Лучший педагог года

Фронтальное занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Везем на базар расписной товар из Полхово-Майдана»

Алина Ивановна Горбунова
Фронтальное занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Везем на базар расписной товар из Полхово-Майдана»

Цель: познакомить детей с новым промыслом — Полхов-Майдан,

Задачи:

- учить расписывать силуэты игрушек : рисовать черный контур узора маркером, потом яркими цветосочетаниями, передавать композицию в соответствии с предметом.

- воспитывать уважение к народным мастерам.

Материал: изделия Полхов-Майдана, силуэты посуды и игрушек желтого цвета, черные маркеры, акварель, кисточки, клеёнки, непроливайки.

Названию промысла дало село Полхов-Майдан, что находится на юге Нижегородской области, в Вознесенском районе.

Публикация «Фронтальное занятие с детьми старшего дошкольного возраста „Везем на базар расписной товар из Полхово-Майдана“» размещена в разделах

Полхов-Майдан - это один из самых известных центров не только росписи по дереву, но и вообще деревообработки в этом регионе. С начала вытачивали одну некрашеную посуду.

Чуть позже Полхов-Майданская посуда начинают покрывать выжженным контурным рисунком. Вскоре выжигание стали раскрашивать масляными красками, а потом анилиновыми красителями, разведенными на спирту.

Постепенно выжженный контур рисунка вытесняется более экономичной и простой в исполнении наводкой тушью.

Токарные изделия мастеров этого промысла - матрешки, птички - свистульки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, поставки - щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью.

Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.

Оригинальная художественно-декоративная система и обозначаются основные специфические приемы местной росписи.

Эти приемы получили устоявшиеся местные названия: "цветы с наводкой" - цветочная роспись очерчена четким черным контуром; "цветы без наводки" - рисунок выписывается по фону безлинейного контура; прием "под масло" - роспись масляными или нитро красками по глухому цветному фону, "пестрение" - простейшая кистевая роспись мазками или точками.

Следом преобразуется в Полхов-майданскую фабрику игрушек. Где мужчины занимаются изготовлением токарного "белья", а женщины выполняют роспись. Изделия, носят более сувенирный характер, их роспись однообразнее, а рисунок менее свободен, чем в работах мастеров-кустарей.

С начала 1980-х гг. начинает широко применятся цветочная роспись по обожженному паяльной лампой фону. Живой отклик находят современные события в сюжетах и темах росписи. Сегодня этот уникальный промысел продолжает развиваться по естественным законам народного искусства.

Технология росписи следующая.

Сюжеты Полхов-Майданской росписи

В основном используется два варианта росписи:

Растительный орнамент весьма устойчив - это так называемая "роза", которая за время существования промысла то несколько упрощалась, то усложнялась. А также непременная ветвь из яблок и клубники с чередующимися зелеными и синими листьями.

Излюбленный мотив Полхов-Майданской росписи - большой цветок на ветке: роза, тюльпан, шиповник, мак, ромашка, который дополнительно украшается веточками, небольшими цветами, листочками и ягодками.

В пейзажном мотиве чаще всего изображаются «домики» - пейзаж с церковью, мельницей на берегу речки, деревья с огромными яблоками на ветках и почти обязательная розовая заря.

Все сделано для того, чтобы заострить, усилить яркость, праздничность изделий.

Основные приемы Полхов-Майданской росписи

Никаких шаблонов на Полхов-Майданском промысле не существует. Роспись наносят свободно, в отработанной мастерицами последовательности.

Перед росписью изделие проходит специальную подготовку.

Прежде всего его поверхность тщательно шлифуют, а после этого грунтуют крахмальным клейстером для того, чтобы водорастворимые краски не расплывались.

Основных красок всего четыре – синяя и зеленая, красная и желтая. Выполняется роспись преимущественно по четко очерченному тушью контуру. Рисунок на изделие вначале наносится тушью, а уже потом заполняется цветом. В окраске любого орнамента, будь то букеты, гирлянды из цветов или пейзаж, существует своя выверенная практикой очередность. Сначала на определенные участки, в том числе и на те, где будет красный или зеленый цвет, наносят самую светлую — желтую краску. Перекрывая ее ярко-красной или алой, получают интенсивный красный цвет, а накладывая сверху синюю, получают ярко-зеленый.

Пейзажная роспись — «домики»

Сначала мастерица точными движениями наносит контуры домика, ствола и оголенных ветвей деревьев, берега реки и силуэты птиц на ее белой глади. И вот получается холодный зимний пейзаж, кажется, что к этому ничего не надо добавлять, настолько убедительно в своей законченности выглядит этот графический рисунок. Но по традиции промысла рисунок должен превратиться в изображение красочного радостного летнего вечера. Мастерица берет краски, и розовыми или голубыми становятся стены домика, белые лебеди плывут по синей речке, изумрудной муравой покрывается лужок, листьями, цветами или плодами — кусты и деревья, вспыхивает алое зарево вечерней зари. Природа как бы оживает, подвластная руке художницы. И нет среди написанных за день пейзажей двух одинаковых, похожих друг на друга, в каждом изображении что-то новое, отличное от предыдущего.

Решите ребус: Матрёшка.

Роспись матрешек:

Лицо нарисовано условно и торопливо — смаху нанесены линии и точки глаз, прямыми росчерками обозначены брови и губы, закрученными спиральками — небрежные кудряшки волос, руки совсем не написаны, как бы спрятаны под фартук.

Наряд их необычен: нет общепринятых очертаний платка со спускающимся углом сзади и завязанными под подбородком концами, нет привычных линий сарафана или юбки, спинка матрешки примерно на две трети высоты локально окрашена одним цветом — красным, алым, лазоревым или зеленым. Платок выделен другим по отношению к низу цветом, а на нем спереди в области лба нарисован трехлепестковый полуцветок — роза-дикуша. Роспись условного фартука заключена в овал, спускающийся от чуть сплюснутого лица. В овале на светло-золотистом фоне естественного цвета древесины написана веточка с крупным цветком - розой в вершине, ягодкой, листочками и мелкими цветочками — незабудками или маргаритками — по бокам.

Бесконтурная роспись

Сравнительно недавно на промысле Полхов-Майдана появилась бесконтурная роспись. В ней выработался своеобразный стиль.

Легкие, с небольшим завихрением, группами расходящиеся от центра лепестки-лучи делают цветок похожим на василек. В середине цветка тычком нанесены тычинки и сердцевинка. Небольшие яблочки написаны теми же мазками-лучами, только идущими от стебля и сходящимися в замкнутый круг.

Второй вариант написания яблока — это две дуги, идущие от стебля и сходящиеся в круг, а внутри них также от стебля, примерно до середины мотива, написаны короткие мазки того же цвета.

Разновидность бесконтурной росписи — роспись «под масло» или «под нитро». Здесь по цветному — зеленому или малиновому — фону, окрашенному анилиновыми красками, пишут тушью черные цветы и пушистые ветки, а после лакировки наносят белой или какой-нибудь светлой масляной краской или нитрокраской тычками ягодки и простые соцветия. Иногда роспись полностью выполняют масляной краской или нитрокраской.

В середине 70-х годов в ассортимент изделий промысла стали вводить довольно крупные формы, что способствовало укрупнению орнамента и усложнению композиций. Большие яркие пятна цветов стали плотно заполнять центральную часть расписываемой поверхности, их окружали крупные бутоны и листья. Фона в росписи почти не было видно, все просветы между основными декоративными пятнами были заполнены мелкими цветочками и ягодками.

Термины и понятия:

Игрушки-тарарушки - деревянные игрушки из села Полховский Майдан Нижегородской области.

Примеры игрушек - тарарушек: матрёшки, птички-свистульки, кони-тройки, грибочки, копилки, вазочки, солонки.

Контраст по цвету (цвет к цвету) это сочетание любых чистых цветов в их предельной насыщенности.

Контрастные цвета – противоположные, они взаимно подчёркивают яркость друг друга, усиливают.

Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера.

Народный промысел - форма народного творчества, в которой прослеживаются русские традиции.

Порядок работы мастеров Полхов-Майдана над украшением изделий:

Деревянное «бельё» - заготовка из дерева (липы, выточенная на токарном станке.

Грунтовка - изделие покрывают сверху крахмальным грунтом, и оно становится белым.

Нанесение контура - тонкой кисточкой или пёрышком наносится контур узора по всей поверхности изделия.

Роспись - заполнение контура узора цветом. Роспись происходит постепенно, начиная с жёлтого и с помощью метода лессировки (наложение одного прозрачного слоя на другой).

• Музеи онлайн https://musei-online.blogspot.com/ ( дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Гид по музеям с дополненной реальностью. Проект Министерства культуры РФ https://ar.culture.ru/ ( дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Яркий лоскуток». Занятие с детьми старшего дошкольного возраста«Яркий лоскуток». Занятие с детьми старшего дошкольного возраста Программное содержание: - рассказать детям о традиционных видах женского рукоделия, известных на Руси с давних времён; - продолжить знакомство.

«Люблю берёзку русскую». Занятие с детьми среднего и старшего дошкольного возраста«Люблю берёзку русскую». Занятие с детьми среднего и старшего дошкольного возраста Программное содержание: - рассказать детям о берёзе и обратить внимание на её красоту; - закрепить умение различать и изображать конкретное.

«Открывай скорей базар, казаки везут товар!». Фотоотчёт Кубанской ярмарки«Открывай скорей базар, казаки везут товар!». Фотоотчёт Кубанской ярмарки Ярмарка осенняя, яркая! Ярмарка богатая, жаркая! Веселись честной народ - На Кубани ярмарка идёт! В старину ярмарка — это устраиваемый.

Доминантное занятие по игроритмике с детьми старшего дошкольного возраста «Танцевальное путешествие»Доминантное занятие по игроритмике с детьми старшего дошкольного возраста «Танцевальное путешествие» Доминантное занятие по игроритмике с детьми старшего дошкольного возраста «Танцевальное путешествие».Цель: развивать у детей чувство ритма.

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста по математическому развитию «В Царстве геометрических фигур» ЦЕЛЬ: формировать представления о геометрических фигурах. ЗАДАЧИ: 1) Знакомство с понятием «линия» (множество точек). 2) Упражнять в счёте.

Дистанционное занятие по ознакомлению с окружающим миром «Ежи» с детьми старшего дошкольного возрастаДистанционное занятие по ознакомлению с окружающим миром «Ежи» с детьми старшего дошкольного возраста 27 мая. День ёжика Цель: создание условий для расширения знаний и представлений детей о жизни ежей. Задачи: • Воспитывать бережное отношение.

Занятие по лего-конструированию «Самолет» с детьми старшего дошкольного возрастаЗанятие по лего-конструированию «Самолет» с детьми старшего дошкольного возраста Образовательная деятельность: конструирование Цель: развитие конструктивной деятельности детей, формирование предпосылок инженерного мышления.

Занятие по познанию «Секреты дружбы» с детьми старшего дошкольного возрастаЗанятие по познанию «Секреты дружбы» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: Формирование понятий «друг», «дружба». Задачи: 1. Образовательные: познакомить детей с секретами (правилами) дружеских отношений;.

Занятие по сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек» педагог-психолог: Т. А. Бутаева Занятие по сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек» Цель: способствовать.

Знакомство с полевыми цветами. «Клевер луговой». Занятие с детьми среднего и старшего дошкольного возрастаЗнакомство с полевыми цветами. «Клевер луговой». Занятие с детьми среднего и старшего дошкольного возраста Программное содержание: - познакомить детей с клевером; - рассказать о видах этого цветка, особенностях его строения и опыления, о его.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фронтальное занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Везем на базар расписной товар из Полхово-Майдана»
Опубликовано: 30 мая 2021 в 15:46
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД