценивают как учащиеся могут угадать и соответствовать социальным ожиданиям, а не глобальные компетенции, т. е. не соответствуют своему назначению. Явные варианты ответов не работают в заданиях.

6) Нет начальной шкалы измерения, чтобы выявить сложность заданий. После апробации появилась информация.

Глобальная компетентность рассматривается на международном уровне как «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни. Глобальную компетентность (глобальные компетенции) можно рассматривать как специфический обособленный ценностно-интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков

Материал, подлежащий проверке в российском мониторинге, учитывал также подходы ООН при характеристике глобальных проблем, таких, как «Север – Юг», Мировой океан, изменение климата, вода (дефицит воды, доступ к чистой воде, демографическая проблема (старение, дети, продовольственная проблема, миграция и беженцы, энергетическая и сырьевая проблемы, гендерное равенство, здравоохранение, питание, права человека. Следует подчеркнуть, что формирование аналитического и критического мышления, которое рассматривается в международном мониторинге как умение и подробно характеризуется в материалах PISA, имеет прямой аналог в российских нормативных документах в структуре метапредметных результатов образования (в частности, в перечне познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий и характеристике умений работы с информацией).

Анализ содержательной составляющей глобальной компетентности в международном исследовании PISA и нормативных документов отечественного образования послужил основой разработки предметного содержания глобальной компетентности, подлежащего формированию и проверке в национальном мониторинге. Для 5-го и 7-го классов были отобраны следующие дидактические единицы: 5 класс Человек и природа ( аспекты: охрана природы, ответственное отношение к живой природе). Здоровье как ценность. Традиции и обычаи ( аспекты: многообразие культур и идентификация с определенной культурой). Права человека как ценность. Семья ( аспект: роль семьи в воспитании и образовании ребенка). 7 класс Основные причины возникновения глобальных проблем. Человек и природа ( аспект: экологический кризис и его причины). Здоровье ( аспект: глобальные проблемы и основы здорового образа жизни).

Целенаправленное формирование глобальной компетентности связано с реализацией требований ФГОС ООО к предметным, метапредметным и личностным образовательным результатам и в отечественном образовательном учреждении должно отвечать следующим условиям:

1. быть целостным и непрерывным с 5-го по 9-й классы основной школы;

2. определять общие цели и дифференцировать задачи по их достижению на каждом этапе формирования (то есть в каждом классе основной школы);

3. сочетать образовательные и воспитательные задачи;

4. учитывать требования преемственности содержания и их последовательное усложнение;

5. отбирать содержание с учетом возрастных особенностей школьников, накопленных ими контекстных знаний, а также «чувствительных» для российского общества вопросов;

6. развивать метапредметные умения и способствовать достижению метапредметных образовательных результатов;

7. развивать интегративные подходы и организовывать междисциплинарную интеграцию учителей.

Во многом формирование глобальных компетенций обусловлено укладом и традициями школы, уходом от формализма при проведении мероприятий. Педагоги должны обладать умением "раскручивать" програмный материал в проектную деятельность и организовывать в нетрадиционной форме диспуты, споры (в спорах рождается истина и умение выслушать оппонента, воспринимать с уважением иную точку зрения). Особенно это можно использовать на уроках обществознания, истории, МХК, литературы. Благоприятная почва при организации работы краеведческих направлений. Организовывать тренинги, отходить от массовости и ценить качество. Если раскручивать проект, то раскручивать его до состояния ВАУ! И проект должен быть проектом, а не так, как сейчас - проектная деятельность утратила своё предназначение.

Задачи, которые предстоит решить педагогическому коллективу

1) В условиях предметного обучения преодолеть «раздробление» предметного содержания в области глобальных проблем между учебными дисциплинами

2) Добиваться выполнения требований к метапредметным результатам образовательного процесса, используя различные формы межпредметной интеграции

3) Осознать, что на понимание сущности межкультурного взаимодействия влияют не только учебные возможности отдельных дисциплин, но и атмосфера и стиль школьной жизни в целом, особенности различных взаимодействий, в которые вступают ученики на уроках, во внеурочное время.

4) Реализовать на практике личностно-ориентированный подход, осуществлять уважительное сотрудничество всех участников образовательного процесса.

Организация деятельности учителя при формировании глобальной компетентности школьников «Новый взгляд»

Целенаправленное формирование глобальной компетентности не требует серьезной перестройки предметной деятельности учителя: важно проанализировать свои подходы к уроку и увидеть потенциал

Работа на уроке: включение заданий в мотивационную часть урока, при изучении соответствующего по содержанию материал, при закреплении изученного, для организации дискуссии, при отработке соответствующих умений (навыков, в ряде случаев для проверки знаний.

Внеурочная деятельность: проведение внеклассных мероприятий (в том числе и он-лайн формате, которые направлены на развитие и проявление качества глобально компетентной личности

Поиск единомышленников, работа в команде

Работа по формированию глобальных компетенцийодин из ответов на вопрос: как и чему учить сегодня для успеха ученика в будущем

В чем выражается сформированность глобальных компетенций?

Критическое рассмотрение с различных точек зрения проблем глобального характера и межкультурного взаимодействия

Осознание, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды (наши собственные и других людей)

Открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству

Эффективные индивидуальные или групповые действия (деятельность) во имя коллективного благополучия и устойчивого развития в различных ситуациях

Вывод: ГК направлено на достижение метопредметных образовательных результатов через междисциплинарную интеграцию учителей. Формирование ГК не заканчивается на уровне ООО, это такое состояние человека, которая подвергает его к обучению в течении всей жизни и формирование глобальной компетенции, как и социализация, никогда не заканчивается.

Публикации по теме:

Профессиональные компетенции учителя по физической культуре Профессиональные компетенции учителя по физической культуре. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным.

«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет "Загадка дня"- как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет. "Загадку дня" я использую для.

Ассоциация педагогов ДОУ «Креативное мышление дошкольников как важный компонент функциональной грамотности»Ассоциация педагогов ДОУ «Креативное мышление дошкольников как важный компонент функциональной грамотности» Современный мир постоянно меняется и что бы нам идти в ногу со временем, надо развивать креативное мышление. Если мы с вами будем креативно.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Фотоотчёт о Городских рождественских чтениях «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека«Фотоотчёт о Городских рождественских чтениях «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека« Фотоотчёт о Городских рождественских чтениях «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека" 18 января в нашем МАДОУ «Золотая.

Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.

Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность»Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Библиотека изображений:

Публикация Глобальные компетенции как компонент функциональной грамотности (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Грищишин Владимир на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Глобальные компетенции как компонент функциональной грамотности
Опубликовано: 27 января 2024 в 12:07
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД