МААМ-картинки

Гибкое планирование образовательной деятельности в ДОУ

Марина Степанюк
Гибкое планирование образовательной деятельности в ДОУ

Дошкольное детство является важнейшим периодом развития человека. А формирование у дошкольников самостоятельности и инициативности остаётся одним из важнейших и актуальных направлений.

Самостоятельность и, инициативность и творчество выделены как основные линии личностного развития ребёнка дошкольного возраста в фГОС ДО.

Гибкое планирование помогает педагогу прислушиваться к интересам детей, направить деятельность детей на самостоятельный поиск информации, проявить инициативность во всех видах деятельности и способствует развитию активной и самоорганизованной самостоятельной деятельности детей.

Публикация «Гибкое планирование образовательной деятельности в ДОУ» размещена в разделах

Гибкое планирование – это не самоцель – а средство развития детей, это конструктор будущих действий воспитателя, родителя и ребёнка.

В своей работе использую модель 3-х вопросов: что мы знаем, что хотим узнать, как мы можем это узнать. (Каждый педагог может выбрать своё количество вопросов).

Для развития инициативности, самостоятельности и творчества успешно в своей работе использую технологию «Эффективной социализации» Гришаевой Н. Н. – ежедневный рефлексивный круг, где дети обсуждают возникшие проблемы, обмениваются полученными знаниями и опытом, выбирают интересующую их тему – тему следующей недели. Темы могут быть разными, основанными на интересах детей, что обеспечивает лучшую мотивацию и ребёнок сможет найти в ней какой-либо интересующий только его аспект.

Выбрав тему, подходим к сбору информации, всё фиксируем на доске или листе, поделив их на три части.

Дети высказываются по теме, что они уже знают, что хотят ещё узнать – это и будут детские цели и задачи.

Каждый ребёнок самостоятельно выбирает тот способ сбора информации, который подходит только ему. Потом, предлагают, что они хотят рассказать. Или показать, т. е. самостоятельно выбирают форму своего участия: это презентация, мастер- класс, знакомство с новой игрой, разучивание стихотворения или песни, загадки, сказки, беседы, зарядки и т. д.

Разные формы участия помогают каждому ребёнку раскрыться, выбрать только тот способ участия, который подходит только ему.

Ранее (в средней группе) было сложно выбрать одну общую тему. Дети не хотели принимать участие, не проявляли инициативы в выборе тем. Позже стали предлагать несколько тем, затруднялся выбор – определяля очерёдность тем. Но сейчас, дети договариваются самостоятельно, без помощи педагога и выбирают одну общую тему: чем бы им хотелось заниматься на следующей неделе. Если идей несколько, то определяем их очерёдность и отправляем на «парковку идей».

Если ранее ребёнок пропускал детский сад без причины, то сейчас посещаемость увеличилась, каждый хочет принять участие, не хотят пропустить то, о чём рассказывают его друзья. Причём, слушают дети презентации или выполняют задания на мастер классе с интересом, внимательно слушают, не шумят, вежливо обращаются друг к друг.

Презентации готовятся не только на компьютере. Дети, зачастую, сами рисуют то, о чём хотят рассказать, делают только им понятные подсказки.

Работать стало интереснее, но сложнее. Гибкое планирование - самое главное во время заметить, что интересно детям и создать условия для самостоятельной деятельности.

Так, возвращаясь с прогулки, ребята обратили внимание на куст, который был усеян гусеницами и, конечно же, засыпали меня вопросами. Так и родилась тема недели: «Кто такие гусеницы?». И вот в группе уже появилась банка с гусеницей бабочки Махаона, которую принёс Захар. Ребята выбрали интересующие их вопросы и подготовили творческие мастер - классы и презентации, выучили стихи, принесли книги и иллюстрации, поделки. Путём обмена информации и наблюдений – выяснили, что наши гостьи гусеницы это будущая бабочка «Капустница».

Из пословицы «Картошка хлебу подспорье» - родилась новая тема недели, которая переросла в исследовательскую деятельность. Дети провели эксперименты, посадили картофель в группе на нашем мине огороде, узнали о истории появления картофеля в нашей стране. А родители организовали дегустацию блюд из картофеля. В итоге, тема настолько заинтересовала детей, что дети приняли участие в городском конкурсе познавательно – исследовательской деятельности «Почемучек» и заняли III место.

В подготовительной группе значительно расширились способы и формы участия детей. Это и исполнение песни и музыкальная гимнастика, игры, разрезные картинки, опыты и эксперименты, и даже фокусы. Ребята с гордостью рассказывают о себе, своих достижениях. Мальчики стали проводить творческие мастер – классы. Если в средней группе их проводили только девочки, то старшей группе – 4 мальчика, а в подготовительной группе из 9 мальчишек проводи мастер – класс -8 мальчиков. Причём, мальчишки участвовали в «Клубном часе» и проводили самостоятельно и с родителями свои мастер – классы.

Дети стали активнее проявлять самостоятельность и инициативность, их приглашают в другие группы сада с презентациями, мастер – классами. Ребята наперебой хотят поделиться своими знаниями.

Конечно же, всё это возможно только при тесном взаимодействии с родителями, которые принимают активное участие в образовательной деятельности детей. В раздевалке висит лист взаимодействия с родителями «Паутинка», на котором родители записывают своё участие, чем могут помочь по данной теме или вопрос от родителя. Отношение родителей к Гибкому планированию положительное. Взаимодействие с родителями и детьми стало более активным. Теперь родители постоянно интересуются жизнью группы, спрашивают у ребёнка, что было интересно, чем занимались, чем помочь. Мы, в свою очередь отсылаем им фото и видео – отчёты с моментами участия ребёнка. Наши видео отчёты, презентации можно посмотреть на YouTube канале и на ВК в группе «Дошколка 2».

В конце, в завершении темы, подводим итоги: что удивило, что узнали, что понравилось больше всего – это фиксируем в своём рабочем плане. Гибкое планирование это открытый план, т. е. в плане сразу не пишу чем будем заниматься, а записываю по факту – что сегодня было, что происходило, чем занимались, т. к. мы на перёд не можем знать, кто из детей будет сегодня участвовать, это мы узнаём на «Утреннем круге». В плане прописываю инициативу детей, т. е. кто и что будет представлять по теме. Но это не значит, что педагогу не надо быть готовым по теме, педагог должен быть готов всегда – держать в запасе интересные идеи.

И как итог, закрытие темы, может быть: театрализация, Квест - игра, свободная игра, «Клубный час», развлечение и т. д. То есть, итогом может быть любая форма, даже выставка творческих работ.

Хочу отметить – игры детей стали более разнообразными, самостоятельно организованными, к играм амии изготавливают атрибуты. Дети стали более активными и инициативными, им легче даётся выступление на публике. (Мы участвовали в городском конкурсе «Театральная жемчужина» в 2021 г. заняли 3 место, а в 2022г. – 2 место, наши дети получили дипломы «Лучший актёр и Лучшая актриса»).

И что самое главное – детям всё это очень нравится. Это то, что мы и хотели получить в результате!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Календарное планирование непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы на один день «День краба»Календарное планирование непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы на один день «День краба» Календарное планирование непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы на один день. Составили: Горошилова Е. П., Шлык.

Календарное планирование образовательной деятельности Основу календарно – тематического планирования составляет системно – деятельностный подход в образовании. Структура календарного плана соответствует.

Перспективное планирование организации совместной образовательной деятельности «Хозяйственно-бытовой труд» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию перспективное планирование организации совместной образовательной деятельности с детьми второй.

Перспективное планирование воспитательно-образовательной деятельности по ПДД в ДОУ Перспективное планирование воспитательно- образовательной деятельности по ПДД в ДОУ Перспективное планирование по ПДД составлено с учетом.

Планирование непрерывной образовательной деятельности для второй младшей группы Планирование непрерывной образовательной деятельностиВторая младшая группа Составили: Горошилова Елена Панцофиевна Шлык Елена Викторовна.

Планирование образовательной деятельности на неделю по теме «Домашние обитатели» в младшей группе ТЕМА: «Домашние обитатели» (30.11.2020-04.12.2020г.) ЦЕЛЬ: познакомить детей с домашними животными, обитающими в городских местностях и.

Планирование образовательной деятельности на один день «Подготовка диких животных к зиме» Планирование образовательной деятельности на один день. Тема: Подготовка диких животных к зиме Цель: Расширение знаний об особенностях внешнего.

Планирование образовательной деятельности во второй младшей группе по теме недели «Осень золотая природу украшает!»Планирование образовательной деятельности во второй младшей группе по теме недели «Осень золотая природу украшает!» Понедельник 09.09.19 Утро: Совместная деятельность взрослого и детей (подгрупповая, групповая) Прием, осмотр. Утренняя гимнастика (комплекс.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Гибкое планирование образовательной деятельности в ДОУ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Марина Степанюк на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Гибкое планирование образовательной деятельности в ДОУ
Опубликовано: 6 октября 2023 в 13:26
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД